МААМ-картинки

Интегрированная организованная образовательная деятельность с использованием ИКТ «Сорок-сороков — день прилета птиц»

Папанова Алла Владимировна
Интегрированная организованная образовательная деятельность с использованием ИКТ «Сорок-сороков — день прилета птиц»

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности

Папанова Алла Владимировна, музыкальный руководитель

Реализуемая в МБДОУ Детский сад №14 «Ручеёк» программа:

От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Тема: «Сорок-сороков – День прилёта птиц»

Интеграция образовательных областей

• Познание

• Коммуникация

• Социализация

• Музыка

• Художественное слово

Публикация «Интегрированная организованная образовательная деятельность с использованием ИКТ „Сорок-сороков — день прилета птиц“» размещена в разделах

Виды деятельности

• Игровая

• Музыкально-художественная

• Коммуникативная

• Продуктивная

Цель:

• Способствовать формированию эстетического музыкального вкуса, музыкальных способностей через знакомство детей с весенним праздником Днем прилёта птиц (Сорок – сороков) на основе фольклорных традиций

Задачи:

• дать детям информацию о 22 марта, как о дне прилёта птиц

• продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий отклик на восприятие народной музыки, классической музыки

• развивать певческие и исполнительские умения, формировать навыки музыкально - ритмических движений, игры на музыкальных инструментах

• продолжить знакомить с народными приметами

• учить делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе

• развивать умение работать акварельными красками

• показать многоцветие и разнообразие мира

• воспитывать музыкальный художественный вкус, доброжелательность, бережное отношение к природе

Материал и оборудование:

• презентация к занятию с изображением перелётных птиц, кроссвордом

• круг с секторами,конверты с загадками

• акварель, кисти, листы бумаги

• шумовые музыкальные инструменты

• русские костюмы

Предварительная работа:

• дети имеют представления о перелётных и зимующих птицах, их повадках, приметах

• знают хоровод «Веснянка», знакомы с музыкальными и дидактическими играми : «Мы – музыканты», «Скворцы и кошка», «Зимующие и перелётные птицы»

• имеют знания о музыкальных инструментах

• имеют опыт слушания музыки произведений П. И. Чайковского: «Детский альбом»

• дети имеют представление о понятии - день равноденствия

Литература:

1. Арстанова Л. Г. Занятия и развлечения со старшими дошкольниками. -Волгоград: Учитель,2009.

2. Лободина Н. В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Волгоград: Учитель,2012.

3. Фесюкова Л. Б., Григорьева О. О. Времена года. Комплексные занятия для детей 4-7 лет. -Х. : ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2008.

Используется :

• музыкальный зал

• зимний сад, где расположен стол с секторами для выполнения задания

• групповая комната.

Содержание организованной деятельности детей :

Воспитатель перед занятием приносит в группу русские народные костюмы, предлагает их одеть и сообщает детям, что сегодня их в зале ждёт музыкальный сюрприз, а какой – они узнают в зале.

Дети входят в зал под русские народные наигрыши.

Музыкальный руководитель:

Всем, кто меня видит, всем, кто меня слышит, всем кто меня знает – доброго здоровья! Так здоровались русские люди в старину, а мы поздороваемся с вами языком музыки – пением!

Муз. руководитель поёт (звукоряд идёт вверх) :Здра-вствуй-те – ре-бя-та!

Дети поют (звукоряд - вниз) : Здра- вствуй- те!

Музыкальный руководитель: Я пригласила вас в зал, чтобы сообщить, что день сегодня необыкновенный, праздничный день – 22 марта - День прилёта птиц.

\СЛАЙД 1\ В старину этот праздник называли «Сорок – сороков». Хотите узнать, что это за праздник и как его праздновали на Руси (ответы детей – Да) тогда, начинаем!

Воспитатель: Если снег повсюду тает

\ СЛАЙД 2\ День становится длинней.

Если всё зазеленело

И в полях звенит ручей.

Если солнце ярче светит

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна!

А ещё говорят, когда птицы прилетают, тогда весна и приходит. А какие же птицы прилетают из тёплых стран? Мы сейчас поиграем и узнаем.

Проводится игра «Зимующие и перелётные птицы».

Педагог показывает два движения: «птицы летят» и «птицы сидят». Дети соответственно называют перелётных и зимующих птиц.

Музыкальный руководитель: Земля надевает весенний наряд,

Весна собирает на праздник ребят.

Сегодня - самый настоящий праздник природы - День прилёта птиц.

Всех нас музыка зовёт

Выходите в хоровод.

Весной молодёжь водила хоровод и пела особые песни – веснянки, которыми закликали, звали весну. Пели в хороводе - а*капелла – то есть без музыкального сопровождения. Вот такую песню, «Веснянку», и мы с вами споём.

Хоровод «Ой, бежит ручьём вода» Музыка А. Филиппенко.

Ой, бежит ручьём вода,

Нету снега, нету льда.

Ой, вода, ой, вода.

Нету снега, нету льда. 2. Прилетели журавли

И соловушки малы.

Журавли, журавли

И соловушки малы 3. Мы Весняночку поём,

Весну красную зовём.

Ой, поём, ой, поём,

Весну красную зовём.

Дети садятся на места.

Воспитатель: У природы свой календарь. Ребята, кто мне скажет: какие птицы прилетают первыми? (Ответ грачи)

\ СЛАЙД 3\ Какая есть примета? (ответ - если грачи не торопятся приводить в порядок свои гнёзда, то близкого тепла не жди)

Когда грачи начинают ломать веточки деревьев для ремонта своих гнёзд, кричать и ссориться, то тёплый ветер уже назавтра принесёт дружную весну.

На этой неделе

Грачи прилетели.

Хоть трудна была дорога

Старший грач прикрикнул строго

- За работу - дела много!

Помни сам, других учи!

Наши чёрные грачи –

Птицы работящие!

\ СЛАЙД 4\ Постепенно прилетают и другие птицы. Например, необыкновенный концерт можно подсмотреть на глухом сером болоте. Артисты – серые журавли, любители потанцевать. Они кружатся, приседают, размахивают крыльями, раскланиваются друг перед другом. А какие ещё птицы прилетают на водоёмы?

( ответы детей: гуси, утки, лебеди)

\ СЛАЙД 5 \ А в сады прилетают другие птицы. Какие (ответ – скворцы) Они охраняют наши сады от вредителей и поэтому люди стали ими строить специальные домики. Какие? (скворечники)

\СЛАЙД 6 \

Музыкальный руководитель: Люди с нежностью и заботой относятся к своим помощникам, скворцам, и называют их ласково - скворушка. А сейчас я хочу вас познакомить с песней, которая так и называется – «Скворушка» (После песни дети говорят о своих впечатлениях о песне)

Песня «Скворушка». Муз. Ю. Слонова

Музыкальный руководитель: Порой на жителей скворечника идёт охота кошек и котов. А скворечник устроен так, что кошка не может достать лапой до птенцов, потому что очень узкий вход в домик. А бывают очень смелые скворцы и прогоняют кошек восвояси. Что- то мы засиделись! Не хотите ли и вы стать скворцами и поиграть?

Музыкальная игра «Скворцы и кошка»

Воспитатель: 22 марта, День прилёта птиц – особенный день. Называется он день равноденствия. Кто-нибудь знает, что это за день? (ответ детей - День равен ночи) Земля повернулась к Солнцу северным полушарием – значит больше не бывать зиме! И, конечно, это для всей природы радость и праздник. В народе говорили, Что к 22 марта прилетают «сорок сороков» птиц из заморских стран.

\ СЛАЙД 7 \ Праздник так и стали называть – «Сорок-сороков». Праздник был детским. Символом этого праздника стали жаворонки - певцы полей, особенно любимые в народе.

\ СЛАЙД 8 \

Музыкальный руководитель: Но не только простые люди любили пение этой пташки. Даже великие композиторы не остались равнодушными к трелям жаворонка. Послушайте произведение композитора П. И. Чайковского «Песня жаворонка».

\ СЛАЙД 9 \

Слушание музыки. П. И. Чайковский «Песня Жаворонка»

Закройте глаза и представьте : летний день и в вышине звучит звонкая песня.

\СЛАЙД 10\ Каково настроение этого произведения? На каком инструменте исполнена пьеса?

\СЛАЙД 11\ А как выдумаете, какой музыкальный инструмент смог бы передать трели жаворонка?

( ответы : флейта, жалейка, дудочка, свирель)

Воспитатель: А теперь вернёмся на детский праздник – «Сорок сороков».

\ СЛАЙД 12 \ По обычаю, хозяйки пекли из теста фигурки птиц «жаворонков» - певцов полей, особенно любезных душе крестьянина. \ СЛАЙДЫ 13-15 \

Мальчишки ватагой бегали по улице с этими птахами в руках, подбрасывали их вверх, ловили с громкими криками: Жаворонки, жаворонки

Прилетите к нам

Принесите нам

Весну - Красну

Зима надоела

Весь хлеб поела.

Музыкальный руководитель: В игру вступали и взрослые. Выходили в поле и распевали (поёт) : Жаворонки, жаворонки!

Прилетите к нам

Принесите лето нам!

Летите в поле,

Несите здоровье,

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье человечье.

Пойте вместе со мной: я пою строчку песни, а вы хором за мной вторите!

(поют 2 раза попевку «Жаворонки»)

А потом начиналось веселье! Все водили хороводы и играли в различные игры! Пришла и нам пора поиграть! Все мы - таланты, все мы - музыканты!

Раз – два –три- четыре

Встаньте в круг вы шире!

Игра «Мы – музыканты» (в кругу, с шумовыми музыкальными инструментами)

\ СЛАЙД 16 \ Воспитатель:

В нашем детском саду есть свой зимний сад. А в этом саду есть птицы. Какие? (Ответы детей – попугаи). Попугай Ксюша, родственница всех маленьких пташек. И она приглашает вас в зимний сад, чтобы вам загадать загадки. Мы с Ксюшей проверим, хорошо ли вы знаете наших птиц.

На нашем волшебном столе есть загадки, а вы нам скажете отгадки.

Все молчат - пришел «Молчок»,

Если крутится волчок!

Отвечать будет (называет имя ребёнка)

(дети по очереди крутят волчок со стрелкой и отгадывают загадки)

Чёрный, проворный

Кричит: «Крак»

Червякам враг (грач) Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения

Его и песни, и полёт

Воспет стихотвореньями.

(Жаворонок)

Я проворна, легкокрыла

Хвост раздвоен, словно вилы

Если я летаю низко

Значит дождик близко, близко

(ласточка) На шесте – весёлый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер

На крыльце поёт отец-

Он и лётчик, и певец.

(скворец)

Кто в берете ярко-красном

В чёрной курточке атласной

На меня он не глядит

Всё стучит, стучит, стучит.

(Дятел) Показался клин вдали.

Прилетели (журавли).

\Слайд 15 \

Воспитатель: Чтобы к нам птицы прилетали,

чтобы нам помогали,

мы должны пообещать

им защитниками стать.

Скажите как мы должны относиться к птицам? (ответы)

Загадки все загаданы, отгадки все отгаданы! А сейчас возьмём в руки волшебные кисточки и превратимся в художников. И своими рисунками расскажем о птицах, о празднике «Сорок- сороков», а потом сделаем выставку своих рисунков.

(дети рисуют акварельными красками)

Музыкальный руководитель: Подошла к концу наша встреча с птицами, и я прошу вас показать мне, с каким настроением вы сейчас пойдёте в группу. У мены есть весёлые птенчики и грустные. Возьмите подходящего птенчика и положите в гнёздышко!

Публикации по теме:

22 марта — день весеннего равноденствия. Сороки. Жаворонки.22 марта — день весеннего равноденствия. Сороки. Жаворонки. Основная встреча весны на Руси праздновалась в день весеннего равноденствия – 22 марта, называли его Сороки. На Сороки день с ночью меряются,.

Перспективный годовой план музыкальных развлечений Утверждено 09.09.2012 г. Перспективный годовой план музыкальных развлечений на 2012/2013 уч. год музыкального руководителя ГДОУ Евиной Т. А.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированная организованная образовательная деятельность с использованием ИКТ «Сорок-сороков — день прилета птиц»
Опубликовано: 17 мая 2013 в 19:52
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД