Приложение МААМ

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству и краеведению

Светлана Жаворонкова
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству и краеведению
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

Обобщить знания детей о народах, живущих на Севере Камчатского края, продолжать знакомить детей с особенностями украшения в одежде народов Камчатки.

Учить составлять орнамент из геометрических фигур, закреплять принцип построения узора: повторы, чередование цвета, формы.

Закреплять умения вырезать из прямоугольника квадрат, ромб, из квадрата круг, разрезать квадрат по диагонали.

Совершенствовать навык работы с нетрадиционным материалом: кожей, нитками, манной крупой, горохом.

Формировать умение планировать свою работу и технологично осуществлять замысел.

Публикация «Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству и краеведению» размещена в разделах

Развивать творческие способности детей, познавательный интерес, речь, мыслительные процессы, любознательность, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывать любовь к родному краю, интерес к национальной культуре; воспитывать художественный вкус.

Методы и приемы: беседа, игра, пальчиковая гимнастика, прослушивание аудиозаписи, просмотр презентации.

Словарная работа: кухлянка, торбаса, малахай, орнамент, легенда, чукчи, коряки, эвены, ительмены, алеуты, яранга, Кутх, традиции, коренной народ, культура.

Предварительная работа: рассматривание презентаций и иллюстраций с одеждой, орнаментами, составление и прорисовка орнаментов, чтение корякских легенд, изучение свойств кожи, работа с кожей, нитками, работа со схемами.

Материал и оборудование: шаблоны кухлянок, кожа, манка, нитки, ножницы, клей, подставки под кисточки, кисточки, тарелка с заготовками, тарелка под мусор, салфетки горох, выставка фотографий национальной одежды, узоры, схемы, корякские песни, плакат с заготовками, образцы.

Виды детской деятельности : познавательная, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Содержание организованной деятельности

1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня много гостей, давайте еще раз их поприветствуем.

Внимание на экран!

Ты еще не видел чуда -

В нашей тундре не был?

Приезжай к нам без опаски

Слушать шорох зимней сказки,

Слушать звон копыт по насту…

Приезжай, чтоб увидеть край Камчатку. (Показ слайдов)

Камчатка - это край, который населяют различные народы, численность их мала, но они сохранили свои традиции. Назовите, какие коренные народы живут на Камчатке? (Коряки, ительмены, эвены, чукчи, алеуты).

(Показ слайда). Посмотрите, всех ли мы назвали? Суровый климат заставляет местное население шить одежду из шкур оленя. А как называется их одежда, мы вспомним, поиграв в игру «Угадай лишнее».

Игра. Обратите внимание, в четырехугольниках разного цвета картинки корякской и современной одежды. В четырехугольниках, какого цвета находится корякская одежда? (В четырехугольниках красного цвета). Давайте проверим.

Как называется одежда в первом ряду? (Малахай)

Как называется одежда во втором ряду? (Торбаса)

Как называется одежда в третьем ряду? (Кухлянка)

Давайте проверим, правильно мы отгадали названиe корякской одежды, если солнышко улыбнется нам, значит мы все ответили правильно.

2. Основная часть.

Ребята, присядьте на стульчики и посмотрите, как народные умельцы украшали свою одежду. (Показ фотографий кухлянок). Чем украшена одежда? (Орнаментом). Покажите. Где расположен орнамент на одежде? Что такое орнамент? Орнамент - это узор, состоящий из повторяющихся элементов, и предназначен для украшения различных изделий. Какой это орнамент? (Геометрический). Почему?

(Состоит из геометрических фигур).

Назовите эти фигуры. (Треугольники, квадраты, ромбы, прямоугольники). У всех народов разный орнамент и разное значение. Давайте узнаем, что обозначают эти геометрические фигуры, послушав легенду.

Легенда: (Картинка Кутха). Однажды Кутх взял удочки и пошел к морю за рыбой. Пришел к морю, принялся удить рыбу. И попался ему мудрый лосось. Стал молить его Лосось:

- Отпусти меня, Кутх! Исполню твое любое желание! Подумал Кутх и говорит:

- Посмотри вокруг! Какую красоту я создал! Хочу, чтобы это все всегда было со мной.

Лосось: Что ж. Хорошо, пусть будет так.

Кутх: Хочу, чтобы эти неприступные горы были со мной!

Лосось: Возьми эти горы. (Показ полоски с узором гор)

Кутх: Посмотри на эти реки! Хочу, чтобы и они были со мной!

Лосось: На тебе реки. (Показ полоски с узором реки)

Кутх: Взгляни, видишь, вдалеке моя юрта, а рядом пасутся олени.

Лосось: Вот тебе и этот узор. (Показ полоски с узором юрты и оленей)

Кутх: Посмотри на небо, круглый год нашу землю освещает солнце, но тепло свое отдает нам только летом. Хочу, чтобы и оно было со мной!

Лосось: Вот тебе и этот узор. (Показ полоски с узором)

Всегда носи его с собой на любой одежде. Пусть оно согревает тебя.

Кутх: Как стала красива моя кухлянка! Все есть на ней и все мне по сердцу! Спасибо тебе, мудрый Лосось.

Поблагодарил Кутх мудрого Лосося, да и отпустил обратно в море. Так на кухлянке и появились красочные узоры. Но злой дух не выносил, когда люди радовались и превратил их одежды в простые, темного цвета. Ребята, я предлагаю помочь народам Севера победить злого духа. А для этого пройдемте в творческую мастерскую. (Дети садятся за столы). Пропала радость у людей. (Открываю доску с плакатом неукрашенными кухлянками).

Давайте превратим их одежды в красочные, с разными узорами.

(Показ образцов, по бокам доски).

Обратите внимание, на столах у вас лежат шаблоны кухлянок, которые вы будете украшать.

Каким материалом будем украшать кухлянку? (Кожей). Что вы можете сказать об этом материале? (Мягкий, прочный, гладкий, тянется). Что еще вы видите на столах? (Нитки, манную крупу). Как вы думаете, для чего нам нужен этот материал? (Чтобы показать мех на кухлянке). Обратите внимание на схемы, которые напомнят вам, как вырезать геометрические фигуры.

(На столах схемы). Какие геометрические фигуры вы будете вырезать? (Треугольники, квадраты, круги, ромбы, прямоугольники). Какие геометрические фигуры мы вырежем из квадрата? (Треугольник, круг).

Какие геометрические фигуры мы вырежем из прямоугольника? (Квадрат, ромб). Кто расскажет по схеме, как из прямоугольника получить ромб? (Складываем прямоугольник пополам, держим за линию сгиба, начинаем резать с левого нижнего угла до середины стороны прямоугольника, затем с середины до левого верхнего угла).

Как располагаются элементы в узоре? (Чередуются, повторяются). Какие цвета используются в корякском орнаменте? (Белые, черные, красные). После того как вырезаны все элементы, что должны сделать? (Продумать свой узор, разложить, чередуя элементы по цвету и форме.) Где располагается орнамент на одежде? (На рукавах, в нижней части кухлянки, в верхней части кухлянки).

Давайте вспомним правила безопасной работы с ножницами.

(Не размахивать ножницами, не подносить их близко к лицу). Но перед работой давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет?

(Хлопки в ладошки - удары кулачками попеременно)

Звери необычные, к холоду привычные.

(«Замок», меняя положение пальцев)

Вот песец из норки смотрит,

(Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая

«колечки»)

Белый мишка важно ходит,

(Пальчики «шагают»)

Ну, а морж, как капитан,

Покоряет океан.

(Ладони «лодочкой» двигаются вперед)

Гордый северный олень.

(Кисти рук скрещены, пальцы рук раздвинуты)

Грузы возит целый день.

(Растирание ладоней движениями вверх, вниз)

А теперь я предлагаю приступить к работе. Продумайте узор, проявите свою фантазию, творчество и начинайте вырезать элементы. Ребята, если кому-то трудно будет вырезать ромб из кожи, вы не волнуйтесь, а вырежьте эту фигуру из бумаги.

Выполнение работы детьми. (Следить за осанкой детей)

(На фоне тихой спокойной этнической музыки проходит работа детей)

3. Итог: Работа в нашей мастерской подошла к концу. Давайте оденем жителей Севера. (Дети одевают жителей Севера). Ребята, мы победили злого духа. Посмотрите, какие разные, оригинальные кухлянки у вас получились. Чем украшали кухлянки? (Орнаментом). Какой орнамент? (Геометрический).

Из каких фигур получили элементы узора? (Из прямоугольника, квадрата).

Спасибо, вы, молодцы!

Публикации по теме:

Дидактические игры по реализации национального компонента Татарская дидактическая игра: «Поезд» Дидактическая задача: -В процессе игры продолжать знакомить детей с татарскими национальными костюмами.

Знакомство с орнаментомЗнакомство с орнаментом Орнамент – в переводе с латинского языка означает украшение. Орнамент обычно не является самостоятельным, а украшает какой – нибудь предмет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству и краеведению
Опубликовано: 15 декабря 2014 в 12:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству и краеведению» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Жаворонкова (УИ 282280) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД