Татьяна Макарова
Конспект интегрированного занятия с детьми среднего возраста. Жизнь и быт народов Архангельской обл. «В гости к Марье-искуснице»
▼ Скачать + Заказать документы
Целью данного занятия является знакомство детей среднего возраста с бытом родного края и формирование знаний о здоровом образе жизни. Конспект составили: музыкальный руководитель Макарова Татьяна Валентиновна, воспитатель по приоритетному направлению ЗОЖ Головина Валентина Васильевна,МБДОУ № 74 "Винни-Пух", г. Северодвинск, Архангельская обл.
"В гости к Марье-искуснице"
Цель: Воспитание у детей интереса к народному быту родного края.
Публикация «Конспект интегрированного занятия с детьми среднего возраста, Жизнь и быт народов Архангельской обл, „В гости к Марье-искуснице“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
Формирование основ сбережения своего здоровья.
Задачи: Совершенствование образной речи, активизация употребления в
разговорной речи пословиц, поговорок; обогащение словаря названиями предметов быта; развитие эстетической и эмоциональной стороны речи.
Развитие координации движений, чувства ритма, зрительного и ассоциативного
мышления, совершенствование различных видов внимания, регулирования
дыхания, певческих навыков, стимулирование функции речедвигательного
аппарата и слухового анализатора.
Стабилизация психоэмоционального состояния, повышение функциональной
деятельности всего организма.
Воспитание познавательного интереса к истокам народной культуры,
уважение к людям, создающим красоту быта, формирование позитивной «Я –
концепции».
Материалы: русские народные костюмы для детей и взрослых; предметы быта: самовар, труба для самовара, ухват, чугун, лапти, вышитые полотенца, вязаные изделия.
Предварительная работа: разучивание пословиц о труде, самомассажа, песни, хороводной игры «Работники».
Воспитатель: (В группе) Дети, сегодня нам прислали приглашение. Давайте я вам его прочитаю. (Читает приглашение).
«Здравствуйте, дорогие ребятушки! Приглашаю вас к себе в гости. Я расскажу, как жили люди в старину, чем занимались, какие предметы
использовали в хозяйстве. Марья – искусница»
- Ну, а мы покажем наши умения.
Группа оформлена в форме избы с печью. Дети, наряженные в русские народные
костюмы, входят в светёлку под русскую народную музыку.
Детей встречает Марья-искусница.
Марья: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!
Хорошему гостю хозяин рад.
А я – Марья, люди величают меня - Марьей-искусницей.
Милости прошу в мою светёлку.
Проходите, будем чай пить, хороводы водить, хлеб-соль кушать,
да песни слушать. Добро пожаловать!
Вот только в народе говорится: «Делу – время, потехе – час». Сначала дело.
Хороводная игра «Работники»
(«Русские народные праздники в д/с» М. Ю. Картушина, стр. 144)
Марья: Вижу, вижу, добрыми работниками станете. А я предлагаю вам посмотреть на моё рукоделие (дети осматривают избу, предметы обихода, и рукоделия:
лапти, полотенце, носочки и т. д. Марья-искусница рассказывает о назначении и
применении коромысла, самовара,кадушки, решета,печи, лаптей).
Издавна русский народ славится трудолюбием. Об этом и в пословицах
говорится. Послушайте, какую я знаю пословицу: «Не спеши языком, торопись
делом». А какие пословицы о труде вы знаете? (дети называют пословицы о
труде)
Муз. рук-ль. : Спасибо тебе, Марья – искусница! Понравилось мне твоё рукоделие.
Матвей, а тебе что понравилось? Вика, а тебе?. (дети называют предметы:
лапти плетёные, полотенце вышитое, носочки вязаные).
Марья: Ну, а сейчас я хочу вас испытать. Не боитесь загадок? Загадки мои про предметы
в моей светёлке. Кто отгадает тот предмет и покажет, и скажет, как называется.
Начнём?
- Ни свет, ни заря, пошло согнувшись со двора. (Коромысло)
- Сплетены из бересты, так легки они, быстры.
Вся Россия в них ходила. И спасибо говорила. (Лапти)
- Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Самовар)
- Смастерили из досок, и надели поясок.
И хранит посуда эта с грядки, собранное лето. (Кадушка)
- Тёплая, большая, посреди избы стоит,
В ней пекут пироги и варят щи. (Печь)
Молодцы, какие! Хорошая у вас память, и глаз востёр!
Муз. рук-ль: Ребята, а давайте и мы Марью – искусницу порадуем.
- Та-ра-ра, та-ра-ра, подходите детвора,
Песни петь да играть, всех вокруг забавлять.
Ну, а прежде, чем мы споём нашу песенку, давайте разбудим наши голосочки.
Дыхательная и звуковая гимнастика «Пастушок» (автор Макарова Т. В.)
- Разудалый пастушок заиграет во рожок: «Ду – ду - ду!»
(глубокий вдох, а на выдохе произносить звук «ду-ду-ду…» в высоком регистре)
- А коровки в лад ему отвечают: «Му – му - му!»
(глубокий вдох, а на выдохе произносить долгий звук «му» в низком регистре)
Песня «Жили – были» муз. Пахмутовой
(сбр. «Песенник для малышей» Москва, «Музыка», 1988г., стр. 7)
Марья: Вот повеселили, порадовали меня, спасибо вам ребятушки. Ой, что же это я,
забыла совсем, я ведь тесто собиралась поставить, пирожками дорогих гостей
побаловать. Может быть, вы мне поможете? Вместе и быстрее и веселее работа
спорится.
Муз. рук-ль: Вставайте дети друг за другом, «будем тесто замешивать».
Выполнение взаимомассажа «Приготовим тесто»
Марья: Славное тесто получилось, подходите к столу, давайте из него крендельки
сделаем. Давайте-ка, я вас научу. (Показывает и рассказывает, как лепить
кренделёк)
Изготовление крендельков из солёного теста, работу организуют все взрослые.
Марья: Ай да, ребята, ай да, молодцы, какие вы умелые, а выдумщики какие! «Терпенье
да труд, всё перетрут», «Где терпенье – там и уменье», «Первый блин всегда
комом», «Лиха беда – начало», «Глаза страшатся, а руки делают», «Каков мастер,
таково и дело».
Воспитатель: Мы ещё не мастера,
Мы пока что учимся.
Если будем мы стараться,
Многому научимся
Марья: Вот и сделали, «Дружно не грузно, а врозь – хоть брось». Поставлю я пирожки в
печку. Эти пирожки вы с собой заберёте, разукрасите, мамам покажете, кукол
угощать станете. А мои пирожки у меня попробуете.
Муз. рук-ль: Пока пироги в печи,
Попоём и спляшем.
Поиграем на весёлых
Инструментах наших.
Дети играют на музыкальных инструментах «Наш оркестр»
(деревянные ложки, рубель, барабанка)
Марья: Дружно вы играете, спасибо. А я хочу угостить вас своим любимым и полезным
кушаньем. (угощение всех гостей и детей общеукрепляющей смесью «Румяные
щёчки» Кн. Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ»
А. К. Сундукова и др. стр. 91). Оно помогает мне с любой болезнью справиться, и
называется «Румяные щечки». Ведь у здорового человека всегда и щечки и глаза
огоньком горят. Подходите, пробуйте, отгадайте из чего приготовлено? (дети
называют ингредиенты). Хотите, расскажу, как его готовлю? Запоминайте, дома
расскажете!
Вот и пирожки подоспели, румяные да ароматные. А сейчас я приглашаю всех на
чаепитие. Чай у меня тоже для здоровья полезный «Северный» называется,
добавляю в него ягодки наши северные (вы какие знаете) – клюкву, да листочек
мяты. Приятного аппетита!
Чаепитие.