Венера Шайдуллина
Конспект интегрированной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «У природы нет плохой погоды»
▼ Скачать + Заказать документы
Учить видеть и понимать изменения, которые происходят в природе. В разные времена года рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений.
Развивать умение, способность чувствовать природу, общаться с ней, переносить это в общение с людьми. Составлять небольшие рассказы с использованием схем-моделей обогащать словарь детей, активизировать его, развивать память, внимание. Выразительно читать стихи наизусть. Передавать с помощью интонации радость от поэтических строчек.
Публикация «Конспект интегрированной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „У природы нет плохой погоды“» размещена в разделах
Отгадывать загадки, материал картинки с изображением различных явлений природы : дождь, солнце, ветер, снег, сосульки и т. д., карточки с условным изображением явлений природы, аудиозапись голоса природы.
Игра «Азбука настроений».
Ход занятия:
Звучит музыка, дети входят в зал.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, подойдите к окну и посмотрите на небо. Какое оно, есть на небе солнце? Какое оно? Посмотрите на картинки. Что на них видите?
Ответы детей. Какими словами можно описать солнышко:
ДЕТИ: ясное, лучистое, яркое, теплое, румяное, золотое, веселое.
ВОСПИТАТЕЛЬ: С помощью, каких слов можно рассказать о нем, о небе, на котором светит солнце?
ДЕТИ: синее, голубое, прозрачное, солнечное, высокое.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А если на небе нет солнца, то оно какое?
ДЕТИ: хмурое, пасмурное, грустное, серое.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А какое сейчас время года?
ДЕТИ: весна.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А как вы думаете, начало, середина или конец весны? Какие признаки весны вы знаете?
ДЕТИ: ярче светит солнце, тают сосульки, звенит капель, солнце чаще светит в синих, синих чистых, чистых небесах. Появляются проталинки, прилетают перелетные птицы.
Воспитатель читает стихотворение о весне, как бы подтверждая, сказанное детьми
О весне.
О весне сказали нам
Песни из скворечника
И сережки желтые
На ветвях орешника.
О весне сказали нам
Воробьи драчливые.
Вербочки мохнатые
Ручейки шумливые
Бабочка крапивница
На лесной проталинке
Синие подснежники
И сырые валенки.
Н. Найденова
О клене.
За окном сосулька тает Ветер тучи рвет в клочки Разжимает, разжимает Клен тугие кулачки.
Прислонился он к окошку И едва растает снег Мне зеленую ладошку Клен протянет раньше всех
С. Коган
ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, давайте найдем картинки, на которых яркое, чистое, голубое небо. И картинки, на которых оно серое, затянутое тучами, сердитое.
ДЕТИ: находят соответствующие картинки, и описывают их. Картинки расположены на Фланелеграфе.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, слушайте меня внимательно, я расскажу вам сказку: Жили, были два братца ветра старший брат северный младший южный ветер. Как же они не похожи друг на друга. Как подует северный ветер, сразу становится холодно и морозно. Какими словами еще можно сказать про этот ветер? Какой он?
ДЕТИ: ледяной, морозный, колючий.
А второй брат южный ветер, был совсем другим. Каким был южный ветер?
ДЕТИ: теплый, ласковый, нежный.
ДЕТИ: находят картинки северного и южного ветров или озвучить музыкой, а дети должны на звук определить, чья звучит песенка северного или южного ветра.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, посмотрите на эти картинки на Фланелеграфе, все они рассказывают о солнечном дне, о вдруг появившихся тучах, дожде, т. е. эти картинки рассказывают нам о разных природных явлениях, о солнечном дне,
ВОСПИТАТЕЛЬ: (обращаясь к каждому ребенку) Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь. О чем, О солнце, О дожде, почему появляются тучи, куда прячется солнце, как можно спастись от дождя?
Давайте послушаем стихи, может быть, они подскажут вам начало рассказа:
Солнце светит спозаранку Всей земле привет несет
Мы выходим на полянку Ручеек в лесу поет.
Теплый ветер гладит кожу Лес шумит густой травой Дуб нам хочет поклониться Клен кивает головой
Птицы весело щебечут Только их не разглядеть Рады птицы нашей встрече Рады вместе с нами петь
ВОСПИТАТЕЛЬ: Какое сегодня утро?
РЕБЕНОК: Сегодня хмурое утро, сегодня скучное, утро и кажется, будет дождь. Почему же плохое утро, сегодня доброе утро, сегодня веселое утро, и тучи уходят прочь.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Какие слова использует автор стихотворения для описания пасмурного утра?
ДЕТИ: хмурое, скучное утро.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А теперь мы попробуем составить свои рассказы о погодных явлениях по моделям. Каждый составляет схему своего рассказа. На карточках изобразим основные события ваших рассказов.
Солнце обозначим кругом, тучу овалом, дождь капельками, бутоны, цветы, спрятавшиеся от дождя маленьким квадратиком, цветы, раскрывшиеся на солнце большим квадратом, а детей человечками и составим из них цепочку, соблюдая последовательность событий.
Расскажите, пожалуйста, по очереди.
ВОСПИТАТЕЛЬ: молодцы, дети, а сейчас мы с вами сыграем несколько этюдов на имитацию разных явлений природы :
Первый этюд: беленькое облако (округленные руки перед собой, пальцы в замок не расцепляя рук, поднять их над головой (крышей, устремилось облако, (выпрямить руки над собой) выше, выше, выше, (потянуться руками вверх) ветер это облако качнул, (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону, зацепил за кручу (сцепить руки кончиками пальцев над головой) превратилось облако в дождевую тучу (руками описать через стороны вниз большой круг и присесть).
Второй этюд: дождик
ВОСПИТАТЕЛЬ: Набежали на небо тучки, спрятали солнышко и вдруг начался дождик, забарабанил по листьям и траве, как капли закапали, вспомним стихотворение:
Капля раз, капля два.
Капли медленно сперва,
Кап, кап, кап, кап
ДЕТИ: сопровождают эти слова медленными хлопками
Стали капли поспевать
Капля, каплю подгонять
Кап, кап, кап
Капли (хлопки) учащаются
Зонтик поскорей раскроем
От дождя себя укроем.
ДЕТИ: поднимают руки над головой, имитируют зонтик.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А сейчас дети, я вам загадаю загадки, а вы отгадайте и найдите на столе соответствующую картинку-отгадку. Ребенок, отгадав загадку, берет карточку.
Проводится другая игра «Подбери слово». Подбор прилагательных слов к картинкам. Солнце-ласковое. После ответа ребенок кладет картинку к фланелеграфу.
Хвалим детей за правильный ответ.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение И. Пивоварова
Едет солнце
Едет солнце в золотой карете
Видит солнце сверху все на свете
И щенка и петуха и козу с рогами
И как Петя во дворе машет кулаками.
ВОСПИТАТЕЛЬ: как вы думаете, понравилось ли солнышку, как Петя себя ведет?
Ответы, предположения.
А теперь разыграйте сценку, описанную в этом стихотворении, под музыку. Затем проводим другую игру, «Какая бывает погода».
ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети у меня на фланелеграфе картинки. Сейчас я вам буду читать Небольшие стихи, а вы к ним должны подобрать картинки с различной погодой.
Тихо, тихо снег идет
Белый снег мохнатый
Мы расчистим снег и лед
В дворике лопатой.
А вы покажите картинку, на которой можно видеть, как идет снег.
Дождик, дождик, поливай,
будет хлеба каравай
Будут булки, будут сушки,
будут вкусные ватрушки
ДЕТИ: показывают картинки с дождем.
Такой мороз, такой мороз.
Берет за нос, дерет до слез.
Такой мороз трескучий.
Пристал, пристал, прискучил.
ДЕТИ: показывают картинку о морозе.
Вышел я на лужок, очень солнышко жжет.
Стала моя кожица краснеть и ежится.
ДЕТИ: показывают картинку с солнышком.
Сели дети на салазки, как блестят весельем глазки Покатились, понеслись, покатились по льду вниз.
ДЕТИ: показывают картинку с зимой.
В заключение воспитатель еще раз показывает картинки и объясняет их содержание.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Когда занятие закончится, и мы пойдем гулять, вы будете играть, а потом вы вернетесь в группу. Как вы думаете, какое настроение у вас будет после прогулки. Показывают азбуку настроения. Давайте нарисуем наше настроение.
ДЕТИ: рисуют под аудиозапись «голоса леса», свои лица.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы дети, сегодня мы с вами поговорили о погодных явлениях и выяснили, что любая погода хороша, но все-таки лучше, когда светит солнышко и нам от этого весело.
ДЕТИ: рассматривают свои рисунки и под музыку одеваются на прогулку.
ЛИТЕРАТУРА:
Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей»
Ярославль, 2003 г.
Кошелева А. Д. «Эмоциональное развитие дошкольников»
Москва, 2004 г.
Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Москва, 2003 г.
Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой» Москва, 1998 г.
Воронова А. П. и группа авторов «Азбука общения»
Москва, 1998 г.
Журналы: Дошкольное воспитание за 2002- 2007 г.