Конспект исследовательской деятельности «Орган вкуса»

Елена Лебедева
Конспект исследовательской деятельности «Орган вкуса»

Конспект исследовательской деятельности «Орган вкуса»

(в рамках проекта "Наши удивительные 5 чувств")

Задачи

Образовательные:

- формировать представления детей об элементарном строении, функциях языка

- учить детей работать по схемам,

- упражнять детей в экспериментировании, умении делать выводы.

- умение работать в парах и подгруппах

Развивающие:

- развивать познавательный интерес,

- развивать логическое мышление,

- развивать речь

Воспитывающие:

- Вызвать желание узнавать новое путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные

- Воспитывать умение работать в парах, подгруппах

- Воспитывать толерантное отношение к физическим различиям между людьми, бережно относиться как к своим органам чувств, так и к органам чувств окружающих

Оборудование:

Пробирки со сладкой (раствор сахарозы, кислой (лимонный сок, соленой (раствор поваренной соли) и горькой (сок грейпфрута) жидкостью, ватные палочки, сахар, набор для экспериментирования, дневники исследователей

Исследовательский дневник

Ход исследовательской деятельности

Воспитатель: добрый день, уважаемые лаборанты. Мы продолжаем работу нашей лаборатории по исследованию органов чувств. Сегодня понаблюдать за нашими исследованиями пришли учёные из других лабораторий, давайте их поприветствуем. Предлагаю рассказать нашим гостям, с какими органами чувств мы уже познакомились. (ответы детей)

Слайд № 1 Воспитатель: прежде чем мы продолжим наши исследования, давайте вспомним правила работы в лаборатории. (ответы детей)

Воспитатель: отлично. Можно приступать.

Эксперимент №1

Воспитатель: обратите внимание на стол. Перед вами 4 пробирки, но баночки не пустые. В них что-то находится. Можете ли вы, используя только глаза, определить, что находится в пробирках? (ответы детей)

Воспитатель: а если использовать нос?

Дети определяют наличие запаха. Высказывают предположения (в баночке №1 - … и т. д.)

Воспитатель: вы очень хорошо справились с этим заданием. Но скажите, удалось ли вам окончательно определить, что находиться в пробирках? (ответы детей)

Воспитатель: как видите, при помощи только зрения и обоняния нам не удалось полностью выполнить эту задачей. Что же ещё можно сделать? (дети высказывают предположения)

Воспитатель: совершенно верно. Нам на помощь приходит ещё один орган чувств – орган вкуса, который представлен языком. (слайд № 2) Давайте познакомимся с его строением. Внимание на экран. Слайд № 3. Язык – это мышца. Причём одна из самых сильных мышц в нашем организме. Язык имеет корень (часть, которой он крепится). Кстати, язык – это единственная мышца в нашем организме, которая прикрепляется только одним концом, а второй конец свободный. Далее идёт тело языка и кончик. У языка очень интересная поверхность. Предлагаю вам взять в руки зеркала и рассмотреть свой язык. Поверхность языка покрыта вкусовыми сосочками. Слайд № 4. Именно они помогают языку определять вкус.

А теперь я предлагаю вам попробовать на вкус и определить, что находится в баночках.

Воспитатель: предлагаю Ане выйти и отметить на доске результаты первого эксперимента. (ребёнок выходит к доске, на которой прикреплена увеличенная страничка из исследовательского дневника и фиксирует результаты опыта. Остальные делают тоже самое в своих дневничках)

Воспитатель: сладкий, горький, солёный, кислый - это 4 основных вкуса. А знаете ли вы, что каждый вкусовой сосочек может определить только один вкус. Сосочки, которые определяют одинаковые вкусы, располагаются рядом друг с другом и занимают на языке определённое место. А это значит, что разные части языка могут воспринимать только определённый вкус. И вот ваша с задача: определить, где на языке расположены зоны, отвечающие за восприятие сладкого, солёного и кислого вкусов. Мы с вами сейчас проведём эксперимент, результаты которого занесём в наш исследовательский дневник. Но для этого вам необходимо разделиться на пары. Сначала один будет испытатель, а второй – испытуемый, а потом поменяетесь.

Конспект исследовательской деятельности «Орган вкуса»

Эксперимент № 2.

Воспитатель: испытатели, возьмите ватную палочку, обмакните её в баночку № 1 (кислый) и приложите её к кончику языка испытуемого (слайд № 5) … а теперь к боковой части (ближе к корню). Испытуемые, где вы почувствовали вкус? Палочку выбросили.

Воспитатель: а теперь поменялись ролями. Испытатели обмакивают палочку в баночку № 2 (сладкий) и прикладывают её к центру языка испытуемого (слайд № 6) … а теперь к кончику. Испытуемые, где вы почувствовали вкус? Выбрасываем палочку.

Воспитатель: снова поменялись. Обмакните палочку в баночку № 3 (солёный) и приложите её к центру языка испытуемого (слайд № 7) … а теперь к боковой части, ближе к кончику. Где вы почувствовали вкус?

Воспитатель: зафиксируем результаты в дневнике. Слайд № 8. Предлагаю Вере выти к доске и отметить результаты второго эксперимента. (ребёнок выходит к доске, на которой прикреплена увеличенная страничка из исследовательского дневника и фиксирует результаты опыта. Остальные делают тоже самое в своих дневничках)

Воспитатель: а теперь в нашей лаборатории небольшой технический перерыв.

Физкультминутка

Мы ногами топ – топ, Повернись вокруг себя.

Мы руками хлоп – хлоп! Раз – присели, два – привстали.

Мы глазами миг – миг, Руки к верху все подняли.

Мы плечами чик – чик. Раз – два, раз – два,

Раз – сюда, два – туда, Заниматься нам пора!

Воспитатель: а теперь я предлагаю вам провести ещё один эксперимент

Эксперимент № 3.

Воспитатель: возьмите платочки и досуха вытрите язык. Язык не прячем во рту. Теперь я каждому положу на язык несколько кристалликов. Чувствуете вкус? (дети отвечают кивком головы)

Воспитатель: спрятали язычки. А теперь почувствовали? (Вкус усилился или стал слабее) (ответы детей)

Воспитатель: а почему это произошло? (дети высказывают предположения) Предлагаю Лере выйти к доске и отметить результаты. (ребёнок выходит к доске, на которой прикреплена увеличенная страничка из исследовательского дневника и фиксирует результаты опыта. Остальные делают тоже самое в своих дневничках)

Воспитатель: а что же такое слюна? слайд № 9. В основном слюна состоит из воды. Но также в ней, хоть и в небольшом количестве присутствуют вещества, которые помогают переваривать пищу, а также вещества, которые убивают микробов, попадающих в наш рот. Откуда же берётся слюна? Дело в том, что у языка есть помощники – это слюнные железы. Именно они вырабатывают слюну. Давайте посмотрим, где они расположены.

Слайд № 10. У нас, помимо большого количества маленьких, 6 крупных слюнных желёз: 2 подъязычные, 2 подчелюстные и 2 околоушные. Слюна, которая в них образуется, попадают к нам в рот. И напоследок предлагаю вам приготовить напитки. Вам предстоит разделиться на 2 подгруппы. Каждой подгруппе я даю схему, в соответствии с которой вы будете готовить. Потом представитель другой подгруппы попробует и попытается определить, что за напиток вы приготовили и какой вкус он имеет. (Дети работают со схемами. (музыка) Ребёнок из другой подгруппы определяет вкус.)

Воспитатель: предлагаю Глебу выйти к нашему дневничку и подвести итог (с каким органом познакомились, что о нём узнали). Уважаемые лаборанты, какое исследование было для вас самым сложным? Ответы детей.

Воспитатель: а какое - простым? Ответы детей

Воспитатель: всем лаборантам спасибо вам за работу. Уважаемые учёные, спасибо за внимание. До новых встреч.

Прикреплённые файлы:

organ-vkusa_enshn.pptx | 1015,66 Кб | Скачан: 132
 
Публикации по теме:

Мнемотаблицы по изучению органов чувствМнемотаблицы по изучению органов чувств Тема моей исследовательской работы связана с органами чувств человека. Для лучшего закрепления знаний по изучению органов чувств мы с детьми.

Презентация «Тело человека» (2 часть) для детей старшего дошкольного возраста Данная презентация является продолжением предыдущей, в которой я знакомила детей с частями тела человека. Это вторая часть, в которой дети.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Конспект исследовательской деятельности «Орган вкуса»
Опубликовано: 6 октября 2014 в 18:25
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 октября. Всемирный День без бумаги

В четвёртый четверг октября отмечается экологический праздник – День без бумаги. Эта ежегодная международная «безбумажная» акция проходит под лозунгом «Научимся использовать бумагу рационально!» Дело в...

24 октября. День тыквы на МААМ

Красочная тыква – настоящее украшение осени. Она дарит нам неунывающее оранжевое настроение. В Китае этот овощ вообще считается мистическим талисманом – китайцы верят, что тыква может защищать своих...

Фотоотчет рисунков «Мы голосуем за мир на планете» в старшей группе
3 сентября День Солидарности в Борьбе с Терроризмом . В нашем детском саду прошли мероприятия посвященные этому дню. Родители и дети вместе приготовили...
Мастер-класс по аппликации «Зонтик с осенними листьями»
Здравствуйте уважаемые коллеги и друзья! За окошком осень. Она пришла к нам как всегда неожиданно. Принесла с собой дожди, слякоть, холод и грусть. Но, и в...
Фотозарисовки «Мое знакомство с Парижем»
Продолжаю рассказывать вам, о своем хобби - путешествия. Есть города о которых сочиняют стихи, песни. Есть города в которые хочется вернуться....