Получи документы

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе по развитию речи на тему: «В стране родственных слов». (9 фото)

Наталия Федореева
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе по развитию речи на тему: «В стране родственных слов».

Конспект комплексного занятия

в подготовительной группе по развитию речи на тему :

«В стране родственных слов».

Выполнила: Федореева Наталия Александровна

воспитатель ГБОУ школа № 2117.

Цель: Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи посредствам театрализованной деятельности.

Задачи:

Публикация «Конспект комплексного занятия в подготовительной группе по развитию речи на тему: „В стране родственных слов“,» размещена в разделах

1. Учить образовывать родственные слова. Упражнять в выделении главного и «лишнего» слов в группе родственных. Закреплять умение составлять предложения с заданными словами.

2. Развивать моторику рук, координацию речи и движений, память, внимание.

3. Воспитывать интерес к театральной культуре, доброжелательное отношение друг к другу, уверенность в себе, в своих силах.

Методы и приё мы:

словесный : беседа, речевые упражнения, пересказ сказки;

наглядный: использование театральных атрибутов;

практический: драматизация сказки;

игровой: сюрпризный момент.

Материал к занятию :

Набор вырезанных из картона букв разной высоты (З, И, М, А); ширма; кукла Зимушка; картинки с изображением птиц: свиристель, сорока; театр на крутящейся платформе и маленькие игрушки-персонажи для него; атрибуты для драматизации сказки «Гуси-лебеди»; вырезанные из цветной бумаги домики для родственных слов; карточка с ребусом к слову «мороз»; предметные картинки в форме снежинок (подснежник, снегирь, снеговик, мороженное, морозилка); аудиозапись музыки; мешочек со сладостями.

Предварительная работа:

Наблюдения на прогулке, активизация «зимнего» словаря детей; разучивание скороговорок о птицах (свиристель, сорока); рассматривание иллюстраций о зиме с последующим составлением предложений детьми на зимнюю тематику; драматизация сказки «Гуси-лебеди»; разгадывание ребусов; разучивание физ. минутки «Снежок».

Словарная работа : «родственные» слова, «главное» слово, «озимый».

Ход занятия:

(Звучит аудиозапись тихой музыки. Дети входят в группу)

1. Вводная беседа.

Восп. : -Ребята, сегодня мы отправимся в необычную страну.

-В ней много домов, и в каждом доме живут слова. Вы знаете, в какое время года мы попадём в Страну слов?

Дети: -Нет.

(На доске набор вырезанных из картона букв разной высоты З, И, М, А)

Восп. : - Чтобы выяснить это, нам нужно построить буквы «по росту».

(Дети выстраивают буквы «по росту»)

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе по развитию речи на тему: «В стране родственных слов».

Восп. : -Прочитайте, пожалуйста, какое слово у нас получилось.

Дети: -Зима.

(Звучит музыка, из-за ширмы появляется кукла Зимушка)

Зимушка: -Здравствуйте, ребята! Я Зимушка-зима, в гости к вам пришла, я слышала, что на свете есть такое время года-лето, но только я его никогда не видала; даже не знаю, что это такое?

Восп. : -Ребята, попробуем Зимушке рассказать про лето? Скажу вам по секрету, зимушка очень любит сказки. Покажем ей нашу сказку «Гуси-лебеди»?

Дети: -Да.

2. Произношение детьми скороговорки, чистоговорки.

Восп. : -Но, прежде, мы должны выполнить упражнение, чтобы наша речь стала чёткой и ясной.

(Воспитатель показывает картинку с изображением птицы свиристель, а дети на выдохе произносят скороговорку про свиристель: «Свиристель сел на ель»; затем-сороки, чистоговорка: «Три сороки, три трещотки, потеряли по три щётки, три –сегодня, три-вчера, три- ещё позавчера.»)

Восп. : -Молодцы, ребята! А сейчас мы начинаем сказку!

3. Драматизация сказки «Гуси-лебеди».

(Дети по желанию выбирают себе роли.)

Рассказчица: одевает платочек, садится на стульчик, начинает рассказывать сказку.

Дочка Маша: садится возле театра на крутящейся платформе, управляет и озвучивает маленькую куклу Машу.

Сынок Ваня: садится возле театра на крутящейся платформе, управляет и озвучивает маленькую куклу Ваню.

Гуси-лебеди: одевают ободки с изображением гуси-лебеди.

• Печка, яблоня, речка -декорации, которые изображены на платформе театра, дети озвучивают героев сказки с места, сидя на стульчиках.)

Фото «В стране родственных слов»

Рассказчица: -Жили-были старик со старушкой. И были у них дочка, да сынок маленький. Уехали родители по делам, а девочка заигралась с подружками и совсем забыла за братцем присмотреть. Налетели гуси-лебеди, подхватили они мальчика и унесли его на крыльях далеко-далёко.

(Дети в образе гусей передвигаются «стайкой», с гоготанием подхватывают Ваню и прячутся за ширмой).

Рассказчица: -Побежала девочка догонять гусей. Пришла она в лес а там…

(Девочка Маша имитирует движение куклы на крутящемся театре, сюжет происходит в лесной зоне театра).

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе по развитию речи на тему: . - фото

Восп. :- Ребята, а сейчас давайте с вами расскажем о том, что увидела девочка Маша в лесу. Мы с вами будем подмечать красоту природы летом. Я буду вам указывать на какой- либо предмет на театре, а вы должны будите с этим предметом составить предложения.

4. Составление предложений детьми.

(Ярко светит солнышко. По небу плывут облака. Вокруг много разных деревьев. На полянке много грибов, и. п.)

Рассказчица: -Идёт Маша по дороге, а на дороге печка стоит. (Крутящиеся платформа театра передвигается для смены декораций).

Фото №1 Конспекты занятий Фото №2 Все конспекты Конспект комплексного занятия в

Маша: -Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка: -Съешь моего ржаного пирожка, скажу.

Маша: -У моего батюшки пшеничные не едятся!

Рассказчица: -Печка ничего не сказала. Бежит Машенька дальше, видит-яблонька стоит. (Крутящиеся платформа театра передвигается для смены декораций).

Маша: -Яблонька, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Яблонька: -Съешь моего лесного яблочка-скажу.

Маша: -У моего батюшки и садовые не едятся!

Рассказчица: -Яблонька ничего не сказала. Бежит Машенька дальше, видит впереди -речка-кисельные берега. (Крутящиеся платформа театра передвигается для смены декораций).

Маша: -Речка, реченька, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Речка: -Выпей киселька с молочком-скажу.

Маша: -У моего батюшки со сливками не пьётся!

Рассказчица: -Ничего не сказала речка. Побежала Маша дальше и увидела избушку-на курьих ножках. В избушке сидит Баба-яга, а на лавочке братец.

(На ширме появляется кукла бабы-яги, а под ширмой сидит на стульчике Ваня).

(Далее, дети имитируют движения согласно тексту сказки).

Рассказчица: -Девочка схватила братца, да бегом домой, а гуси лебеди за ними в погоню.

Рассказчица: -Видит Машенька с братцем речку-кисельные берега.

Маша: -Реченька-матушка, спрячь нас.

Реченька: -Выпей моего киселька.

Рассказчица: -Выпила Машенька киселька, речка и спрятала их. Гуси мимо пролетели.

Бегут они дальше, а гуси их догоняют. Видит Машенька с братцем яблоньку.

Маша: -Яблонька-матушка, спрячь нас!

Яблонька: -Съешь моего яблочка-спрячу.

Рассказчица: -Съела она яблочко, спрятала их Яблонька.

Бегут они дальше, а гуси их догоняют. Видит Машенька с братцем печку.

Маша: -Печка-матушка, спрячь нас!

Печка: -Съешь мой пирожок, спрячу.

Рассказчица: -Съела она пирожок, спрятала их печка. А гуси покружили, покричали, да улетели ни с чем. А Маша с братцем благополучно добрались до дома.

(Воспитатель обращается к Зимушке)

Восп. : -Понравилась тебе наша сказка?

Зимушка: -Очень понравилась, оказывается много интересного летом бывает!

5. Физминутка.

Восп. : -Зимушка, нашим ребятам и зима интересна. Ребята, давайте поиграем с Зимушкой в снежки.

(Дети выполняют имитационные движения согласно тексту стихотворения)

Раз, два, три, четыре (Загибают пальцы, начиная с большого)

Мы с тобой снежок лепили. (Меняют положение ладоней-лепят)

Круглый, крепкий, (Соединяют кончики согнутых пальцев обеих рук)

Очень гладкий, (Гладят ладонью одной руки кисть другой руки)

И совсем-совсем не сладкий. (Грозят указательным пальчиком)

Раз-подбросим, (Подбрасывают воображаемый снежок, смотрят вверх)

Два-поймаем, (Приседают, ловят воображаемый снежок)

Три- уроним, (Встают, роняют воображаемый снежок)

И… сломаем. (Топают ножками)

6. Объяснение новой темы.

Зимушка: -Ребята, какие вы молодцы! А сейчас я хочу вас проверить, всё ли вы знаете о зиме? Я вам буду задавать вопросы, а вы будите на них отвечать.

-Как называется одежда, которую мы носим зимой?

Дети: -Зимняя.

Зимушка: -Как называются птицы, которые остаются зимовать?

Дети: -Зимующие.

Зимушка: -Если хлеб посеяли поздней осенью, под зиму, то какой он?

Дети: -Озимый.

Зимушка: -Зверь в лесу пережил зиму. Значит он что сделал?

Дети: -Перезимовал.

Восп. : -Молодцы, ребята! Как вы думаете, что общего между этими словами «зимняя», «зимующие», «озимый», «перезимовал»?

Дети: -Они похожи по звучанию и значению.

Восп. : -Правильно, такие слова называют родственными. Ребята, произнесите это слово «родственные». (Дети произносят это слово хором)

-Родственные слова-это те слова, которые похожи по звучанию и значению.

-А как вы думаете, от какого слова все названные нами слова «родились»?

Дети: -Эти слова «родились» от слова «зима».

Восп. : -Правильно, слово «зима»-это главное слово; слова «зимняя», «зимующие», «озимый», «перезимовал» появились от главного слова «зима».

-Ребята, придумайте по предложению со своими словами, родственными слову «зима». (Ответы детей).

7. Отгадывание ребуса.

Восп. : -Ребята, сейчас мы поиграем в слова. А поиграют те ребята, которые у нас не участвовали в сказке, а остальные ребята внимательно следите за тем, всё ли они делают правильно.

(На доске два домика из цветной бумаги)

-В первом домике живёт слово «снег», а во втором-….?

Фото №3 Подготовительная группа подготовительной группе по развитию речи на тему В стране родственных слов

(Во втором домике находиться ребус)

-Ребята, давайте его отгадаем.

(Дети разгадывают ребус и объясняют алгоритм решения)

Фото №4 Выполнила Федореева Наталия Александровна воспитатель ГБОУ школа

-Давайте все вместе прочитаем это слово.

(Дети хором произносят слово «Мороз»)

Фото №5 Цель Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи посредствам театрализованной деятельности

-На моём столе лежат снежинки, на которых нарисованы предметы. По моему сигналу каждый из вас должен взять по снежинке и подойти к домику, в котором эта снежинка живёт.

(Звучит музыка. Дети подходят к нужным домикам)

(Воспитатель обращается к детям, стоящим около домика со словом «Снег»)

-Назовите слова-родственники этого домика. (Ответы детей)

-От какого они слова «родились»? (Ответы детей)

-Положите снежинки в этот домик.

(Воспитатель обращается к детям стоящим, около домика со словом «Мороз»)

-Назовите слова-родственники этого домика. (Ответы детей)

-От какого они слова «родились»? (Ответы детей)

-Положите снежинки в этот домик.

Фото №6 Задачи Публикация Конспект комплексного занятия в подготовительной группе по развитию речи на тему В стране родственных слов размещена в разделах Конспекты занятий

-Молодцы, ребята, справились с заданием!8. Подведение итогов занятия.

Восп. : -Вот и подошло к концу наше путешествие.

Зимушка: -А мне пора возвращаться обратно в свои владения. Молодцы, ребята! Примите от меня подарочки. (Зимушка даёт детям мешочек со сладостями).

Восп. : -Ребята, скажите, чем мы сегодня с вами занимались? (Ответы детей) -С какими словами познакомились? (Ответы детей) -А теперь я вас приглашаю на зимнюю прогулку. (Звучит музыка, дети уходят).

Публикации по теме:

Авторская разработка интерактивных электронных дидактических пособий в логопедической практике Министерство образования науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

План по самообразованию «Педагогическая игра» Утверждаю Руководитель ГБОУ-СОШ №22 Структурное подразделение План по самообразованию по теме:«Педагогическая игра" № Содержание работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе по развитию речи на тему: «В стране родственных слов».
Опубликовано: 8 февраля 2015 в 12:43
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД