Елена Крейнгольд
Конспект интегрированной образовательной деятельности «Путешествие по рекам Петербурга с А. С. Пушкиным»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Дать знания о реках города и их отношениях к биографическим местам А. С. Пушкина.
2. Закрепить знания о уже известных архитектурных памятниках города.
3. Закрепить знания о правилах поведения на воде.
4. Формировать умение элементарно пользоваться картой города, находить на ней основные реки города.
5. Закрепить порядковый счет и его соотнесение с цифрой, продолжать учить читать и писать слова.
6. Учить слушать поэтическое слово и слышать художественные обороты, описания.
7. Учить с помощью движения выражать характер и эмоциональное состояние.
Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности „Путешествие по рекам Петербурга с А, С, Пушкиным“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Реки и озера
- Темочки
8. Активизировать словарь детей за счет слов: название рек, прилагательных, выражающих эмоциональное состояние, и т. д.
9. Воспитывать бережное отношение к городу.
Материал:
Воздушный шарик с длинной веревкой, карта города с реками, набор фотографии с видами города, портрет А. С. Пушкина, Петра I.
Организация:
1. На ковре
2. За столами, поставленными в виде корабля.
Дети входят в группу. Здороваются. Потянуть вперед руки и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
- Здравствуйте! – Ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет аптеку.
И здоровым будет много лет.
Кинезиологическое приветствие.
- Ребята, смотрите, какой я сегодня принесла вам волшебный воздушный шар. Хотите, со мной отправится в путешествие? Для этого возьмемся за веревочку. Поднимаемся выше, выше, вот мы уже поднялись к самолетам, под облака. Хотите увидеть наш город с высоты птичьего полета. (разворачиваю карту). На большой высоте город становится маленьким, и становится похожим на карту. Взгляните, на карту, какого цвета больше? (голубого)
- Действительно, весь город пронизан «голубыми сосудами» – реками. У кого есть сосуды? (у человека по сосудам течет кровь).
- Действительно наш город, как живой человек. Прислушаемся. – Что мы можем услышать? (включаем музыку) (плеск волн, шум трамвая, машины и т. д.)
- Какая главная река города? – (Нева.) Наш город называют «Городом над Невой», «городом на Неве». А еще говорят – «Невские берега», «Невские просторы»…
- А кто ребята знает, что означает слово Нева? – Ученые считают, что «не» - значит «новая», а «ва» - вода. Другие переводят по-другому, текущая среди мхов река» почему так говорят, как вы думаете? Наш город основал царь Петр I. Здесь были болота и мхи. Вот почему так говорят, текущая среди мхов река.
- Хотите прокатится по этой реке на нашем корабле? Для этого давайте опустимся на нашем воздушном шаре на землю, давайте опять возьмемся за веревочку, закроем глаза и окажемся на земле. Ну вот мы и около нашего корабля, на котором мы поплывём.
- Корабль наш называется «Поэзии».
- Что значит это слово? (Поэзия – это стихи, очень красивые, мелодичные, музыкальные, слова которыми пользуются поэты, они прекрасны и необычны.)
- Ну вот заходите на корабле, рассаживаетесь. Отчаливаем. На столах карты, на каждого ребенка. По ходу движения отмечаем стрелками где проплываем. А поведет наш корабль поэт, жизнь, которого неразрывно связана с нашим городом, человек, который смог отразить всю красоту Петербурга. Он писал…
«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье, Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…»
- Какими словами описывает город, Неву? (строгий, стройный вид, узор чугунный, прозрачный сумрак, Невы державное теченье).
- Кто ребята отгадает его имя? Оно зашифровано в ребусе. У вас, у
каждого есть эти ребусы. Давайте отгадаем слово. Каждая цифра показывает порядок места буквы в слове. Что надо сделать? Расставить цифры по порядку и тогда прочитаем слова.
П И Ш К У Н
1 5 3 4 2 6
- У кого получилось?
- Да, действительно – это великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. (Достаю его портрет. Ставлю его на нос корабля.
- Итак, мы вплываем на нашем корабле в реку Неву. Взяли в руки карандаши, которыми мы будем отмечать стрелками путь нашего плавания. Отметили стрелкой начало нашего путешествия. Вперед на повороте повернули налево. …
«По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами…»
Так описывает нашу прогулку Александр Сергеевич Пушкин
- О каких дворцах может идти речь в стихотворении? (Эрмитаж, Меньшиковский дворец и т. д.)
- О каких башнях? (Башня Петропавловского собора, Адмиралтейства.)
- Но иногда у обычно спокойной Невы «портится характер». Тогда она становится темной, тревожной, гневной.
- Ребята, не случайно мы с вами свернули на реку Фонтанку. Здесь на берегу Фонтанки, со своими родителями жил А. С. Пушкин в детстве.
- Ну вот теперь мы с вами проплываем мимо Египетского моста, сворачиваем на Большую Неву налево.
- Ребята вам нравится наша прогулка?
- А как вы думаете какие правила надо знать, когда находишься рядом с водой? Молодцы! Все знаете.
- Ну а теперь сворачиваем на реку Мойку. Отмечаем стрелочкой на карте. Здесь жил с женой и детьми А. С. Пушкин последние годы своей жизни. Ну а теперь давайте поиграем в игру «Волшебник заколдовал название рек в картинках» мы будем отгадывать их и рисовать обратный путь дороги в той последовательности, в какой я буду показывать картинки. Молодцы вы все правильно отгадали. (реки Мойка, Карповка, Фонтанка). Ребята, на наша река Нева не всегда спокойная как сегодня, во время нашего путешествия. Иногда у обычно спокойной Невы «портится характер» тогда она становится темной, тревожной гневной.
«Но силой ветра от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла гневна, бурлива,
И затопляла острова.
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела…
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась.»
- Так описал А. С. Пушкин наводнение 1824 года
- Какими словами он описывает Неву? (гневная, бурливая, свирепая, остервенясь)
- Как можно сказать по-другому? (бурная, неспокойная, кипучая, бешенная, неистовая, беспокойная)
- Посмотрите на картинки разных оттенков и подберите цвета подходящие к этому настроению Невы.
- Ребята, а скажите мне похоже ли определение Свирепая, вздувалась и ревела на строки, предающие характер реки, в таких словах «Невы державное течение».
- Похоже ли это на слова «Невы державное теченье»? Объясните слова «Державное»
- Показать картину «Царь с державой». На Руси символом царской власти была держава, которая изображала земной шар и символизировала власть над миром. А как можно по-другому назвать державную – величественная, царственная, влиятельная, благородная, могущественная. А теперь, давайте ребята мы с вами разделимся на две команды и покажем Неву державную, и Неву, которая кинулась, как зверь. Возьмите в руки шарфики разных цветов и изобразите нашу Неву. Молодцы. А теперь теплый луч упал на водную гладь, озаряя Неву, подул легкий ветерок, побежала легкая рябь, стукнул мороз и вот река охвачена льдом. Дети застывают. А теперь все отомрите, и давайте мы с вами угостимся вкусным, бодрящим соком.
- Ну вот и закончилась наша интересная прогулка. Расскажите мне, где мы с вами побывали? Ответы детей. Ну а сейчас я хочу вам подарить на память о нашем интересном путешествии эти маленькие календарики.