Анна Федотовская
Конспект логоритмического занятия для детей с ФНР 6–7 лет «Прогулка в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логоритмического занятия для детей с ФНР 6-7 лет.
Тема: «Прогулка в осенний лес».
Цели: активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания, развитие слухового и зрительного восприятия, увеличение объема памяти, развитие двигательного и артикуляционного праксиса, развитие двигательных кинестезий, развитие соматопространственной ориентации и зрительно-моторных координаций, формирование двигательных навыков, автоматизация звука [л] в слогах, словах и предложениях через формирование семантического поля слов «дикие животные», образование притяжательных прилагательных,
Публикация «Конспект логоритмического занятия для детей с ФНР 6–7 лет „Прогулка в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: костюмы диких животных (белки, зайца, волка, медведя, лисы, резиновые ежики, баночки с красками, корзина, волшебная палочка, синяя лента цвета, дощечки с изображением животных, проектор.
Ход занятия.
Дети заходят в зал, встают рядом со стульчиками.
Приветствие.
(сопряженное проговаривание вместе с логопедом) :
Доброе утро! Птицы запели.
Добрые люди, вставайте с постели.
Вся темнота расползлась по углам,
Солнце встает и идет по домам.
Доброе утро и солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Логопед : Я Фея леса и приглашаю вас на прогулку в лес.
Упражнение на развитие слухового внимания «Мы идем»
В лес с ребятами идем,
Громко песенку поем. Дети маршируют
На носочках мы пойдем
и тихонько запоем Ходят на носках.
Логопед :
Вот мы и пришли в лес (звучат звуки леса).
Рассматривают иллюстрацию «Лес летом» (слайд №1).
Расскажите, дети, чего в лесу много?
ответы детей : «Много деревьев, много зверей, птиц, насекомых, ягод, грибов, листьев на деревьях, трав, много мха».
Логопед :
Какое время года сейчас у нас?
Дети:
Осень.
Логопед :
А в нашем лесу?
Дети:
Лето.
Логопед :
Ай-ай-ай. Я забыла раскрасить лес в осенние краски. Сейчас я возьму волшебные краски из своей корзинки и раскрашу лес. Какие краски нам понадобятся? (заглядывает в корзинку) А красок нет. Пока я к вам спешила, все краски по лесу и растеряла. Ребята, поможете мне найти краски?
Дети соглашаются.
Логопед :
Пойдем по лесным тропинкам. (Идут под песенку «Мы идем»)
Пришли на полянку. Кто нас встречает? Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.
Дети:
Нас встречает ежик. (Слайд №2)
Логопед :
У ежика есть краска. Какого она цвета? (фиолетовая) Он отдаст нам краску, если мы с ним поиграем. Перед игрой разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Чтобы четко говорить,
надо с пальцами дружить».
Пальцы - дружная семья,
Друг без друга им нельзя Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
Вот - большой, а это – средний,
Безымянный и последний -
Наш мизинчик, малышок.
Указательный забыли! Поочередно поднимать пальцы обеих рук вверх.
Чтобы пальцы дружно жили
Будем их соединять
И движенья выполнять. Каждый палец руки поочередно соединять с большим пальцем.
Мы рога козы покажем,
Выдвинуть вперед указательный палец и мизинец. Остальные пальчики загнуть в кулачок. Поднять рога к голове.
И рога оленя даже, Широко раздвинуть пальцы обеих рук, Скрестить ладошки и поднять «ветвистые рога» к голове.
И про зайку не забудем-
Ушками вертеть мы будем, Выдвинуть вперед указательный и средний пальцы обеих рук, Поднять «ушки» к голове и пошевелить ими.
Чтобы четко говорить,
Надо с пальцами дружить! Каждый палец руки поочередно соединять с большим пальцем.
(раздает детям массажные мячики-ежики)
Ежиковый массаж.
Ежик, спрячь свои иголки,
Мы же дети, а не волки.
Спрячь свои иголки, еж.
Ты колючий, ну и что ж!
Мы хотим с тобой поладить,
Мы хотим тебя погладить. Дети проводят массажными мячиками вперед-назад. Вращают мячик между ладонями.
Еж иголки отряхнул.
Еж свернулся и заснул.
Прячут мячик в ладошках.
Логопед :
Ежик отдал нам фиолетовую краску (кладет тюбик в корзину). (Слайд «лесная полянка» №3)
Поможем зверям.
Давайте, присядем на пенечки - стульчики и отдохнем немного.
Послушайте, ребята (прислушивается) К нам на полянку кто-то идет. Кто это?
Дети:
Звери (дети в «перепутанных» костюмах зверей) : волк, медведь, заяц, лиса, лиса.
Логопед :
Они веселые?
Дети:
Нет. Они грустные, печальные.
Логопед :
Почему звери грустят и плачут?
Дети:
У них уши не свои. Они перепутали уши.
Логопед :
(удивленно) И правда у них уши перепутаны. Ай-ай-ай, Дети, у зайца уши не зайца, а кого?
Дети:
Лисы.
Логопед :
Вот чудеса! У зайца лисьи уши! А у лисы уши кого?
Дети:
Уши медведя.
Логопед :
(сокрушенно) Медвежьи уши у лисы. А у медведя уши кого?
Дети:
Волка.
Логопед :
Волчьи уши у медведя (качает головой) А у волка уши кого?
Дети:
Уши зайца.
Логопед :
(удивленно) У волка заячьи уши! (Укоризненно) Доигрались! А теперь не могут, не знают, как поменяться, чтобы у каждого были свои уши. Дети, поможем зверям разобраться?
Дети:
Поможем.
Логопед :
Крикнем зверям в рупор: «Звери, не печальтесь, Мы вам поможем»
Дети (приставив ладони к щекам у рта, кричат напевно, протяжно) «Звери, не печальтесь, Мы вам поможем!»
Логопед :
А теперь, Звери, слушайте музыку, и идите сюда так, как музыка вам подскажет. (Звучит музыка).
В соответствии с музыкальными образами звучащей музыки, посредством образных движений, дети - «звери» выражают свои образы и по одному подходят к остальным детям. Заяц прыгает по-заячьи, медведь идет тяжело, впервалочку, лиса - кокетливо, волк- по- волчьи, выставляя вперед руки - лапы, сердито.
Логопед :
Дети, расскажите, кто кому должен отдать уши.
Дети:
Заяц должен отдать уши медведю, медведь - лисе, лиса- волку, волк –зайцу.
Логопед :
Теперь все в порядке. Теперь заяц не с лисьими ушами, а с какими?
Дети:
С заячьими.
Логопед :
А медведь теперь с какими ушами?
Дети:
С медвежьими.
Логопед :
А волк?
Дети:
С волчьими.
Логопед :
А лиса?
Дети:
С лисьими.
Не видел ли кто из вас, звери, краски?
(звери отдают оранжевую краску)
Логопед :
Я слышу, что в наш лес идут охотники. (слайд «охотники» №4).
Артикуляционная гимнастика.
Два «героя» на охоту
Шли по топкому болоту:
Язык закушен между зубами, выдыхать воздух в щеки и хлопать по щекам пальчиками – получается хлюпающий звук.
«Нам, героям, не страшны даже дикие слоны!» Упр. «слон» - вытянуть губывперед «хоботом».
Шли, друг другу похвалялись,
Вдруг… лягушки испугались! Упр. «Лягушка». Чередование «Слон-Лягушка».
И по кочкам наутек
Побежали со всех ног.
Уж до дому добежали,
Но по прежнему дрожали. Похлопать широким, расслабленным языком по верхней губе.
Многократно произносить на одном выдохе опорный звук Дддддд….
: «Ой!» - сказал один «герой» -
Носорог скакал за мной! Упр. «лошадка» - поцокать языком.
Он ружье мое отнял
И, как булку, разжевал.
А когда я оглянулся,
Он так жадно облизнулся! Пожевать широкий язык зубами: ла-ла-ла.
Облизывать верхнюю губу широким языком сверху вниз.
«Ой!» - сказал второй «герой»
Коршун вился надо мной.
Страшно крыльями махал, Упр. «Качели».
Как индюк он болботал. Упр. «Индюк»
И с тех пор «героям что-то
На охоту неохота. Обиженно оттопырить нижнюю губу.
Логопед : (Забирает у охотников желтую краску.)
Послушайте, ребята, чей это голос звучит? (звучит фонограмма пение соловья)
Дети:
Это поет соловей. (слайд «соловей» №5)
Логопед :
Давайте и мы с вами споем. Встаньте так, чтобы между вами были «окошечки».
Дети под аккомпанемент муз руководителя пропевают ряд гласных с движением рук.
О
Э Э
Ы Ы
У У
А А
Дети, в слове соловей есть звук [л]. Звук Л в слове соловей первый, последний, или он стоит в середине?
Дети:
Звук Л стоит в середине слова.
Логопед :
Чтобы звук Л всегда звучал четко и красиво, нужно прикусывать кончик языка или упираться им в зубы. Воздушная струя должна идти в щеки. Произнесем его несколько раз вместе. (логопед вместе с детьми протяжно произносит звук Л.
Вспомните характеристику звука Л. Какой это звук?
Дети:
Л- согласный, твердый, звонкий звук.
Логопед :
А теперь сделаем «цепочки» из пальцев и споем слоговые песенки со звуком Л.
АЛ
ЭЛ ЭЛ
ЫЛ ЫЛ
УЛ УЛ
АЛ АЛ
Логопед забирает у соловья красную краску. Пойдем дальше, ребята.
Дети под музыку «Мы идем» маршируют и идут на носочках. Подходят к речке. (Слайд «Речка» №6)
Кто в речке живет?
Дети:
В реке живут рыбы, лягушки.
Логопед :
Давайте споем про рыбок, про трех сардинок. (Слайд «сардинки»№7)
Игра «Три сардинки»
Дети исполняют песню «Три сардинки» сопровождая движениями по тексту:
1. Как-то с вечеринки плыли три сардинки
(по коленям хлопают ритм «ти-ти, та»)
Рыбка слева, рыбка справа, рыбка в серединке
(левой ладошкой волну, правой ладошкой и двумя вперёд)
Как-то с вечеринки плыли три сардинки (по коленям хлопают)
Рыбка слева, рыбка справа, рыбка в серединке (движения те же)
2. Вдруг глядят рыбёшки, ждут их с поварёшкой
(руки согнуты в локтях на уровне головы и кистями вправо-влево, жонглируют – руки опущены вдоль туловища)
Котик – слева, котик – справа, в серединке – кошка
(лапками слева, справа и по средине)
Вдруг глядят рыбёшки, ждут их с поварёшкой
Котик – слева, котик – справа, в серединке – кошка.
3. Юркнули сардинки под листок кувшинки –
(левая рука на уровне груди, а правая ныряет под левую руку и наоборот)
Рыбка с верху, рыбка снизу, рыбка в серединке
(левая рука на уровне груди, а правой ладошкой хлопают сверху по левой и наоборот: правая – на уровне груди, левая ладошка хлопает снизу по правой, и волну двумя кистями вперёд)
Рыбка с верху, рыбка снизу, рыбка в серединке
Проигрыш: (правой рукой щупают внизу рыбёшку 4-ре раза, шипят, и показывают пустые когти. И те же действия выполняют левой рукой)
4. Огорчились кошки: «Глупые рыбёшки.
(хлопают по коленкам, грозят пальцем)
Мы вас в гости звать хотели на уху с картошкой»
(щелчки пальцами и гладят живот)
Огорчились кошки: «Глупые рыбёшки.
(хлопают по коленкам, грозят пальцем)
Мы вас в гости звать хотели на уху с картошкой».
(щелчки пальцами и гладят живот)
5. И плывут сардинки снова с вечеринки
(хлопают по коленкам ритм «ти-ти, та»)
Рыбка слева, рыбка справа, рыбка в серединке
(ладошкой вправо, влево, вперёд)
И плывут сардинки снова с вечеринки
(хлопают по коленкам ритм «ти-ти, та»)
Рыбка слева, рыбка справа, рыбка в серединке (левой ладошкой вперёд, правой ладошкой вперёд и двумя ладошками вперёд в серединке)
(Рыбки отдают логопеду синюю краску)
Строим мостик.
(Слайд «Речка»№8)
Логопед :
Ребята, как нам перебраться на другой берег?
Дети:
Нужно сделать мостик.
(Логопед достает «дощечки» с изображением животных.)
Логопед :
Чтобы сделать мостик, нужно поставить слова в таком порядке, чтобы каждое следующее слово начиналось на последний звук предыдущего. Нужно назвать первый и последний звук в слове. Первое слово – волк.
Дети выкладывают цепочку : волк –козел –лось –синица –аист -трясогузка. Строят мостик, переходят по нему на другой берег.
Логопед :
(Находит большую корзину с волшебной палочкой и подарками.)
Подведение итогов занятия. Прощание.
Вот мы и нашли все краски. Теперь мы можем раскрасить лес осенними красками. Взмахивает волшебной палочкой и «раскрашивает» лес. (слайд «осенний Лес»№9).
Мы совершили длинный путь. Легким ли был ваш путь или трудным? Что вам приходилось делать в пути? Кто нам помог отыскать краски? А еще давайте скажем:
Спасибо нашим пальчикам,
Спасибо язычку Дети сжимают и разжимают пальцы в кулак.
Красиво, четко, правильно
Я говорить хочу.
Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим.
За то, что вы мне помогли, я приготовила для вас подарки. (раздает детям подарки)