Лариса Миляева
Конспект музыкального занятия в старшей группе «Морское путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музыкального занятия в старшей группе
Цель: дать представление детям о море, разных его состояниях, обитателях с помощью музыкальных, изобразительных и ритмических средств.
Публикация «Конспект музыкального занятия в старшей группе „Морское путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
Программные задачи: учить детей высказывать свое мнение о музыкальном произведении, отвечая на вопрос «О чем рассказывает музыка и как?». Работать над расширением диапазона голоса, следить за чистотой интонации. Развивать творческую активность детей. Закреплять умение самостоятельно начинать движения после вступления, менять их со сменой частей и музыкальных фраз, выразительно выполнять движения с ленточками. Закреплять умение передавать в движении характерные черты образов.
Воспитывать любовь к природе желание ее защищать.
Ход занятия:
Дети заходят в зал под звучание волн, в руках ленточки. Звучит «Форель, муз. Р. Шуберта – дети выполняют музыкально-ритмическую композицию с ленточками.
Музыкальный руководитель :
Посмотрим, ребята, на глобус и поищем моря и океаны. Обратите внимание, какого цвета больше, синего и голубого – водного пространства, или коричневого, желтого, зеленого – суши. Конечно, на нашей планете Земля большую ее часть занимают моря и океаны.
Это громадные водные пространства. Кто-нибудь из вас, ребята, бывал на море? (Ответы.) Скажите, какое бывает море, всегда одинаковое – спокойное, или разное? (Ответ.)
Да, море может быть разным, когда оно спокойное, тихое, ласковое, такое его состояние называют штилем. Когда на море дует легкий ветер и по воде бегут белые волны, такое его состояние называют бризом. А вот в плохую, ветреную, дождливую погоду, море становится неспокойным, огромные волны набегают одна на другую, и с сильным грохотом обрушиваются на берег. Это шторм. В это время нельзя находиться на море, это очень опасно. Во время таких штормов могут погибнуть даже большие судоходные корабли. Вот о таком опасном, трагическом моменте рассказывает нам картина Айвазовского. (Рассматривают картину.)
Знаменитый художник Иван Константинович Айвазовский родился в городе Феодосия, что находится у самого Черного моря. Всю свою творческую жизнь он посвятил изображению моря в разных его состояниях: и во время шторма, и во время штиля, и во время легкого бриза. (Рассматривают репродукции картин художника.)
А сейчас мы послушаем фрагмент из сюиты «Шахерезада» русского композитора Римского-Корсакова и попробуем определить, какое состояние моря передается в этой музыке.
Звучит музыка, дети отвечают с помощью карточек – темно-синих, синих, голубых.
Музыкальный руководитель :
Прозвучал фрагмент из сюиты «Шахерезада» - «Корабль, разбивающийся о скалу». Вы совершенно верно определили настроение музыки, показав карточки темно-синего цвета. В музыке изображено столько переживаний, трагических звуков. Слушая эту музыку, представляешь себе, как из последних сил моряки пытаются спасти свой корабль от неминуемой гибели, но они беспомощны и старания их оказываются напрасными перед лицом великой водной стихией.
Дети слушают музыку повторно.
Море требует к себе большого уважения и заботы. Ведь сама жизнь на планете Земля началась в море, поэтому нужно бороться с тем, чтобы не загрязнять его воды. В морях и океанах живут огромное количество разных животных и растений. Назовите, какие из них вы знаете.
(Ответы детей.)
Открывается панно с изображением моря и парусника.
Ребята, я предлагаю отправиться на этом паруснике в морское путешествие. Но прежде чем мы начнем наше путешествие, нам нужно с вами развернуть паруса, чтобы ветер смог их надуть.
Дыхательная гимнастика:
Дети делают вдох, затем продолжительный выдох (3-4раза).
Вот теперь мы с вами готовы, а помогать в пути нам будет песня «Море, море», слова Н. Соловьевой, музыка М. Парцхаладзе.
После исполнения песни звучит фонограмма звуков морских волн, крик чаек, дельфинов. (Показ слайдов.)
Я вижу за бортом дельфинов. Это замечательные, красивые и умные животные. Они на редкость дружны между собой и часто приходят на помощь друг другу. Было много случаев, что они спасли тонущих людей. Давайте поплаваем и поиграем вместе с ними.
Звучит музыка Поля Мориа «Голубая вода».
(Дети здесь и далее выполняют упражнения, предложенные С Шармановой, А. Федоровым – «Дошкольное воспитание» - 7/1997г.)
«Дельфин».
И. п. – лежа на спине, руки вверху. 1 - 2 – перекат на правый бок, прогнуться;
3 – 4 – и. п. ; 5 – 8 – то же влево.
А теперь заглянем в морские глубины. Смотрите, вот проплывают мимо нас медузы, очень странные морские создания, они совсем не похожи на рыб. Тело медузы похоже на зонтик или колокол, по краям – щупальца, если к ним прикоснуться, то можно получить серьезные ожоги и повреждения. Интересен способ ее передвижения, который называют реактивным. Сокращаясь, медуза отбрасывает воду назад, а сама при этом получает толчок вперед. Наблюдая за ней, ученые придумали и положили этот способ передвижения в основу космических полетов: ракета, отрываясь от земли, выбрасывает из хвостовой части столб пламени.
Давайте, поплаваем рядом с ними, только осторожно, не дотрагиваясь до них.
«Медуза»
И. п. – лежа на спине, ноги врозь, руки вверх – в стороны. 1 – 3 - группировка лежа, ноги согнуть к груди и обхватить их руками, голову поднять («когда начинается шторм, медузы сжимаются в комочек и опускаются на дно»); 4 – и. п. («когда шторм прекращается, медузы всплывают на поверхность»).
На самом морском дне есть восхитительной красоты известковые дома – коралловые рифы. Их построили коралловые полипы – маленькие морские животные. Каждый из них живет в оболочке, которую строит, добывая известь из морской воды.
«Кораллы»
И. п. – сидя по-турецки, руки сзади, пальцы переплетены. 1 – наклон вперед, поднимая руки назад; 2 – 3 – держать руки; 4 – и. п.
А вот плывет осьминог. Это название ему дали потому, что у него восемь щупальцев – ног. Расположены они на голове, за что осьминога и ближайщих его родственников – кальмаров и каракатиц - называют головоногими моллюсками. Питаются осьминоги рыбами и крабами. Смотрите, сколько к нам приплыло еще осьминогов.
(Детям раздаются сделанные из ниток игрушки осьминожков.)
Песенная импровизация.
«Я веселый осьминог,
У меня так много ног,
Чтоб удобно было мне
Жить среди камней, на дне.
Сильным, ловким быть стараюсь,
Приседаю, поднимаюсь,
С рыбкой в танце закружусь
И на камни опущусь».
(Н. Анучина.)
Вот и заканчивается наше морское путешествие, и в заключении я предлагаю послушать шум морских волн, крики чаек и поиграть в игру «Волны».
Дети строятся, образуя круг. В центр выходят 3- 4 ребенка – «купающиеся». Остальные дети – «волны», подбегают к ним, ласково поглаживают «пловцов» и отбегают назад. Игра повторяется несколько раз, пока все дети не поучаствуют в роли «купающихся».