Елена Усачева
Конспект комплексного занятия «Время года — весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия «Время года - весна»
Программное содержание:
-уточнить время года, название весенних месяцев
-Закрепить у детей понятия : слова-предметы и слова-признаки. слова -действия
-совершенствовать у детей навык образования существительных множественного числа, прилагательных от существительных
-Продолжить учить детей проводить звуковой анализ слова
-Уточнить понятие родственных слов
-Развивать фонематический слух
-развивать мелкую моторику
Публикация «Конспект комплексного занятия „Время года — весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Времена года. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Оборудование:
Индивидуальные наборы для звукового анализа слова, картинно-графический план, прищепки, карточки тучки и солнышка., кукла «Веснушка»
Ход занятия
Орг. момент. Логопед: Сейчас на свой стульчик сядет тот ребенок, который услышит звук, с которого начинается его имя: «И» (Ира, «К» (Костя, «Р» (Рома) и т. д.
Постановка цели. Логопед: Ребята, послушайте стихотворение:
Солнышко веселое, водит хоровод
И сегодня песенку с нами пропоет.
Припекает солнышко и весну зовет.
Птички перелетные собрались в полет.
На пригорке радостно ручеек журчит
Половодье шумное струйками бурлит.
Мишка просыпается, тянется со сна
И цветочной поступью к нам идет…. (Весна)
Сегодня к нам в гости пришла «Веснушка»! Очень веселая девчонка-хохотушка! Она вместе с нами сегодня поиграет! А еще она придумала много вопросов и заданий для вас, ребята.
Давайте вспомним, какие месяцы относятся к весенним?
Ответы детей.
Вопросы логопеда:
-Какое солнце весной? Как мы спросим? Солнце (какое?- теплое, ласковое, яркое, лучистое)
А небо (какое?- голубое, ясное, пасмурное) и т. п
Ветер весной (какой? - свежий, теплый, легкий)
Логопед: Умнички, вы назвали много слов-признаков и правильно спрашивали (какой? какая? какое?)
А теперь поиграем в игру «договори словечко» (вспоминаем слова-действия)
Птицы (что сделали) прилетели
Ручейки (что делают) бегут, текут, журчат
Солнышко. (пригревает, улыбается). Снег. (тает). Травка. (выросла). Почки на деревьях. (набухли). Воробьи. (щебечут). Грачи. (галдят, кричат,поют)
-А что вы можете сказать о животных и птицах? (Некоторые животные просыпаются после зимней спячки, такие, как медведь, еж, барсук, а некоторые животные меняют свои шубки – заяц).
Вот пригрело солнышко жителей лесных
И резвятся милые в шубках меховых
Заиньки сменили зимний свой наряд
Стали зайки серыми все подряд
А за ними белочки поскакали вслед
Только волк обижен - убежал обед!
-а теперь давайте вспомним какие же птички к нам возвращаются из теплых краев? (скворцы, жаворонки, ласточки, грачи)
-а с насекомыми что происходит? (они просыпаются)
-а какие первые цветы появляются весной? Как мы их можем назвать? (первоцветы (подснежники,крокусы,медуница,одуванчики)
-Как можно по людям увидеть, что наступила весна? (люди одеваются легче: меняют шубы на легкие куртки, теплые сапоги на ботинки)
Вот мы с вами и вспомнили, как меняется все вокруг с наступлением весны. А теперь давайте постараемся составить полный красивый рассказ о весне. А помогать нам будут в этом картинки – подсказки. На магнитную доску прикрепляется картинно-графический план.
Вызывается и опрашивается несколько детей
Логоритмическое упражнение «Пришла весна»
Улыбаются все люди- Руки вверх
Весна, весна, весна! Ритмично хлопают над головой
Она везде, она повсюду. Поворот корпуса руки в стороны,
Красна, красна, красна. Ритмично хлопают
По лугу, лесу и полянке Ритмично шагают на месте
Идет, идет, идет
На солнышке скорей погреется Круг над головой, обняли себя
Зовет, зовет, зовет.
И в ручейке лесном задорно Соединили кисти рук в замок
Звенит, звенит, звенит. «Звон колокольчика»
По камушкам в реке широкой ---
Журчит, журчит, журчит Потирают руки
Разносит запахи повсюду
Цветов, цветов, цветов. Делают растущий «бутон»
И все живое сразу слышит
Весенний зов! Раскрывают «бутон»
Дети садятся на места.
Логопед: Ребята, а какие звуки весны вы знаете?
(Капель, журчание ручейка, щебет птиц….
Давайте послушаем эти звуки (включается аудиозапись)
Дыхательное упражнение «Вдох и выдох»
Задачи: развитие мускулатуры дыхательной мышцы
Дети выполняют глубокий вдох носом, выдыхают медленно через чуть приоткрытый рот. 2-в: выдыхают на звуке ш-ш-ш; с-с-с;
«Ветерок шумит»: ш-ш-ш-ш-ш (дети дуют на тыльную сторону ладошки Выдуваемая струя воздуха - теплая)
Жучок зажужжал на полянке : ж-ж-ж-ж-ж (дети дуют +включается голос)
А теперь прилетел комарик и зудит: з-з-з-з-з (Кончик языка за нижними зубками +голос)
А маленький комарик поет песенку: зь-зь-зь-зь
Какие вы, умнички! Ребятки, а ведь весной может идти дождик Давайте возьмем наши тучки и прикрепим капельки, а после дождика обычно светит ласковое солнышко! Теперь мы прикрепим лучики солнышка. (Игра с прищепками)
Дети, прикрепляя прищепки, комментируют:
Тучка (дождевая, хмурая, грустная, маленькая.)
Солнышко (лучистое, ласковое, заботливое, яркое и т. д.)
Логопед. Ребята, а теперь посмотрите на схему, которая появилась у нас на доске! Как вы думаете, какое слово подходит к нашей схеме?
Ответы детей. (Весна)
Лера прокомментирует вслух, а остальные, молча, выкладывают схему слова «весна». Подробно характеризуется каждый звук, вспоминается правило смягчения согласных.
А еще «Веснушка» просит у вас назвать слова-родственники слова весна!
Ответы детей: (Весенний ветерок, весеннее небо, весенняя погода,веснушки, веснушчатый, веснушечка).
Итоги занятия. О чем сегодня говорили на занятии, что понравилось?
Используемая литература:
1. Е. А. Алябьева Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (методическое пособие). Творческий центр «Сфера» 2006