Наталия Федореева
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе по развитию речи на тему: «В стране родственных слов».
▼ Скачать + Заказать документы
в подготовительной группе по развитию речи на тему :
«В стране родственных слов».
Выполнила: Федореева Наталия Александровна
воспитатель ГБОУ школа № 2117.
Цель: Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи посредствам театрализованной деятельности.
Задачи:
Публикация «Конспект комплексного занятия в подготовительной группе по развитию речи на тему: „В стране родственных слов“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
1. Учить образовывать родственные слова. Упражнять в выделении главного и «лишнего» слов в группе родственных. Закреплять умение составлять предложения с заданными словами.
2. Развивать моторику рук, координацию речи и движений, память, внимание.
3. Воспитывать интерес к театральной культуре, доброжелательное отношение друг к другу, уверенность в себе, в своих силах.
Методы и приё мы:
• словесный : беседа, речевые упражнения, пересказ сказки;
• наглядный: использование театральных атрибутов;
• практический: драматизация сказки;
• игровой: сюрпризный момент.
Материал к занятию :
Набор вырезанных из картона букв разной высоты (З, И, М, А); ширма; кукла Зимушка; картинки с изображением птиц: свиристель, сорока; театр на крутящейся платформе и маленькие игрушки-персонажи для него; атрибуты для драматизации сказки «Гуси-лебеди»; вырезанные из цветной бумаги домики для родственных слов; карточка с ребусом к слову «мороз»; предметные картинки в форме снежинок (подснежник, снегирь, снеговик, мороженное, морозилка); аудиозапись музыки; мешочек со сладостями.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке, активизация «зимнего» словаря детей; разучивание скороговорок о птицах (свиристель, сорока); рассматривание иллюстраций о зиме с последующим составлением предложений детьми на зимнюю тематику; драматизация сказки «Гуси-лебеди»; разгадывание ребусов; разучивание физ. минутки «Снежок».
Словарная работа : «родственные» слова, «главное» слово, «озимый».
Ход занятия:
(Звучит аудиозапись тихой музыки. Дети входят в группу)
1. Вводная беседа.
Восп. : -Ребята, сегодня мы отправимся в необычную страну.
-В ней много домов, и в каждом доме живут слова. Вы знаете, в какое время года мы попадём в Страну слов?
Дети: -Нет.
(На доске набор вырезанных из картона букв разной высоты З, И, М, А)
Восп. : - Чтобы выяснить это, нам нужно построить буквы «по росту».
(Дети выстраивают буквы «по росту»)
Восп. : -Прочитайте, пожалуйста, какое слово у нас получилось.
Дети: -Зима.
(Звучит музыка, из-за ширмы появляется кукла Зимушка)
Зимушка: -Здравствуйте, ребята! Я Зимушка-зима, в гости к вам пришла, я слышала, что на свете есть такое время года-лето, но только я его никогда не видала; даже не знаю, что это такое?
Восп. : -Ребята, попробуем Зимушке рассказать про лето? Скажу вам по секрету, зимушка очень любит сказки. Покажем ей нашу сказку «Гуси-лебеди»?
Дети: -Да.
2. Произношение детьми скороговорки, чистоговорки.
Восп. : -Но, прежде, мы должны выполнить упражнение, чтобы наша речь стала чёткой и ясной.
(Воспитатель показывает картинку с изображением птицы свиристель, а дети на выдохе произносят скороговорку про свиристель: «Свиристель сел на ель»; затем-сороки, чистоговорка: «Три сороки, три трещотки, потеряли по три щётки, три –сегодня, три-вчера, три- ещё позавчера.»)
Восп. : -Молодцы, ребята! А сейчас мы начинаем сказку!
3. Драматизация сказки «Гуси-лебеди».
(Дети по желанию выбирают себе роли.)
• Рассказчица: одевает платочек, садится на стульчик, начинает рассказывать сказку.
• Дочка Маша: садится возле театра на крутящейся платформе, управляет и озвучивает маленькую куклу Машу.
• Сынок Ваня: садится возле театра на крутящейся платформе, управляет и озвучивает маленькую куклу Ваню.
• Гуси-лебеди: одевают ободки с изображением гуси-лебеди.
• Печка, яблоня, речка -декорации, которые изображены на платформе театра, дети озвучивают героев сказки с места, сидя на стульчиках.)
Рассказчица: -Жили-были старик со старушкой. И были у них дочка, да сынок маленький. Уехали родители по делам, а девочка заигралась с подружками и совсем забыла за братцем присмотреть. Налетели гуси-лебеди, подхватили они мальчика и унесли его на крыльях далеко-далёко.
(Дети в образе гусей передвигаются «стайкой», с гоготанием подхватывают Ваню и прячутся за ширмой).
Рассказчица: -Побежала девочка догонять гусей. Пришла она в лес а там…
(Девочка Маша имитирует движение куклы на крутящемся театре, сюжет происходит в лесной зоне театра).
Восп. :- Ребята, а сейчас давайте с вами расскажем о том, что увидела девочка Маша в лесу. Мы с вами будем подмечать красоту природы летом. Я буду вам указывать на какой- либо предмет на театре, а вы должны будите с этим предметом составить предложения.
4. Составление предложений детьми.
(Ярко светит солнышко. По небу плывут облака. Вокруг много разных деревьев. На полянке много грибов, и. п.)
Рассказчица: -Идёт Маша по дороге, а на дороге печка стоит. (Крутящиеся платформа театра передвигается для смены декораций).
Маша: -Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка: -Съешь моего ржаного пирожка, скажу.
Маша: -У моего батюшки пшеничные не едятся!
Рассказчица: -Печка ничего не сказала. Бежит Машенька дальше, видит-яблонька стоит. (Крутящиеся платформа театра передвигается для смены декораций).
Маша: -Яблонька, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Яблонька: -Съешь моего лесного яблочка-скажу.
Маша: -У моего батюшки и садовые не едятся!
Рассказчица: -Яблонька ничего не сказала. Бежит Машенька дальше, видит впереди -речка-кисельные берега. (Крутящиеся платформа театра передвигается для смены декораций).
Маша: -Речка, реченька, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Речка: -Выпей киселька с молочком-скажу.
Маша: -У моего батюшки со сливками не пьётся!
Рассказчица: -Ничего не сказала речка. Побежала Маша дальше и увидела избушку-на курьих ножках. В избушке сидит Баба-яга, а на лавочке братец.
(На ширме появляется кукла бабы-яги, а под ширмой сидит на стульчике Ваня).
(Далее, дети имитируют движения согласно тексту сказки).
Рассказчица: -Девочка схватила братца, да бегом домой, а гуси лебеди за ними в погоню.
Рассказчица: -Видит Машенька с братцем речку-кисельные берега.
Маша: -Реченька-матушка, спрячь нас.
Реченька: -Выпей моего киселька.
Рассказчица: -Выпила Машенька киселька, речка и спрятала их. Гуси мимо пролетели.
Бегут они дальше, а гуси их догоняют. Видит Машенька с братцем яблоньку.
Маша: -Яблонька-матушка, спрячь нас!
Яблонька: -Съешь моего яблочка-спрячу.
Рассказчица: -Съела она яблочко, спрятала их Яблонька.
Бегут они дальше, а гуси их догоняют. Видит Машенька с братцем печку.
Маша: -Печка-матушка, спрячь нас!
Печка: -Съешь мой пирожок, спрячу.
Рассказчица: -Съела она пирожок, спрятала их печка. А гуси покружили, покричали, да улетели ни с чем. А Маша с братцем благополучно добрались до дома.
(Воспитатель обращается к Зимушке)
Восп. : -Понравилась тебе наша сказка?
Зимушка: -Очень понравилась, оказывается много интересного летом бывает!
5. Физминутка.
Восп. : -Зимушка, нашим ребятам и зима интересна. Ребята, давайте поиграем с Зимушкой в снежки.
(Дети выполняют имитационные движения согласно тексту стихотворения)
Раз, два, три, четыре (Загибают пальцы, начиная с большого)
Мы с тобой снежок лепили. (Меняют положение ладоней-лепят)
Круглый, крепкий, (Соединяют кончики согнутых пальцев обеих рук)
Очень гладкий, (Гладят ладонью одной руки кисть другой руки)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят указательным пальчиком)
Раз-подбросим, (Подбрасывают воображаемый снежок, смотрят вверх)
Два-поймаем, (Приседают, ловят воображаемый снежок)
Три- уроним, (Встают, роняют воображаемый снежок)
И… сломаем. (Топают ножками)
6. Объяснение новой темы.
Зимушка: -Ребята, какие вы молодцы! А сейчас я хочу вас проверить, всё ли вы знаете о зиме? Я вам буду задавать вопросы, а вы будите на них отвечать.
-Как называется одежда, которую мы носим зимой?
Дети: -Зимняя.
Зимушка: -Как называются птицы, которые остаются зимовать?
Дети: -Зимующие.
Зимушка: -Если хлеб посеяли поздней осенью, под зиму, то какой он?
Дети: -Озимый.
Зимушка: -Зверь в лесу пережил зиму. Значит он что сделал?
Дети: -Перезимовал.
Восп. : -Молодцы, ребята! Как вы думаете, что общего между этими словами «зимняя», «зимующие», «озимый», «перезимовал»?
Дети: -Они похожи по звучанию и значению.
Восп. : -Правильно, такие слова называют родственными. Ребята, произнесите это слово «родственные». (Дети произносят это слово хором)
-Родственные слова-это те слова, которые похожи по звучанию и значению.
-А как вы думаете, от какого слова все названные нами слова «родились»?
Дети: -Эти слова «родились» от слова «зима».
Восп. : -Правильно, слово «зима»-это главное слово; слова «зимняя», «зимующие», «озимый», «перезимовал» появились от главного слова «зима».
-Ребята, придумайте по предложению со своими словами, родственными слову «зима». (Ответы детей).
7. Отгадывание ребуса.
Восп. : -Ребята, сейчас мы поиграем в слова. А поиграют те ребята, которые у нас не участвовали в сказке, а остальные ребята внимательно следите за тем, всё ли они делают правильно.
(На доске два домика из цветной бумаги)
-В первом домике живёт слово «снег», а во втором-….?
(Во втором домике находиться ребус)
-Ребята, давайте его отгадаем.
(Дети разгадывают ребус и объясняют алгоритм решения)
-Давайте все вместе прочитаем это слово.
(Дети хором произносят слово «Мороз»)
-На моём столе лежат снежинки, на которых нарисованы предметы. По моему сигналу каждый из вас должен взять по снежинке и подойти к домику, в котором эта снежинка живёт.
(Звучит музыка. Дети подходят к нужным домикам)
(Воспитатель обращается к детям, стоящим около домика со словом «Снег»)
-Назовите слова-родственники этого домика. (Ответы детей)
-От какого они слова «родились»? (Ответы детей)
-Положите снежинки в этот домик.
(Воспитатель обращается к детям стоящим, около домика со словом «Мороз»)
-Назовите слова-родственники этого домика. (Ответы детей)
-От какого они слова «родились»? (Ответы детей)
-Положите снежинки в этот домик.
-Молодцы, ребята, справились с заданием!8. Подведение итогов занятия.
Восп. : -Вот и подошло к концу наше путешествие.
Зимушка: -А мне пора возвращаться обратно в свои владения. Молодцы, ребята! Примите от меня подарочки. (Зимушка даёт детям мешочек со сладостями).
Восп. : -Ребята, скажите, чем мы сегодня с вами занимались? (Ответы детей) -С какими словами познакомились? (Ответы детей) -А теперь я вас приглашаю на зимнюю прогулку. (Звучит музыка, дети уходят).