Конспект итогового занятия по развитию речи для старшей группы «Осень»

Екатерина Филяева
Конспект итогового занятия по развитию речи для старшей группы «Осень»

Конспект итогового занятия по развитию речи для старшей группы «Осень»

Цели занятия:

1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.

2. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.

3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полными предложениями

4. Развивать мелкую моторику рук через пальчиковую гимнастику.

5. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей.

6. Воспитывать любовь и умение видеть красоту осеннего леса.

Методические приемы:

1. Словесные – вопросы, объяснения, словесная игра, отгадывание загадок, составление предложений, составление рассказов.

2. Наглядные – рассматривание иллюстраций, показ.

3. Практические – дидактические игры и упражнения.

Словарная работа:

Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь детей.

Предварительная работа:

Чтение стихотворений об осени А. С.  Пушкина, Ф. И. Тютчева, П. М. Плещеева. Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осенних месяцах

Материалы:

Сюжетные картинки для составления рассказов, мяч, осенние листья.

Организация детей:

Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.

Ход занятия

Введение.

Ребята, посмотрите, как много пришло к нам гостей! А как обычно встречают гостей? (Дети здороваются).

Ребята, послушайте рассказ-загадку и попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

«В лесу шуршали листья, и, казалось, что будто кто-то ходит по кленам и березам, и там где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к теплым синим морям».

(Отрывок из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи»)

Ребята, о каком времени года здесь говорится? (Об осени).

А как вы догадались? (Трава пожелтела, птицы стали улетать.)

Кто еще знает признаки наступления осени? (Ответы детей).

А еще, ребята, осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он подарил мне волшебный мяч.

Игра «Осенний мячик».

«Мяч осенний и волшебный будет в ручки к нам скакать и вопросы задавать!»

Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильные ответы я буду дарить вам осенние листики.

Листья осенью (что делают) – Листья осенью желтеют и опадают.

Дождь осенью (что делает) – Дождь осенью моросит, идет.

Урожай осенью (что делают) – Урожай осенью убирают, собирают.

Деревья осенью (что делаю) – Деревья осенью теряют, роняют листья.

Звери осенью (что делают) – Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Птицы осенью (что делают) – Птицы осенью улетают в теплые края.

Молодцы, ребята! Посмотрите, из листиков, которые я вам подарила можно собрать настоящий осенний букет!

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»:

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба (Загибать поочередно пальцы).

Мы соберем, (Пальцы в замочек).

В вазу осенний

Букет отнесем. (Размахивать руками из стороны в сторону).

Составление рассказа с опорой на сюжетные картинки.

Какой замечательный букет у нас получился, ребята! Это осенний ветер принес нам такие красивые листья!

Но листья эти не простые! На них нарисованы осенние картинки! (На листьях приклеены сюжетные картинки на осеннюю тему.) Давайте возьмем каждый по одному листочку. Придумайте к своей картинке короткий рассказ, а потом мы все листики соединим и у нас получится настоящая осенняя книга!

Пример:

«Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети пошли в школу. В лес выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.»

2-3 Ребенка составляют рассказ об осени с опорой на сюжетные картинки.

Посмотрите, ребята, какая большая и красивая книга у нас получилась! Мы положим ее в уголок природы, а потом сделаем такие же книги о зиме, весне и лете!

Игра «Да или Нет».

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать – 

Куртки-шапки одевать?

Ребята, вы не только хорошо потрудились сегодня, но, наверное, и устали? Давайте немного отдохнем, послушаем музыку, но сначала поблагодарим наших гостей и попрощаемся с ними.

(Дети говорят «до свидания» и «до новых встреч»). Звучит музыка П. И.  Чайковского «Времена года»

Список использованной литературы.

1. Владимирская Л. А. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей.- Волгоград: Учитель, 2006.

2. Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников (старшая группа). – М.: ВАКО, 2005 – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

Публикации по теме:

«Осенняя пора — очей очарованье»«Осенняя пора — очей очарованье» Осенний день стучит в окошко, Цветными листьями маня Осталось их совсем немножко, Их затоптали мы, идя. По лужам бегают мальчишки, Ну,а.

Конспект НОД по развитию речи для старшей группы «Осень золотая» КОНСПЕКТ НОД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «Коммуникация». ТЕМА: «ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ». Цели: 1. Систематизировать знания детей об осени и осенних.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Конспект итогового занятия по развитию речи для старшей группы «Осень»
Опубликовано: 25 ноября 2014 в 22:31
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
28 января. День открытия Антарктиды

Очередной тематический день посвящен открытию последнего неизведанного континента, которое совершили русские моряки. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом...

28 января. Международный день конструктора Лего

Очередной тематический день предлагаем посвятить занятиям с самой полезной игрушкой в мире – блочным конструктором. Тем более, что 28 января знаменитый конструктор Лего отмечает свой день рождения.

Конспект НООД знакомству детей с окружающим миром «Комнатная красавица»
Программное содержание: • Способствовать формированию представлений детей о том, что в хороших условиях комнатные растения хорошо себя чувствуют, не...
Мини-лекция для учащихся 1 класса «История страны Лего»
Наверное, каждый из вас хоть раз видел знаменитые наборы конструкторов Lego, которые не перестают удивлять. О новеньком конструкторе Lego мечтают практически...
Педагогическое взаимодействие с родителями через социо-игровую технологию
ДОКЛАД на тему: «Педагогическое взаимодействие с родителями через социо-игровую технологию» Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №4 «Радуга» г....