МААМ-картинки

Конспект мастер-класса «Бабушкины куклы» (9 фото)

Екатерина Алексеевна
Конспект мастер-класса «Бабушкины куклы»

Конспект мастер-класса «Бабушкины куклы»

Фото «Бабушкины куклы»

«Бабушкины куклы»

Цель: Знакомство с народными ремеслами и развитие познавательного интереса к русским народным обычаям и традициям.

Задачи:

1. Образовательная: приобщение к истокам русской народной культуры. Продолжать знакомить детей с народной куклой.

2. Развивающая: развивать мелкую моторику в ходе изготовления кукол.

3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к старинным вещам, любовь к народному творчеству.

Публикация «Конспект мастер-класса „Бабушкины куклы“» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: Коммуникативная, познавательная, конструктивная, музыкально-художественная.

Форма занятия: экскурсия в мини-музей ДОУ с последующим переходом в музыкальный зал на мастер-класс.

Предварительная работа:

-экскурсия в краеведческий музей «Тульские древности»,

- исследовательская работа по изучению народного быта,

- Беседа «История возникновения народных кукол»

- Чтение сказки «Василиса Премудрая», «Крупеничка», «Десятиручка».

Методы и приёмы:

1. Словесные: рассказ, беседа, загадки, прослушивание музыки, вопросы.

2. Наглядные: рассматривание старинных вещей, кукол.

3. Практические: изготовление куклы.

Планируемые результаты: дети познакомятся с историей родного края. Разовьют связную речь. Появится познавательная активность к русским народным обычаям и традициям. Научатся изготавливать куклу- Хороводницу.

Оборудование: ткань белого цвета (30х30 см для туловища, 30х40см для рук, белая тесьма, лоскутки цветной ткани, образец куклы; нитки, клубок, изделия с элементами русской народной вышивки, вязаные вещи, аудиозапись с русской народной музыкой, предметы крестьянского быта.

Ход образовательной деятельности

1. Создание мотивационного поля (организационный момент -экскурсия в мини-музей ДОУ)

Воспитатель: -Здравствуйте! Меня зовут бабушка Маруся. Ребята, а вы любите читать сказки? А хотите узнать, как жили в сказке? (Ответы детей- да)

Тогда я вас приглашаю в гости к нам в русскую избу.

Отправляемся друзья

В чудо сказку — вы и я!

2. этап. Открытие детьми нового знания и самостоятельное применение нового знания на практике.

Конспект мастер-класса - фото

Раньше вся семья жила вместе в деревянной избе. И бабушка, и дедушка, и дети, и внуки – все жили вместе в большой светлой комнате, которая находилась в теплой части избы – горнице. Полы были в избе деревянные и на полы стелили самотканые дорожки, чтобы в избе было теплее.

- А вы знаете, что было главным в избе? (печь). А вот и наша хозяюшка хлопочет. (Возле печки хозяйка хлопочет, ставит чугун с картошкой в печь.)

Воспитатель обращается к хозяйке:

- Здравствуйте, Хозяюшка! Расскажите пожалуйста, с чего начинается Ваш день?

Хозяйка:

- Рано утром встала истопила печь, подоила корову, замесила тесто на хлеб, а теперь вот варю кашу, ох и дел-то у меня еще не мало осталось … (качает головой)

Воспитатель: - Да, как же много приходилось хозяйке выполнять дел по дому! Обращается к хозяйке:

- Скажите, а как Вы все успеваете?

Хозяйка: - Так у меня помощников полон дом! А вот и первый помощник. Это чугунок, он сделан из чугуна, особого вида металла, который выдерживает любой огонь и никогда не бьется. Еще у чугуна есть брат- горшок. В горшке варю я суп и кашу, храню крупу, муку, масло. Горшки делают из глины. (Показывает)

- А, чтобы достать из печи горячий горшок, да и не обжечь руки и лицо, нужен другой помощник. Слушайте про него загадку:

Не бык, а бодается,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдает,

А сам в угол идет. (Ухват)

Воспитатель:

- Кстати, уважаемые телезрители, у нас в Тульской области ухват называли рогач

Хозяйка:

- Тесто на хлеб, да на пироги замешиваю еще на рассвете. Тут приходит на помощь еще один помощник – сито. Если просеять муку через сито, то тесто получалось пышным и мягким. Готовое тесто отправляю в печь на специальной деревянной лопате.

(Хозяйка ставит в печку хлеб)

Фото №1 Бабушкины куклы Цель Знакомство с народными ремеслами и развитие познавательного интереса к русским народным обычаям и традициям

Воспитатель:

- А это старая стиральная машина, валек. Им выколачивают грязь из грязного белья, когда стирали на речке. (Показывает валек). А когда белье высохнет, то нужно его прогладить. Посмотрите еще один помощник! Чугунный утюг. Обычно у хозяйки их было два. Один греется на печке, а вторым гладят.

Женщину в старину называли бабой. И угол за печкой считался женским. Так и назывался бабий кут. Здесь женщины не только готовили, но и пряли, шили и занимались другими делами. Вот и сейчас посмотрите старшая дочь прядет нитку на прялке, а средняя вышивает полотенце. Девочек с малых лет приучали к ручному труду, лет с 5-6 девочки учились ткать, вышивать.

Фото №2 Образовательная приобщение к истокам русской народной культуры

Игра: «Найди предметы, сделанные своими руками?»

Дети рассматривают русскую избу и находят предметы.

Полотенце – отмечают, что оно вышито.

Лапти, корзины - плетенные.

Коврик- вязаный.

Каравай- испечен в печи.

Хозяйка предлагает полюбоваться этими предметами.

Воспитатель: -было и у мужчины свое место в избе для его работы. Взгляните –это деревянная скамья -конник. Здесь хозяин работал, а иногда и спал. На стене висела конская сбруя, одежда и принадлежности для работы. Вот посмотрите, сидит наш хозяин, плетет корзину.

Ну, а самое красивое место в избе, называли «красный угол». В старину слово «красный» означало: красивый. Стол был особо почитаемым в избе. Потому что за столом собиралась вся семья от мала до велика, чтобы рассказать друг другу, как прошёл день. Пили чай из самовара, пели песни, играли на инструментах. Дети играли в игрушки. Посмотрите: матрешки из дерева, глиняные свистульки, куклы из ткани. Нравятся куклы? Я предлагаю вам сделать. Я вам предлагаю из этих деталей изготовить куклу. А как ее смастерить мы узнаем, когда присядем за столы. Делать мы с вами будем вот эту куклу хороводницу.

Фото №3 Продолжать знакомить детей с народной куклой

Анализ образца изделия:

Рассматривание поделки:

-Из каких частей состоит? Из какого сделана материала? (ответы детей)

Практическая работа

Повторение техники безопасности.

Объяснение последовательности: что за чем делается в изготовлении куклы.

1. Берём большой круглый кусок ткани, одеваем его на голову, закрепляем резинкой через голову. Получилась нижняя юбка.

2. Берём второй круглый цветной кусок ткани поменьше, одеваем сверху, закрепляем ещё резинкой. Получилась верхняя юбка.

3. Берём белый квадратный кусок ткани, сворачиваем на раз, два, три с двух сторон, края закрепляем резинками - получились рукава. Находим здесь середину, надеваем сверху на нашу куклу. Закрепляем резинкой, формируем по бокам руки при помощи резинок. Получилась голова и белая рубашка.

4. Что осталось сделать? Просовываем косичку под верхнюю резинку.

Одеваем платочек.

Приступаем к работе. (По мере необходимости педагог помогает детям)

Во время работы провести: Гимнастику для глаз.

Открываем глазки – раз,

А зажмуриваем – два.

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

Кукла готова! В магазинах нет таких кукол, потому что эти куклы старинные и их делами в домашних условиях. А сейчас я вам предлагаю поиграть с куклой в интересные игры, в которые играли наши бабушки. Для этого мы вместе с куклой - хороводницей встанем дружно в хоровод. Чтобы хороводница расправила свои юбочки ее надо «оживить». Для этого надо быстро вращать пальчиками палочку, на которой закреплена кукла. Наша кукла расправила юбочки и закружилась в хороводе.

Игра «Малечина – калечина»

«Малечина-калечина, сколько часов до вечера» - и начинают отсчет: «Раз, два, три…десять, одиннадцать.» — до тех пор, пока ребенок может удержать палочку на ладони. Нужно поставить на раскрытую ладонь палочку и стараться удержать как можно дольше.

Фото №4 Развивающая развивать мелкую моторику в ходе изготовления кукол Фото №5 Воспитательная воспитывать бережное отношение к старинным вещам любовь к народному творчеству

3. Заключительная часть. Итог занятия.

Рефлексия

Выставка готовых кукол. Оценка готовых изделий.

Воспитатель: -поработали мы на славу, молодцы. Наша кукла готова.

Какие замечательные, яркие, нарядные куклы получились! Такие куклы можно взять с собой и подарим своим родным или друзьям. Вам понравилось у меня в гостях? Приходите еще!

Фото №6 Публикация Конспект мастер класса Бабушкины куклы размещена в разделах Кукла
Публикации по теме:

Бабушкины подаркиБабушкины подарки В те редкие моменты, что я бывала в предпраздничные дни на любимом МААМе, неустанно восхищалась Вашими поделками, мастер классами, подарками.

Фотоотчет о проведении мастер-класса по созданию куклы КупавкиФотоотчет о проведении мастер-класса по созданию куклы Купавки В отпуске появилось больше времени заняться рукоделием. Идей много и хочется их всех воплотить в жизнь. Хочется, чтобы отпуск прошел как.

Конспект досуга в младшей группе «Бабушкины руки» Как известно, что праздник 8 марта-это праздник мам и бабушек. Много слов говорится мамам, устраивают праздники. А вот моя задумка была.

Конспект мастер-класса по изготовлению куклы-оберега «Масленица»Конспект мастер-класса по изготовлению куклы-оберега «Масленица» Конспект мастер класса по изготовлению куклы – оберега «Масленицы» Провела: Алексеева Ольга Евгеньевна МДОУ № 6 «Колокольчик» г. Фурманов.

Конспект НОД «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»Конспект НОД «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы» Конспект занятия НОД по теме: «Славянские обрядовые куклы». Изготовление народной куклы» Участники: дети старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс изготовления куклы по мотивам народной куклы «Деревенский ангел»Мастер-класс изготовления куклы по мотивам народной куклы «Деревенский ангел» Тепло вас приветствую, мои друзья и гости странички! Сегодня выдалось свободное утро, и решила я смастерить подарок ко дню рождения маамовской.

Мастер-класс куклы «Подорожница» ко Дню народной куклы на МAAMМастер-класс куклы «Подорожница» ко Дню народной куклы на МAAM У обрядов на Руси множество заветов, И один из них - шитьё кукол-оберегов. По поверью, талисман защитит хозяев, Забирая на себя бремя.

Мастер-класс по изготовлению куклы «Космический ангел» по мотивам народной тряпичной куклы-кувадкиМастер-класс по изготовлению куклы «Космический ангел» по мотивам народной тряпичной куклы-кувадки Пленит нас космос красотой, В нём много красок, он живой. Огни, светящие в ночи, Так восхитительны, милы! Наш взор прикован к небесам,.

Фотоотчёт «Проект «Бабушкины куклы»Фотоотчёт «Проект «Бабушкины куклы» Вид проекта: информационно-познавательный,творческий. Продолжительность:краткосрочный. Участники проекта:дети подготовительной группы,.

Тряпичные народные куклы: традиции и современность. Мастер-класс старинной куклы «Кувадка»Тряпичные народные куклы: традиции и современность. Мастер-класс старинной куклы «Кувадка» «Кто в куклы не играл - тот счастья не видал» В нашем ДОУ прошло очень интересное мероприятие для педагогов на тему: «Тряпичные народные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект мастер-класса «Бабушкины куклы»
Опубликовано: 21 ноября 2021 в 14:41
+289Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 37.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД