Папанова Алла Владимировна
Интегрированная организованная образовательная деятельность с использованием ИКТ «Сорок-сороков — день прилета птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности
Папанова Алла Владимировна, музыкальный руководитель
Реализуемая в МБДОУ Детский сад №14 «Ручеёк» программа:
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Тема: «Сорок-сороков – День прилёта птиц»
Интеграция образовательных областей
• Познание
• Коммуникация
• Социализация
• Музыка
• Художественное слово
Публикация «Интегрированная организованная образовательная деятельность с использованием ИКТ „Сорок-сороков — день прилета птиц“» размещена в разделах
- День птиц. 1 апреля
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Сороки, Жаворонки. Народный праздник 22 марта
- Темочки
Виды деятельности
• Игровая
• Музыкально-художественная
• Коммуникативная
• Продуктивная
Цель:
• Способствовать формированию эстетического музыкального вкуса, музыкальных способностей через знакомство детей с весенним праздником Днем прилёта птиц (Сорок – сороков) на основе фольклорных традиций
Задачи:
• дать детям информацию о 22 марта, как о дне прилёта птиц
• продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий отклик на восприятие народной музыки, классической музыки
• развивать певческие и исполнительские умения, формировать навыки музыкально - ритмических движений, игры на музыкальных инструментах
• продолжить знакомить с народными приметами
• учить делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе
• развивать умение работать акварельными красками
• показать многоцветие и разнообразие мира
• воспитывать музыкальный художественный вкус, доброжелательность, бережное отношение к природе
Материал и оборудование:
• презентация к занятию с изображением перелётных птиц, кроссвордом
• круг с секторами,конверты с загадками
• акварель, кисти, листы бумаги
• шумовые музыкальные инструменты
• русские костюмы
Предварительная работа:
• дети имеют представления о перелётных и зимующих птицах, их повадках, приметах
• знают хоровод «Веснянка», знакомы с музыкальными и дидактическими играми : «Мы – музыканты», «Скворцы и кошка», «Зимующие и перелётные птицы»
• имеют знания о музыкальных инструментах
• имеют опыт слушания музыки произведений П. И. Чайковского: «Детский альбом»
• дети имеют представление о понятии - день равноденствия
Литература:
1. Арстанова Л. Г. Занятия и развлечения со старшими дошкольниками. -Волгоград: Учитель,2009.
2. Лободина Н. В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Волгоград: Учитель,2012.
3. Фесюкова Л. Б., Григорьева О. О. Времена года. Комплексные занятия для детей 4-7 лет. -Х. : ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2008.
Используется :
• музыкальный зал
• зимний сад, где расположен стол с секторами для выполнения задания
• групповая комната.
Содержание организованной деятельности детей :
Воспитатель перед занятием приносит в группу русские народные костюмы, предлагает их одеть и сообщает детям, что сегодня их в зале ждёт музыкальный сюрприз, а какой – они узнают в зале.
Дети входят в зал под русские народные наигрыши.
Музыкальный руководитель:
Всем, кто меня видит, всем, кто меня слышит, всем кто меня знает – доброго здоровья! Так здоровались русские люди в старину, а мы поздороваемся с вами языком музыки – пением!
Муз. руководитель поёт (звукоряд идёт вверх) :Здра-вствуй-те – ре-бя-та!
Дети поют (звукоряд - вниз) : Здра- вствуй- те!
Музыкальный руководитель: Я пригласила вас в зал, чтобы сообщить, что день сегодня необыкновенный, праздничный день – 22 марта - День прилёта птиц.
\СЛАЙД 1\ В старину этот праздник называли «Сорок – сороков». Хотите узнать, что это за праздник и как его праздновали на Руси (ответы детей – Да) тогда, начинаем!
Воспитатель: Если снег повсюду тает
\ СЛАЙД 2\ День становится длинней.
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна!
А ещё говорят, когда птицы прилетают, тогда весна и приходит. А какие же птицы прилетают из тёплых стран? Мы сейчас поиграем и узнаем.
Проводится игра «Зимующие и перелётные птицы».
Педагог показывает два движения: «птицы летят» и «птицы сидят». Дети соответственно называют перелётных и зимующих птиц.
Музыкальный руководитель: Земля надевает весенний наряд,
Весна собирает на праздник ребят.
Сегодня - самый настоящий праздник природы - День прилёта птиц.
Всех нас музыка зовёт
Выходите в хоровод.
Весной молодёжь водила хоровод и пела особые песни – веснянки, которыми закликали, звали весну. Пели в хороводе - а*капелла – то есть без музыкального сопровождения. Вот такую песню, «Веснянку», и мы с вами споём.
Хоровод «Ой, бежит ручьём вода» Музыка А. Филиппенко.
Ой, бежит ручьём вода,
Нету снега, нету льда.
Ой, вода, ой, вода.
Нету снега, нету льда. 2. Прилетели журавли
И соловушки малы.
Журавли, журавли
И соловушки малы 3. Мы Весняночку поём,
Весну красную зовём.
Ой, поём, ой, поём,
Весну красную зовём.
Дети садятся на места.
Воспитатель: У природы свой календарь. Ребята, кто мне скажет: какие птицы прилетают первыми? (Ответ грачи)
\ СЛАЙД 3\ Какая есть примета? (ответ - если грачи не торопятся приводить в порядок свои гнёзда, то близкого тепла не жди)
Когда грачи начинают ломать веточки деревьев для ремонта своих гнёзд, кричать и ссориться, то тёплый ветер уже назавтра принесёт дружную весну.
На этой неделе
Грачи прилетели.
Хоть трудна была дорога
Старший грач прикрикнул строго
- За работу - дела много!
Помни сам, других учи!
Наши чёрные грачи –
Птицы работящие!
\ СЛАЙД 4\ Постепенно прилетают и другие птицы. Например, необыкновенный концерт можно подсмотреть на глухом сером болоте. Артисты – серые журавли, любители потанцевать. Они кружатся, приседают, размахивают крыльями, раскланиваются друг перед другом. А какие ещё птицы прилетают на водоёмы?
( ответы детей: гуси, утки, лебеди)
\ СЛАЙД 5 \ А в сады прилетают другие птицы. Какие (ответ – скворцы) Они охраняют наши сады от вредителей и поэтому люди стали ими строить специальные домики. Какие? (скворечники)
\СЛАЙД 6 \
Музыкальный руководитель: Люди с нежностью и заботой относятся к своим помощникам, скворцам, и называют их ласково - скворушка. А сейчас я хочу вас познакомить с песней, которая так и называется – «Скворушка» (После песни дети говорят о своих впечатлениях о песне)
Песня «Скворушка». Муз. Ю. Слонова
Музыкальный руководитель: Порой на жителей скворечника идёт охота кошек и котов. А скворечник устроен так, что кошка не может достать лапой до птенцов, потому что очень узкий вход в домик. А бывают очень смелые скворцы и прогоняют кошек восвояси. Что- то мы засиделись! Не хотите ли и вы стать скворцами и поиграть?
Музыкальная игра «Скворцы и кошка»
Воспитатель: 22 марта, День прилёта птиц – особенный день. Называется он день равноденствия. Кто-нибудь знает, что это за день? (ответ детей - День равен ночи) Земля повернулась к Солнцу северным полушарием – значит больше не бывать зиме! И, конечно, это для всей природы радость и праздник. В народе говорили, Что к 22 марта прилетают «сорок сороков» птиц из заморских стран.
\ СЛАЙД 7 \ Праздник так и стали называть – «Сорок-сороков». Праздник был детским. Символом этого праздника стали жаворонки - певцы полей, особенно любимые в народе.
\ СЛАЙД 8 \
Музыкальный руководитель: Но не только простые люди любили пение этой пташки. Даже великие композиторы не остались равнодушными к трелям жаворонка. Послушайте произведение композитора П. И. Чайковского «Песня жаворонка».
\ СЛАЙД 9 \
Слушание музыки. П. И. Чайковский «Песня Жаворонка»
Закройте глаза и представьте : летний день и в вышине звучит звонкая песня.
\СЛАЙД 10\ Каково настроение этого произведения? На каком инструменте исполнена пьеса?
\СЛАЙД 11\ А как выдумаете, какой музыкальный инструмент смог бы передать трели жаворонка?
( ответы : флейта, жалейка, дудочка, свирель)
Воспитатель: А теперь вернёмся на детский праздник – «Сорок сороков».
\ СЛАЙД 12 \ По обычаю, хозяйки пекли из теста фигурки птиц «жаворонков» - певцов полей, особенно любезных душе крестьянина. \ СЛАЙДЫ 13-15 \
Мальчишки ватагой бегали по улице с этими птахами в руках, подбрасывали их вверх, ловили с громкими криками: Жаворонки, жаворонки
Прилетите к нам
Принесите нам
Весну - Красну
Зима надоела
Весь хлеб поела.
Музыкальный руководитель: В игру вступали и взрослые. Выходили в поле и распевали (поёт) : Жаворонки, жаворонки!
Прилетите к нам
Принесите лето нам!
Летите в поле,
Несите здоровье,
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье человечье.
Пойте вместе со мной: я пою строчку песни, а вы хором за мной вторите!
(поют 2 раза попевку «Жаворонки»)
А потом начиналось веселье! Все водили хороводы и играли в различные игры! Пришла и нам пора поиграть! Все мы - таланты, все мы - музыканты!
Раз – два –три- четыре
Встаньте в круг вы шире!
Игра «Мы – музыканты» (в кругу, с шумовыми музыкальными инструментами)
\ СЛАЙД 16 \ Воспитатель:
В нашем детском саду есть свой зимний сад. А в этом саду есть птицы. Какие? (Ответы детей – попугаи). Попугай Ксюша, родственница всех маленьких пташек. И она приглашает вас в зимний сад, чтобы вам загадать загадки. Мы с Ксюшей проверим, хорошо ли вы знаете наших птиц.
На нашем волшебном столе есть загадки, а вы нам скажете отгадки.
Все молчат - пришел «Молчок»,
Если крутится волчок!
Отвечать будет (называет имя ребёнка)
(дети по очереди крутят волчок со стрелкой и отгадывают загадки)
Чёрный, проворный
Кричит: «Крак»
Червякам враг (грач) Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения
Его и песни, и полёт
Воспет стихотвореньями.
(Жаворонок)
Я проворна, легкокрыла
Хвост раздвоен, словно вилы
Если я летаю низко
Значит дождик близко, близко
(ласточка) На шесте – весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер
На крыльце поёт отец-
Он и лётчик, и певец.
(скворец)
Кто в берете ярко-красном
В чёрной курточке атласной
На меня он не глядит
Всё стучит, стучит, стучит.
(Дятел) Показался клин вдали.
Прилетели (журавли).
\Слайд 15 \
Воспитатель: Чтобы к нам птицы прилетали,
чтобы нам помогали,
мы должны пообещать
им защитниками стать.
Скажите как мы должны относиться к птицам? (ответы)
Загадки все загаданы, отгадки все отгаданы! А сейчас возьмём в руки волшебные кисточки и превратимся в художников. И своими рисунками расскажем о птицах, о празднике «Сорок- сороков», а потом сделаем выставку своих рисунков.
(дети рисуют акварельными красками)
Музыкальный руководитель: Подошла к концу наша встреча с птицами, и я прошу вас показать мне, с каким настроением вы сейчас пойдёте в группу. У мены есть весёлые птенчики и грустные. Возьмите подходящего птенчика и положите в гнёздышко!