Инесса Агаджанян
Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Лоскутная мозаика»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: развивать у детей интерес к народному декоративному искусству, воспитывая патриотические чувства, учить выдерживать ритм в композиции, уметь правильно подбирать лоскуты нужной геометрической формы; воспитывать у детей аккуратность, бережное и экономное отношение к материалу; способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного; концентрировать внимание, развивать у детей память, речь.
Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе „Лоскутная мозаика“» размещена в разделах
Оборудование и материалы: письмо, картинки: грибок, кошечка, мишка, лоскуты разных форм, размеров, качества, фломастеры, поднос, ножницы, игла, нитка, наперсток, утюг, тексты загадок, столы, клей, кисти, салфетки, кукла на гапите Иголочка, ширма, модели одежды, сшитые в лоскутной технике, аудиозапись, выставка работ детей и родителей.
Предварительная работа: знакомство детей с искусством пэчворк; рассматривание работ народных умельцев; чтение стихов и потешек; изготовление поделок из лоскутов.
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, скажите, вы любите путешествовать
Дети: Да!
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в далекую и прекрасную страну Лоскутию. Забыла вам сказать, когда вечером вы ушли домой, почтальон принес таинственный конверт. Я не стала вскрывать его без вас, потому что оно адресовано именно вам – детям старшей группы «Дюймовочка».
Как вы думаете: кто бы мог нам написать? (Ответы детей).
Вскрываю конверт, читаю письмо:
«Дорогие друзья! Помогите попасть в сказку. Злой волшебник заточил меня в башню и не дал закончить работу. А я очень нужна людям и не хочу, чтобы они страдали. Прошу вас, помогите, пожалуйста! Принцесса Иголочка».
Что же будем делать? (Ответы детей).
Воспитатель: Я думаю, что мы вместе преодолеем все препятствия! Вы готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: А почему же страна так называется?
Дети: В этой стране все сделано и сшито из лоскутков.
Воспитатель: Верно. А что вы знаете о лоскутном деле?
Дети: С давних времен на Руси жили умелые люди, которые шили одеяла, подушки, прихватки для дома. Они старались украсить какую-то вещь лоскутами.
Воспитатель: Да, ребята, тяжело жилось людям, они не могли позволить себе богатую одежду из шелка, парчи, но зато они умело использовали кусочки ткани. У них получались вот такие прихватки, одеяла. А сейчас это стало даже модным, если в нашей одежде есть элементы лоскутного шитья. А дома есть у вас что-нибудь, сшитое из лоскутов? (Ответы детей).
Воспитатель: Ну, теперь мы можем отправляться в путь. Ой, ребята, подождите, здесь принцесса Иголочка еще что-то приписала:
«Вы должны закрыть глаза
И сказать мои слова:
«Вот прекрасная страна,
Вся она чудес полна».
Дети повторяют слова закрытыми глазами.
Воспитатель: Вот мы и оказались в сказке! (Дети открывают глаза).
Вдруг раздается голос злого Волшебника (аудиозапись) :
-Ха-ха-ха, вот вы и попались. Вам никогда не справиться с моими заданиями. И тогда вы тоже окажетесь в башне! Ха-ха-ха!»
Воспитатель: Как вы думаете, кто это?
Дети: Злой Волшебник.
Воспитатель: Как же мы с ним справимся?
Дети: А мы ему покажем, что многое знаем и умеем!
Воспитатель: Смотри, мне кажется, здесь нас ждет первое испытание.
Задание №1. На доске картинки (грибок, кошечка, мишка). Нужно найти недостающие детали (лоскуты).
Дети находят лоскут по форме и качеству и объясняют свой выбор.
На мольберте картинка, где нужно провести линии от заплатки к одежде. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Молодцы! Наверное, Волшебник недоволен, что мы справились с этим заданием, но нам нужно идти дальше.
Задание №2. На подносе находятся предметы-отгадки, накрытые салфеткой (ножницы, утюг, игла с ниткой, наперсток).
Воспитатель: Ребята, здесь на подносе что-то находится? Но, чтобы заглянуть туда, надо отгадать загадки злого Волшебника. (Читаю загадки).
Маленького роста я, Инструмент бывалый
Тонкая и острая. Небольшой, не малый,
Носом путь себе ищу, У него полно забот:
За собою хвост тащу. Он и режет, и стрижет.
(Иголка) (Ножницы)
Конь стальной, Он разгладит
Хвост льняной. Все морщинки.
(Игла с ниткой) Только ты его
не тронь.
Он горячий,
Как огонь.
(Утюг).
Пищал мышонок
На всю норку,
Хвалился братьям,
Сестрам: «Смотрите,
Я нашел ведерко»
И показал…
Наперсток.
Воспитатель: А для чего нужен наперсток?
Дети: Наперсток нужен для того, чтобы иголкой не уколоть палец. Его надевают на палец, и он очень помогает при шитье, продвигает иголку. Бывают они из металла (металлический, из пластмассы (пластмассовый).
Воспитатель: Верно! Давайте заглянем, что же здесь находится? (Предметы-отгадки). Как можно назвать все эти предметы одним словом?
Дети: Инструменты. Они нужны для работы с тканью.
Воспитатель: А знаете ли вы загадки об инструментах?
Дети:
Два конца, два кольца, Бежит свинка,
Посередине гвоздик. Золотая щетинка.
(Ножницы). Носочек стальной,
А хвостик льняной.
Всех на свете обшивает, (Игла с иголкой).
Что сошьет, не надевает.
(Игла).
Воспитатель: Мы с заданием справились и подошли к следующему.
Ребята, знаете ли вы, что прежде чем приступить к работе, нужно четко знать правила обращения с инструментами?
Дети: Да!
Воспитатель: Назовите их.
Дети:
-рабочее место нужно содержать в порядке, каждый инструмент должен иметь свое место (игла - в игольнице, ножницы, нитки – в шкатулке);
-игла всегда должна быть с ниткой для того, чтобы ее легко было найти, если вдруг она надумает от вас спрятаться;
-нельзя вкладывать иглу в одежду – это опасно;
-руки во время шитья держат на весу, сидеть при этом нужно прямо и не подносить работу близко к глазам;
-никогда не берите в рот нитки, булавки, пуговицы и другие предметы;
-не следует откусывать нитку, можно повредить зубы;
-надо помнить, что ножницы нужно подавать только кольцами вперед, а иголку и булавку – тупым концом.
Воспитатель: Верно, ребята! Теперь, когда вы знаете, как нужно обращаться с этими предметами, пришла пора показать, на что способны ваши умелые руки. И я предлагаю пройти в мастерскую Принцессы Иголочки «Волшебный лоскут». Напомните, что такое лоскут?
Дети: Лоскут – это кусочек ткани.
Воспитатель: А слышали ли вы, такое слово «пэчворк»? (Ответы детей).
Оно пришло к нам из английского языка и означает лоскутная техника шитья» или «лоскутное шитье».
Что можно сделать из лоскутов?
Дети: Сарафаны, платья, шорты, салфетки, одеяла, прихватки.
Воспитатель: Ребята, принцесса предлагает вам закончить, начатую ею работу. Как вы думаете, мы сможем ей помочь?
Дети: Да!
Дети садятся за столы и работают под музыку.
На столах трафареты, шаблоны, лоскуты, ножницы, клей, салфетки.
По окончании дети рассказывают о своих работах.
Тут внезапно появляется принцесса Иголочка (кукла на гапите за ширмой, благодарит детей за помощь.
Принцесса Иголочка: Здравствуйте, мои дорогие друзья! Большое спасибо вам за то, что помогли мне, освободили от злого Волшебника.
А в награду я приготовила вам небольшие сюрпризы и приглашаю к себе в модный салон «Стильные штучки». (Играет музыка).
(Дети заходят за ширму, переодеваются и демонстрируют модели одежды, сшитые в лоскутной технике). Показ комментирует Иголочка:
-А сейчас, уважаемые гости, я предлагаю вам посмотреть коллекцию одежды, выполненной в лоскутной технике.
-Вот в таких юбках, жилетах, шортах, брючках, сарафане, панамках можно весело провести время в детском саду, на игровой площадке и радовать всех окружающих.
Итог.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие? (Ответы детей)
-Что вы делали? Что запомнилось? (Ответы детей)
-А чтобы и нашим гостям оно запомнилось, давайте подарим им свои сувениры.
Дети вручают гостям работы, сделанные своими руками в лоскутной технике.