Ирина Куроптева
Конспект из цикла занятий по профилактике школьной дезадаптации (занятие 2)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: психологическая готовность к школьному обучению.
Задачи:
систематизировать и расширять представление детей о школе,
развивать связную речь (активизировать в использовании в речи сложных предложений, расширять словарный запас, упражнять в составлении рассказов,
продолжать работу по подготовке руки ребенка к письму, развивать графические навыки, образное мышление, память,
формировать позитивное отношение к обучению в школе, уважительные, дружеские отношения детей друг к другу.
Публикация «Конспект из цикла занятий по профилактике школьной дезадаптации (занятие 2)» размещена в разделах
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Демонстрационный материал: портфель, пенал с ручками и карандашами, тетрадь в клеточку и в линейку, колокольчик, книга, картинки для составления рассказа.
Раздаточный материал: простой карандаш, листы с заданиями.
Предварительная работа: беседа о школе, тест «Нарисуй школу своей мечты».
План занятия :
1. Беседа – разминка «Отличие детского сада от школы».
2. Рассказ (мотивация) «Потерявшийся портфель», беседа о школьных принадлежностях.
3. Пальчиковая гимнастка.
4. Работа по схеме «Помоги зайчику (1)» на развитие графических навыков.
5. Физкультурная минутка.
6. Задание «Помоги зайчику (2)» на определение мотивационной готовности к обучению в школе.
7. Загадка.
8. Упражнение на развитие образного мышления «Собери книжные листочки» («Разложи по порядку»).
9. Рефлексия.
10. Подвижная игра на развитие внимания, произвольности поведения, создание положительного эмоционального климата в группе «Слушай хлопки».
Ход занятия.
1. Беседа
Воспитатель:
Скоро вы станете школьниками. Когда вы пойдете в школу? (Осенью, 1 сентября.) Правильно. Сейчас в детском саду мы много говорим о школе. А в школе вы, наверное, будете вспоминать детский сад. Сегодня мы побеседуем и о школе, и о детском саде.
Как вы думаете, чем отличается детский сад от школы?
Варианты ответов:
В детском саду – занятия, а в школе – уроки,
В школе есть столовая, а в детском саду – кухня,
В школе самому надо идти в столовую, а в детском саду няня приносит еду,
В школе парты, а в детском саду столы,
В школу ходят с портфелями, а в детский сад – хочешь сумочку возьми или без нее,
В детском саду дети спят, а в школе – нет,
В школе – классы, а в детском саду – группы,
В школе нет игрушек, а в детском саду много.
В групповую комнату входит педагог-психолог.
В руках у нее портфель с нарисованным лицом.
Педагог-психолог:
Здравствуйте, ребята! Извините, что я помешала вашей беседе, но помочь мне сейчас сможете только вы. Шла я утром в детский сад и увидела на дороге, около светофора, на нашей улице. …Как она называется? (ответы детей)
Педагог-психолог:
Лежит на улице Ленина портфель. Такой одинокий, беспомощный. Видит, бабушка идет. Он ее спрашивает: «Бабушка, это не вы меня потеряли?». А та отвечает: «Нет, у меня не было такого портфеля». Машина остановилась на красный свет светофора, портфель у водителя спрашивает: «Дяденька, я не ваш?». Водитель посмотрел внимательно на портфель и строго сказал: «Нет, у меня другой был». Собачка мимо пробегала, остановилась, принюхалась. Портфель обрадовался и подумал: «Ну, наконец-то я нашелся!». Собачка еще раз принюхалась и сказала: «Не чувствую знакомых запахов. Не пахнешь ты сосисками и на косточку не похож». И побежала дальше. Подошла я к портфелю ближе, а он мне и говорит: «Посмотрите на меня внимательно, я не ваш?».
Педагог-психолог:
У меня, когда я была школьницей, был похожий на тебя портфель, но не такой. Но я смогу тебе помочь. У меня есть друзья – дети из детского сада. Они такие добрые и отзывчивые, умные и сообразительные. Вот мы вместе с портфелем и пришли к вам.
Воспитатель:
И хорошо, что к нам пришли. Мы вам обязательно поможем.
Из портфеля доносится шуршание бумаги.
Педагог-психолог:
Что это? Давайте посмотрим, что там внутри. (Открывает портфель, достает из портфеля пенал)
Педагог-психолог:
Что это? (ответы детей) А для чего он нужен? (ответы детей)
Правильно: пенал носят в портфеле. В нем лежат авторучки, ластик, линейка, фломастеры, карандаши. Все они имеют свое место.
Портфель: (за него говорит педагог-психолог)
Не ожидал я от вас, ребята, что вы про меня так много знаете. Есть у меня подружки. Кто это? Отгадайте!
Я - то в клетку, то в линейку.
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (ответ детей)
Педагог-психолог:
Тетради бывают в клетку и полоску.
Педагог-психолог достает из портфеля две тетради с косичками
и нарисованными лицами.
Тетради: (за них говорит педагог-психолог)
Здравствуйте, дети. Я Клеточка. А я Линейка. Мы две сестрички. Садитесь за столы и постарайтесь выполнить наше задание!
Педагог-психолог:
Но прежде чем приступить к его выполнению, нам нужно размять пальчики.
Этот пальчик – самый толстый,
Самый сильный и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик – безымянный,
Непоседливый он самый.
А мизинец хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Педагог-психолог: Чтобы выполнить задания тетрадок, вам, ребята, нужно помочь зайцу добраться до морковки по схеме.
А теперь листок возьмите
Перед собою положите.
Карандаш вот так держите.
Сядьте прямо, не сгибайтесь,
За работу принимайтесь!
Поставьте кончик карандаша на точку возле зайчика и далее продвигайтесь по схеме.
Дети выполняют задание. По окончании упражнения
нарисованная линия должна привести к морковке.
Педагог-психолог:
Молодцы! Все ребята справились и помогли зайчику добраться до морковки.
Педагог-психолог звонит в колокольчик.
Перемена! Приглашаю вас отдохнуть.
Мы активно отдыхаем –
То встаем, то приседаем – Приседания.
Раз-два-три-четыре-пять,
Вот как надо отдыхать.
Головой теперь покрутим – Вращения головой.
Лучше мозг работать будет.
Вертим туловище бодро – Вращения туловищем.
Это тоже славный отдых.
Мы идем спокойным шагом Ходьба на месте.
Со своею партой рядом.
А теперь давайте вместе
Мы попрыгаем на месте. Прыжки на месте.
Вверх, вниз, вверх, вниз!
А теперь остановись!
Поднимаем руки выше,
Вдох и выдох. Глубже дышим.
Корпус влево, корпус вправо.
Наклоняемся вперед.
Это, дети, не забава,
А серьезная работа.
Отдохнули – и за дело, Дети садятся за столы.
Снова мы за парты сели.
Звенит звонок (колокольчик). Педагог-психолог приглашает детей за парты.
Педагог-психолог:
Ребята, зайчик тоже хочет пойти в школу, но не может выбрать в какую. Он просит у вас помощи еще. Поможем? Тогда возьмите следующий листок и положите перед собой. Перед зайчиком находится четыре школы. Все школы очень интересные, но и очень разные. В желтой школе у детей много друзей, в зеленой все дети добиваются больших успехов, в красной школе – можно узнать много интересного, а в синей – занятия заменяют играми. Как вы думаете, в какую школу лучше пойти зайчику? Проведите линию от зайчика к школе, которую выбрали.
Зайчик вас всех благодарит за помощь. Вы ему очень помогли.
Педагог-психолог:
Отгадайте загадку.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Педагог-психолог: (достает из портфеля книгу)
Правильно. В портфеле есть и книги. Школьники по ним учатся. Эта книга предлагает вам свое задание. У нее порвались все странички с картинками, и она просит нас, чтобы мы помогли их разложить в правильном порядке.
Дети достают из конвертов наборы картинок и раскладывают их в том порядке, в котором происходило действие («Что было сначала, что потом», «Разложи по порядку»).
Педагог-психолог вызывает одного ребенка,
он располагает в правильном порядке картинки на доске
и рассказывает по ним историю,
а остальные дети проверяют верно ли они выполнили задание.
Педагог-психолог:
Чему же мы сегодня с вами научились, что же узнали? (рефлексия, ответы детей).
Все вы готовы идти в школу. Сегодня вы еще раз показали, как считаете и пишите, отгадываете загадки и выполняете задания, играете и отвечаете на вопросы. Портфель шепнул мне, что напоследок он хочет поиграть с вами.
Вы свободно тихо передвигаетесь по ковру. По моему хлопку должны остановиться, и превратится в аиста (поднять ногу, руки в стороны, на два хлопка – в лягушку (присесть, пятки вместе, носки врозь, между носками руки). Три хлопка – можно снова двигаться свободно.
Портфель: (за него говорит педагог-психолог)
Хорошо мы потрудились,
Занимались и резвились,
Но прощаться нам пора.
До свиданья, детвора!
Педагог-психолог и портфель прощаются с детьми до следующего раза и уходят.