МААМ-картинки

Конспект классного часа «Хлеб — великое богатство»

Татьяна Ивановна Болеева
Конспект классного часа «Хлеб — великое богатство»

Конспект классного часа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АМБИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»

/МБОУ «Амбинская ОШ»/

Новосибирская область Колыванский район д. Амба

Конспект классного часа

на тему: «Хлеб - великое богатство

Выполнила: Болеева Татьяна Ивановна

учитель начальных классов

АМБА 2023г

Публикация «Конспект классного часа „Хлеб — великое богатство“» размещена в разделах

Трудно родится хлеб. Трудно хлеб достаётся.

Тот, кто душою слеп, может быть, усмехнётся.

А. Дементьев

Цель: формирование уважительного отношения к хлебу и людям, которые принимают участие в его создании.

Задачи:

научить детей бережному отношению к хлебу;

познакомить детей с тем, как выращивают и производят хлеб;

показать на примере картинок и видео блокадного Ленинграда, какова цена хлеба была в годы Великой Отечественной войны;

воспитывать уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам,

развивать познавательный интерес у детей.

Подготовительная работа: двум ученикам выучить стихи про хлеб; попросить одного ученика подготовить материал о блокаде Ленинграда, выучить частушки о хлебе.

Материал и оборудование: Ноутбук, проектор для демонстрации видео, каравай, картинки и кусочек блокадного хлеба; фартуки и шапочки; ингредиенты для замеса теста (молоко, масло, дрожжи, мука, яйца, соль и сахар) рисунки с изображением хлебного поля, мельницы, хлебопекарни, машины с надписью «Хлеб».

Оформление:

Написать на доске тему классного часа.

Разместить пословицы о хлебе, картинки и рисунки.

На стол поставить каравай, кусочек блокадного хлеба, самовар и вазу с колосьями.

План классного часа

1. Вступительная беседа.

2. Информационный блок.

2.1. История появления хлеба

2.2. Как делают хлеб?

2.3. Блокадный хлеб.

3. Занимательный (игровой) блок.

4. Изготовление хлебобулочных изделий.

5. Исполнение частушек

6. Подведение итогов

7. Рефлексия

Ход классного часа

1. Вступительная беседа

Классный руководитель. Ребята, угадайте, о чем идет речь?

Есть такие слова:

"Он всему голова"

Хрустящей корочкой одет

Мягкий черный, белый….(Хлеб.)

(ответы детей.)

Правильно, о хлебе. Поэтому не удивительно, что и у него есть свой праздник – Всемирный день хлеба, который отмечается ежегодно 16 октября. Праздник был учреждён в 2006 году по инициативе Международного союза пекарей и пекарей – кондитеров. Раньше в этот день выпекали хлеб из пшеницы нового урожая, освещали его и употребляли всей семьёй. Существовала и поговорка к этому дню: «Третий спас – хлеба припас». Этот праздник совпадает со Всемирным днём продовольствия в честь дня основания Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН в 1945 году.

Издавна на Руси существовал обычай дорогих гостей встречать хлебом-солью. Как вы думаете, почему?

(дети высказывают предположения.)

Вы правы: хлеб для дорогого гостя - это знак уважения к нему, так как хлеб на Руси был самым значимым продуктом.

(читает стихотворение В. Бакалдина.)

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим.

(угощаем всех караваем)

Сейчас нет ничего сложного в том, чтобы купить хлеб. Но так было не всегда. В старину люди ели только тот хлеб, который пекли сами, купить его было невозможно. Дом, где был хлеб, считался богатым, зажиточным. Мы едим хлеб и не задумываемся, что его путь к нам на стол очень долог.

2. Информационный блок

2.1. История появления хлеба

Классный руководитель. Издавна кормит людей матушка-земля. Но кто первым догадался сеять зерно? Об этом история умалчивает, но есть предположение о том, как это случилось. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, сочные стебельки, съедобные корешки. Случалось и так, что вместе с грибами, корешками человек случайно приносил спрятавшиеся в корзинке зернышки. Упадут они на землю возле дома - на этом месте вырастет несколько колосков. Попробовал человек зернышки - они оказались вкусными, а позже он научился и кашу из них готовить.

Тогда люди поняли, что можно не случайно, а специально приносить с собой с поля зерна и сеять их возле жилья. Вот и появились первые колоски. Сначала ячменя, потом - пшеницы, ржи.

2.2 Как делают хлеб?

Классный руководитель. Много людей должны потрудиться, чтобы мы с вами съели кусочек хлеба к завтраку или к обеду. Сначала хлеб надо вырастить. Для этого всю весну и лето трудятся хлебороб, агроном и хлебопашец. Собрав урожай зерна, надо очистить его от сорняков и примесей, перетереть зерна в муку. Сейчас эту работу выполняют машины под руководством людей на мукомольных заводах, а раньше крестьяне мололи муку на мельницах и жерновах. (показывает иллюстрации.) Потом мука поступает на хлебопекарный завод, где специалисты выполняют разные операции: следят за тем, как выпекается хлеб в жарких печах, вылавливают бракованные изделия на конвейере, упаковывают хлеб, укладывают в передвижные контейнеры, везут на специальных машинах в магазины. Посмотрите, как много людей задействовано в этом процессе, а мы зачастую выбрасываем остатки хлеба. Нередко куски хлеба валяются на дороге или среди мусора, дети играют с хлебом за столом. А у крестьян, которые сами растили хлеб, было правило: «Каждую крошку - в ладошку». Хлеб берегли, не давали пропасть, понимали его истинную цену. Давайте посмотрим, как раньше выпекали хлеб на Руси. (Просмотр видео) https://www.youtube.com/watch?v=Wm2aqhyCN4c

2.3. Блокадный хлеб

(ученик читает стихотворение)

Был хлеб всегда в почёте на Руси

- Её просторов главное богатство,

Его ты хочешь цену знать?

- Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы.

Ученик. В Музее блокады Санкт-Петербурга хранится прозрачный кусочек хлеба - когда-то это был дневной паек жителей осажденного немцами города. Нормы выдачи хлеба на один день составляли: для рабочих - 250 г, для служащих и детей - 125 г.

А в городе Зеленогорске Ленинградской области стоит памятник Хлебу. На гранитном постаменте высотой 80 см, лежат бронзовые хлебобулочные изделия. Основа композиции - это черный хлеб, 125 суточных граммов которого сохранил жизнь тысячам голодных блокадников

(показывает картинки и кусочек хлеба)

А сейчас давайте посмотрим видео (просмотр видео) https://www.youtube.com/watch?v=HA6ZYhYIroc

3. Занимательный (игровой) блок

Классный руководитель. А сейчас мы поиграем и многое про хлеб узнаем, что хлебу на стол прийти помогает. За выполнения каждого задания вы будете получать по одному ингредиенту для замешивания теста.

Задание 1: посмотрите, на доске таблички с названиями различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые, на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор.

( На доске - таблички с названиями различных профессий: артист, пианист, шофер, тракторист, повар, пекарь, учитель, комбайнер, механизатор, портной, мельник, кондитер, врач).

( после выполнения задания дети получают первый ингредиент: дрожжи.)

Задание 2: разложите карточки, выстроив все действия по порядку.

Сбор урожая, посев зерна, уход за зёрнами, выпечка хлеба, вспашка земли, замес теста, помол зерна в муку.

( после выполнения задания дети получают второй ингредиент: муку)

Задание 3: необходимо назвать свойства муки, проведя несколько простых опытов:

ОПЫТ 1 «Запах»

Классный руководитель : Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах? (у муки есть особый запах)

ОПЫТ 2 «Сыпучесть»

Классный руководитель : Возьмите ложку муки, просейте через сито. Что происходит с мукой? (сыплется)

ОПЫТ 3 «Мягкая»

Классный руководитель : Возьмите щепотку муки и скажите, что вы почувствовали? Какая мука? (мягкая, пушистая, легкая, воздушная)

ОПЫТ 4 «Растворяется в воде»

Классный руководитель : Возьмите ложку муки, положите в стакан с водой и размешайте. Что случилось с мукой? (растворилась) Добавьте ещё 2 ложечки муки и перемешайте. Что получилось? (жидкое тесто) Какое стало тесто? (тягучее, липкое, густое, плотное)

(определив свойства муки, ребята получают третий ингредиент : сахар и соль.)

Задание 4: Прочитайте записи и узнайте, что добавляют в муку, чтобы получились вкусные сдобные булочки, душистые батоны и мягкие плюшки. (на доске открывается запись.)

АДОВ ЬЛОС ИЖЖОРД РАХАС

(Вода, соль, дрожжи, сахар.)

(Выполнив это задание, дети получают четвё ртый ингредиент: молоко)

Задание 5: ребята, сейчас вам необходимо правильно ответить на вопросы.

1. Назовите хлеб ласково (хлебушек)

2. Поджаристая часть хлеба (корочка)

3. После его съедания остается только дырка (бублик)

4. Самая маленькая частица хлеба (крошка)

5. Детская хороводная игра, получившая название в честь хлеба (каравай)

6. Какой хлеб пекут на пасху? (кулич)

7. Сказочный персонаж из теста (колобок)

8. Как называется смесь из воды, муки, соли, яиц? (тесто)

9. Добавляют в тесто, чтобы оно увеличилось в размере (дрожжи)

10. Чем принято есть хлеб? (руками)

11. Витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмерку (крендель)

12. Изготовление какого продукта часто не удается с первой попытки? (блины)

13. Длинная узкая французская булка (багет)

14. В переводе с немецкого: хлеб с маслом (бутерброд)

(Справившись с заданием, ребята получают пятый ингредиент : растительное масло.)

Задание 6: ребята, а сейчас вам нужно перебрать крупу (дети из одной тары, в которой перемешаны зёрна, раскладывают зёрна в разные ёмкости).

( После выполнения задания дети получают шестой ингредиент: яйца)

Классный руководитель. И так, ребята, вы получили все ингредиенты для замешивания теста. А вы знаете, что еще можно приготовить из теста, кроме хлеба? (дети называют виды хлебобулочных изделий : пироги, крендели, пирожные, торты, булочки, пряники, ватрушки, печенье и т. д.).

4. Изготовление хлебобулочных изделий

Классный руководитель. Вот сейчас мы с вами этим и займё мся: замесим тесто и изготовим хлебобулочные изделия (дети из теста изготавливают хлебобулочные изделия).

(ученик читает стихотворение)

Ученик:

Каравай земли и неба на твоём столе –

Ничего сильнее хлеба нету на земле.

В каждом маленьком кусочке – хлебные поля,

А на каждом колосочке держится земля.

И растёт под небом светлым, строен и высок,

Словно Родина бессмертный хлебный колосок.

5. Исполнение частушек (дети поют частушки)

6. Подведение итогов

Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, зачем я с вами заговорила о хлебе? О чем вас заставил задуматься наш классный час? (Ответы детей.)

Много труда вложено, чтобы хлеб «нам на стол пришел».

(ученик читает стихотворение)

Ученик:

Вырос в поле колосок,

Из земли вбирая сок.

Сжатый бережно рукой,

Стал на мельнице мукой.

Из муки той хлебопек

Хлеба мягкого испек.

Столько вложено в нем сил –

А ты разок лишь откусил.

Хлеб наш берегите! Хлеб наш уважайте!

Хлебом не сорите! С хлебом не играйте!

Хлеб выбрасывать нельзя! Берегите хлеб, друзья!

Классный руководитель. Необходимо помнить, чтобы вырастить урожай зерновых культур, надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба.

Во все времена к хлебу было особое бережное отношение. И такое уважение к хлебу должно быть всегда.

7. Рефлексия

Классный руководитель. Ну вот, наш классный час подходит к концу. Ребята, у вас на партах лежат колоски, раскрасьте, пожалуйста зёрнышки в жёлтый цвет, если вам было интересно и всё понравилось, в красный, если вам было совсем не интересно. (дети раскрашивают колоски)

Публикации по теме:

Конспект классного часа для 3 класса «День знаний» День Знаний во 3 классе. 2018-2019 учебный год Цель мероприятия: воспитание у учащихся положительного отношения к своей школе и получению.

Конспект классного часа «Мы за здоровый образ жизни!» Классный час «Мы за Здоровый Образ Жизни!» Девиз: Скажи : Да! Здоровому Образу Жизни Цели: воспитывать культуру здоровья; обобщить представления.

Конспект беседы «Хлеб — моё богатство»Конспект беседы «Хлеб — моё богатство» Цель беседы: Объяснить детям, что хлеб — ценный пищевой продукт, без которого не могут обходиться люди. Рассказать, как много надо затратить.

Конспект классного часа для младших школьников «Цветок здоровья» Классный час «Цветок здоровья» (для младших школьников) Цель: формирование представления о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой.

Конспект классного часа для младших школьников «Путешествие по городу Здоровейску» КЛАССНЫЙ ЧАС ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ ЗДОРОВЕЙСКУ» Цели: сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой.

Конспект классного часа «Рождественские посиделки» для учащихся 3 классаКонспект классного часа «Рождественские посиделки» для учащихся 3 класса Цели: формировать представления о традициях и обычаях празднования Рождества; рассказать, какие обычаи и традиции живы сегодня; воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект классного часа «Хлеб — великое богатство»
Опубликовано: 24 января 2024 в 08:25
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД