елена воробьева
Конспект Конспект итогового мероприятия с элементами игры-фантазирования «Чудо-цветок»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
совершенствовать технику барельефной лепки, развивать чувство ритма и композиции,
подводить детей к обозначению цветов, включающих два оттенка,
воспитывать художественный вкус.
Предварительная работа:
чтение сказов П. Бажова «Каменный цветок», «Горный мастер», «Медной горы Хозяйка»,
беседа о цветах: особенностях внешнего вида, местах произрастания, биологической и культурно-эстетической значимости,
рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства с цветочным декором (керамика, ковроделие, ткачество, вышивка, художественная роспись,
Публикация «Конспект Конспект итогового мероприятия с элементами игры-фантазирования „Чудо-цветок“» размещена в разделах
рассматривание различных барельефов; выяснение особенностей данного вида лепки,
лепка рельефных картин различными видами (барельеф, горельеф, контррельеф) на занятиях по изобразительной деятельности.
Зрительный ряд:
1. Слайды с изображением:
- сцен из сказок П. Бажова,
- изделий из малахита,
- Малахитницы (Хозяйки Медной горы)
2. Д/игра «Оттенки зеленого цвета».
3. Таблица с вариантами цветочных декоративных элементов.
Литературный ряд:
1. Отрывок из сказа П. Бажова «Медной горы Хозяйка»
2. Отрывок из сказа П. Бажова «Каменный цветок»
Музыкальный ряд:
1. С. Прокофьев. Вступление из балета «Каменный цветок».
Материалы, инструменты:
1. Картонные квадратики размером 15х15;
2. Наборы пластилина;
3. Стеки, салфетки;
4. Красивые пуговицы и бусины (для оформления цветов)
Ход мероприятия:
Вос-ль. Здравствуйте ребята! Сегодня я вам предлагаю отправиться в сказочный край, край необычайной красоты. А называется этот край - Урал. Кто ребята из вас, может рассказать, чем прославились Уральские земли? (Ответы детей)
Вос-ль. Да это и природа, и богатство недр, и ….(про искусство)
Много разных сказок, былин, сказаний написал русский народ, прославляя уральские земли, а с одним из таких произведений вы уже знакомы.
Дети проходят и садятся на стульчики.
На экране появляются одна за другой иллюстрации к сказам П. Бажова «Медной горы Хозяйка», «Каменный цветок», «Горный мастер».
Вос-ль. Как называются эти сказания и кто их автор? (Ответы детей)
Вос-ль. Да, правильно, эти произведения написал Павел Петрович Бажов и названия вы правильно вспомнили.
У каждого народа есть свой мир сказочных героев – хранителей недр. Свою покровительницу имели и уральские рудокопы. Звали ее …. Кто вспомнит, как ее звали? Да, Хозяйка медной горы. Она же была хранительницей малахита, поэтому и называли ее иногда – Малахитница.
На экране появляется иллюстрации Хозяйки Медной горы.
Перед людьми она выступала в образе сказочно красивой женщины с зелеными глазами, одетой в роскошное малахитовое платье, с изящной диадемой-кокошником, изукрашенной малахитом и драгоценными камнями. Ее чертоги украшены малахитом, алмазами и цветами самородной меди. Именно вниманием и состраданием Малахитницы объясняли рудокопы каждую встречу с малахитом. Пропал малахит – значит, рассердилась Хозяйка. А пропадал он так же неожиданно, как появлялся. Давайте вспомним, как у П. Бажова говорится в сказе.
Тихо звучит музыка, на экране появляются 4 иллюстрации, и читается отрывок из сказа.
«…. Комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие то же есть, лазоревые. Одними словом, украшено, что и сказать нельзя… стены малахитовы с алмазом, а потолок темно-красный под чернетью, а на ем цветы медны…»
Вос-ль. Ребята, скажите, каким камнем украшены стены комнаты Хозяйки Медной горы?
Дети. Малахитом.
Вос-ль. А чем же прославился малахит?
Дети. Из него можно изготовить различные украшения, предметы обихода ( например: шкатулки, бусы и т. д.)
Вос-ль. Да, ребята, необыкновенной красоты получаются изделия из малахита.
Далее идет показ слайдов «Изделия из малахита»
Посмотрите, какие замечательные украшения получились у мастеров-камнерезов. Скажите, а какого цвета малахитовые изделия?
Дети. Зеленого.
Вос-ль. Разве можно сказать, что малахит имеет один определенный цвет.
На экране появляются иллюстрации с изображением малахита.
Назовите, кто какой цвет и оттенок увидел в камне.
Дети. Нет, он может быть и темно-зеленый и светло-зеленый и желто-зеленый и сине-зеленый, и разводы на нем разных оттенков, похожи на цветы, волны.
Вос-ль. «…. Как вешняя трава под солнышком, когда ее ветер колышет. Так волны по земле и ходят». Так говорит о малахите П. Бажов
Вос-ль. Смотрю я, ребята, вы хорошо разбираетесь в цветах и оттенках. Поэтому предлагаю вам помочь мне разобрать эти «цветы» (воспитатель предлагает набор карточек различных цветов и оттенков, и разложить их по коробочкам. В одну положить цветы только зеленого цвета и его оттенки, а в другую все остальные.
Дети выполняют задание.
Вос-ль. Молодцы, мы теперь с вами, как настоящие мастера-камнерезы сможем сразу определить, что перед нами: малахит или нет.
Вос-ль. А знаете, ребята, что Хозяйка Медной горы славилась не только малахитом, драгоценными камнями, но и еще своим каменным цветком.
Ребенок читает отрывок.
«…а то еще каменный цветок есть, в Малахитовой горе будто растет. На змеиный праздник полную силу имеет…»
Вос-ль. Да, увидеть Каменный цветок в царства Малахитницы – значит понять красоту, глубокие тайны искусства. По легендам у Хозяйки Медной горы работают самые искусные мастера – камнерезы. Что Хозяйке понадобится, то они и сделают. На Урале было предание, что лишь за великую доброту, душевную чистоту и честность одаривает Малахитница своим камнем.
Психогимнастика «Цветок».
Вос-ль Ребята, давайте сейчас представим, что мы превратились с вами в прекрасные цветы.
Звучит тихая музыка.
«Теплый луч упал на землю и согрел в земле зернышко. Из зернышка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед солнцу. (Сесть на корточки, голову и руки опустить. Поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.)
После танца дети садятся на стульчики, заходит Данила-мастер.
Д-м. Здравствуйте, ребята, я Данила-мастер, меня к вам послали уральские рудокопы.
Вос-ль. Здравствуй, Данилушка! Зачем к нам пожаловал?
Д-м. Беда у нас приключилась, вот уже долгое время не можем никак на малахит выйти, сколько уж горной породы перекопали. Говорят, осерчала Хозяйка Медной горы, спрятала весь малахит.
Вос-ль. А на что рассердилась Малахитница?
Д-м Да, говорят, желает она иметь в своем подземном царстве цветы, полные красоты и красок. Надоели ей, видишь ли, медные, да из камней, а земные цветы под землей вянут, не могут они без света и солнца, поэтому и сердится. Не знаем, что и делать, может быть, вы, чем поможете?
Вос-ль Конечно мы вам поможем! Ребята как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы порадовать Хозяйку и тем самым помочь рудокопам.
Предположения детей.
Вос-ль. А я предлагаю вам, ребята, представить себя мастерами и создать цветы полные красоты и цвета. Конечно же, наши цветы не будут живыми, но следует помнить, что красота заключена в любом предмете. Надо только дать жизнь ему – как в сказке о живой и мертвой воде. Мертвая вода из кусков делает целое, а живая дает жизнь. Живая вода – это талант мастера, который дает жизнь своему творению. Давайте мы сейчас попробуем слепить цветы для Хозяйки Медной горы такие же, как в природе, или придумаем свои – необычные, сказочные. И будем работать в технике рельефной, а точнее барельефной, лепки. Давайте вспомним, что такое барельефная лепка и с чего мы начнем свою работу.
Дети. В барельефной лепке изображение лепится на основе и выступает над плоскостью основы менее чем на половину своего объема. Для того чтобы начать сою работу, необходимо взять пластину-основу, наметить палочкой точку в центре и, если нужно, в уголках – на одинаковом расстоянии. Представить чудо-цветок во всей своей красе, и начать лепить.
Вос-ль. Но перед тем как начать лепить, давайте подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика.
Практическая часть.
Дети самостоятельно лепят рельефные картины «Чудо-цветы». Воспитатель и Данила-мастер в ходе работы помогают детям, которые испытывают затруднения, наводящими вопросами, показом приемов лепки и т. д.
Итог занятия. Воспитатель предлагает Даниле принять работу у детей.
Д-м. Вот это да, какие необыкновенные цветы распустились. Не в сказке сказать, ни пером написать. Диво-дивное, чудо-чудное. Да ребята, талант и мастерство, помогли вам создать такие чудо-цветы, полные красоты, цвета, а главное жизни. Я думаю, Хозяйка Медной горы по достоинству оценит их и перестанет серчать, а рудокопов ждут богатые залежи малахита.
Данила-мастер просит детей уложить пластины в сундук, еще раз благодарит детей, прощается и уходит.
Вос-ль. Ну а я, ребята, еще раз хочу вас поблагодарить за вашу работу, старание и желание помочь другому человеку.