Мария Вдовина
Конспект НОД «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия НОД
по теме: «Славянские обрядовые куклы».
Изготовление народной куклы»
Участники: дети старшего дошкольного возраста.
Количество детей: 20 человек
Длительность: 25 минут
Публикация «Конспект НОД „Славянские обрядовые куклы, Изготовление народной куклы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Цель занятия: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
- совершенствовать навыки игрового взаимодействия
ОО «Речевое развитие»
- воспитывать у детей коммуникативную культуру:
умение вести разговор на заданную тему
- совершенствовать речь как средство общения
ОО «Познавательное развитие»
- содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе
-содействовать формированию у детей мотива
познавательной деятельности
ОО «Физическое развитие»
-воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
- образовательная: научить детей изготавливать народную куклу. Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы;
- развивающая: развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани;
- воспитательная: воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле. Воспитывать эстетический вкус.
Предварительная работа
рассматривание альбомов «Русская народная игрушка», чтение пословиц и поговорок о труде, изучение литературы по теме «Народная кукла», музыкальное сопровождение.
Материалы:
Лоскуты хлопчатобумажной ткани квадратной, прямоугольной, треугольной формы
трех размеров, синтепон,, белые нитки, красные нитки, коричневые нитки.
В НОД использованы методы:
Наглядный, словесный, практический, исследовательский, игровой, использование ТСО, ИКТ
приемы: художественное слово, рассматривание, демонстрации, беседа, рассказ воспитателя, показ способа действия.
Ход совместной деятельности:
-Здравствуйте, гости дорогие! Давайте поприветствуем друг друга.
«Здравствуйте!»
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)
Проходите …У русского народа гостям всегда рады…
Вот и мы с вами сейчас сядем рядком да поговорим ладком! А поговорим мы о нашей Руси – матушке. Давайте, посмотрим презентацию.
Русский народ всегда умел хорошо работать, славился трудолюбием и усердием После трудового дня люди на Руси любили устраивать вечерние посиделки. В это время никто не сидел без дела. Вышивали, лепили, мастерили игрушки все – от мала до велика.
- А вы знаете когда появилась первая кукла?
Ответы детей:
- Когда появилась первая кукла никто не знает, известно только, что она была сделана из золы. Эта кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде эту куклу обязательно брали с собой.
Совершенно верно.
Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нити и ткани и даже из дерева.
- На какие группы делятся славянские куклы?
- По своему назначению куклы делятся на три большие группы:
• обрядовые;
• куклы-обереги;
• игровые.
Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству.
Когда девочке исполнялось пять лет она должна была мастерить кукол сама.
Каждую куклу- оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.
- Ребята, мы с вами тоже делали таких кукол, пожалуйста, расскажите о них.
- Первая тряпичная кукла появлялась в доме с рождением малыша и называлась «пеленашка». Ее клали в детскую колыбельку, она охраняла ребенка от дурного сглаза и злых духов.
-Крупеничку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай. Такую же куклу делала молодая женщина, если у нее долго не было детей. И через год, по поверью, у нее должен был родиться ребенок.
-Это обережные куколки «Кувадки». Наши предки считали, что эти куколки оберегают новорожденного малыша от нечистой силы. Их вешали над кроваткой младенца, как забавные погремушки, обязательно в нечетном количестве. Делали их из одежды, которую сносили, и перематывали их ниточками, надергаными из ткани. Кувадки просты в изготовлении и могут стать основой для других, более сложных кукол. Они будут прекрасным подарком к разным праздникам или просто украшением.
-Это игровая куколка на счастье. Куколка с толстой длинной косой, символизирующая здоровье и долгую жизнь, на самом деле невеличка – всего 4 – 5 см в высоту. Однако она крепко стоит на ногах, опираясь на свою густую косу, и обещает счастье своей хозяйке.
-Это куколка – стригушка «Десятиручка». Это традиционная обрядовая подарочная куколка девушке на свадьбу. Считалось, что куколка поможет молодой хозяйке справляться с множеством домашних дел. «Десятиручку» можно изготовить из ткани, соломы, липового лыка или из ниток. Эта куколка сделана из соломы.
-Это куколка «Благополучница», она была небольшого размера: предполагалось, что ее нужно все время держать при себе. Размер куколки – крошки позволяет ее вложить даже в кошелек, чтоб всегда иметь при себе такую помощницу. Внутри куклы спрятана монетка. Монетка внутри куклы должна быть с цифрой 5: 5 копеек, 50 копеек. Магия числа пять: Земля, Огонь, Вода, Металл, Дерево. Это тот вид куклы, которую можно и нужно дарить!
- Куколка «Колокольчик». Эта куколка – веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Колокольчик – оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
Гости дорогие, много вы знаете про кукол, молодцы, ну а не засиделись ли вы без дела?
Давайте поиграем!
Становитесь в круг…
(Под песню «Клубок»)
(Проводится игра «Уж я улком щла…»
Дети встают в большой круг, держатся за руки.
Цель игры не порвать ниточку).
Уж я улком шла,
Переулком шла,
Клубок ниточек нашла,
Клубок катится,
нитка тянется,
Клубок дали-дали-дали,
Нитка доли-доли-доли,
Я за ниточку бралась,
Тонка нить оборвалась…
После того, как клубок свернется по спирали, надо найти дырочку.
Встают обратно в круг со словами.
Отдохнули, а теперь от скуки берем дело в руки!
Ребята, хотите сделать лоскутную куколку сами?
Мы с вами сегодня будем делать несколько куколок. На столах лежат заготовки кукол: кукла «Кувадка», кукла «Благополучница», кукла «Пеленашка» К каждой, есть схема, но так как ребятам будет немного сложно разобраться со схемами, я предлагаю нашим уважаемым гостям присоединиться к творческому процессу. Пожалйуста, проходите, занимайте места.
Давайте вспомним некоторые правила :
Для того чтобы изготовленная кукла несла в себе не только эстетические функции, но и правильно выполняла все возложенные на нее магические действия, мотанку следовало создавать, строго соблюдая основные требования:
• Ни одна из тряпичных кукол-оберегов не имела глаз, носа или рта. Считалось, что изображая черты лица, кукла становилась подвержена черному колдовству. Кроме того создатель такой куклы мог не преднамеренно придать ему сходство с определенным человеком, тем самым вручая его судьбу этой поделке. Чтобы избежать подобного рода негатива, лицо любой куклы-мотанки оставалось чистым.
• Традиционно к созданию куколок из отрезов ткани своими руками допускались исключительно женщины: мужчинам зачастую нельзя было даже наблюдать за процессом изготовления оберега. Так как тряпичные куклы несли в себе мощной магический заряд, к их созданию своими руками следовало подходить весьма осознанно и внимательно. Чаще всего этот процесс требовал от девушки особой подготовки и проводился в строго определенное время. Важен был и эмоциональный настрой мастерицы, так как от этого зависела и сила тряпичной куколки.
• Приступать к изготовлению тряпичной куклы своими руками не советовали в большие церковные праздники и по воскресеньям. В процессе создания оберега запрещалось использовать любые острые и режущие предметы, так как, разрезая или прокалывая ткань, терялась магическая сила куклы.
• Во многом своей обережной силой тряпичные куклы были обязаны многочисленным узелкам, которые на них завязывались. Поэтому и тут существовали определенные правила: узлов должно было быть четное количество. На каждый такой узелок мастерица могла прочитать заговорные слова, вкладывая в них пожелания благополучия, достатка и удачи для семьи.
• В качестве основы для мотанки используется крест, выполненный из небольших деревянных веточек или щепок. Такая форма куклы-оберега несет в себе сакральный смысл, так как крест издавна считается особым магическим предметом.
• Получившаяся кукла должна нравиться своему владельцу на интуитивном уровне. В этом случае можно говорить о том, что мотанка получила правильный энергетический заряд и сможет с успехом выполнять все возложенные на нее функции.
Пальчиковая гимнастика «Замок».
На двери весит замок, кто его открыть бы смог.
Мы замочком покрутили, мы замочком постучали,
Потянули и открыли.
Стол стоит на толстой ножке,
Рядом стульчик у окошка
Два боченка под столом,
Вот какой я видел дом.
За работу
Ребята, теперь кукла готова! Молодцы! Вы настоящие мастера и рукодельницы!
Ребята, чем занимались наши предки во время посиделок?
Каких кукол мы с вами делали сегодня?
Почему кукол делали без лица?
Планируемый результат:
- Дети усвоят первоначальные представления о возникновении куклы на Руси;
- Могут самостоятельно изготовить куклу из подручного материала;
- Занятие будет способствовать дальнейшему познавательному интересу к истории народных традиций и обычаев нашего народа.
Дальнейшая работа:
- Приобщать детей к культуре и традициям народа через цикл занятий по ознакомлению с народными промыслами на Руси;
- Знакомить с новыми приемами над созданием лоскутной куклы.