Елена Полунина
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Напитаем душу красотой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста.
"Напитаем душу красотой"
Цель:
Продолжать воспитывать детей на народных традициях. Познакомить детей с народно – прикладным искусством – вышивкой.
Задачи:
- углублять знания детей о народных промыслах Кубани;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Напитаем душу красотой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
- продолжать вызывать интерес детей к промыслам Кубани;
- воспитывать гордость за мастерство нашего народа;
- развивать чувство цвета при составлении узора из нескольких элементов;
- показать неразрывную связь народного искусства с народной музыкой и народным устным творчеством.
Оборудование:
Уголок в группе или в музыкальном зале, оформленный под казачью избу: печь; стол; деревянная, глиняная посуда; кровать; элементы одежды; рушники; скатерти.
Ход:
Звучит музыка (кубанские народные песни). Под музыку входят дети с воспитателем.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня такой прекрасный день! Сколько гостей пришло к нам! Давайте улыбнёмся гостям и передадим наше хорошее настроение и отношение друг к другу, заботу, внимание, улыбку.
Доброе утор, все улыбнитесь,
Глазки откройте и посмотрите.
Мы вас любим, и вы нас любите.
Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в гости к нашим предкам. Мы отправимся в казачью хату, где живёт старинная казачья семья.
Но для этого нам надо надеть на голову казачью папаху, повернуться вокруг себя три раза и сказать: «Время, время – остановись! К нашим предкам повернись!»
Дети надевают казачьи папахи, кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова, потом проходят в следующую комнату.
Звучат народные песни Кубани.
Детей встречает воспитатель в образе казачки.
Дети здороваются и делают низкий поклон:
- Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!
Казачка: Здравствуйте, дорогие гости, прошу в мою хату. У меня хата просторная, светлая, всем места хватит. Проходите, хлопчики да девчати.
Очень любим мы, казачки, украшать свою одежду вышивкой. Ребята, посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в моём доме украшены вышивкой.
Ребята, вы хотите узнать, откуда пришла вышивка на Кубань?
Презентация «Вышивка на Кубани».
Искусство вышивки всегда ценилось на Кубани. Всё, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками.
Чаще всего вышивка использовалась для украшения рушников, рубашек, салфеток, скатертей. Кубанские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданное. Это были вышитые скатерти, полотенца, предметы одежды, головные уборы, подарки.
Большинство изделий традиционной кубанской вышивки выполнено крестом.
Один орнамент не был похож на другой. Орнаменты – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
Геометрический орнамент состоит из геометрических элементов.
Растительный орнамент – цветы, листья, ветки каких-либо растений. Формы растительного орнамента могут отличаться от природных форм.
Зооморфный орнамент – в основу композиций положены изображения птиц, зверей, рыб.
Какие же цвета использовались в вышивке?
Белый цвет: цвет, на котором зарождалась жизнь.
Красный цвет – цвет любви, жизни (красно-солнышко, красна-девица).
Чёрный цвет- цвет плодородия кубанской земли, богатство Кубани.
А сейчас поговорим о символах!
Дерево – символ жизни, единство рода.
Огонь – очистительная сила.
Вода – живительная сила.
Солнце – источник жизни.
Земля – изображение женской фигуры, матери – Земли.
Птицы – символ добра, любви, мира, согласия в доме.
Конь – оберег домашнего очага, символ добра.
Казачка: Ребята, «Делу время – потеши час». Кто-то из вас здесь самый ловкий, выходи-ка, покажи сноровку. Ну, держитесь, казачата, состязаться вы должны, покажите свою силу. Так велит обычай старинный!
Кубанская народная игра «Заря – зарница».
(один игрок (ребёнок или взрослый) держит шест с прикреплёнными на конце лентами. Каждый играющий берётся за ленту. Водящий стоит вне круга. Дети, держась за ленту, идут по кругу и поют:
Заря – зарница,
Казачка – девица
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые.
Раз, два – не воронь,
А беги, как огонь!
С последними словами водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоём бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот побеждает, а неудачник становиться водящим. Игра повторяется.
Казачка: Веселись, та й играй, да дило знай. Откладывай безделье, да не откладывай дела.
Ребята, вот и мы не будем откладывать наши дела.
Оказывается, рушники, которые вы здесь видите, имеют своё специальное предназначение. Ими украшали свои дома, самый красивый вешали в красный угол, то есть в красивый, где обычно висела икона. Было ещё одно предназначение для рушников. С наступлением весны девушки выходили со своими рушниками на улицу весну встречать, красну закликать.
Ребята, а вы хотите весну встречать. Давайте и мы с вами подготовимся к встрече весны, вот только беда, рушников маловато у меня вышитых. Поможете мне вышивать?
Сегодня мы будем «вышивать» рушники тампонами. Выбирайте узоры, какие вам понравятся.
(работа детей : краска красная, белая, заготовки орнамента.)
Дети работают. Тихо играет музыка.
Казачка: Итак, у нас всё готово к встрече весны. Вышиты рушники. Ребята, берите рушники (настоящие) и выходите на улицу, весну кликать будем.
Эй, добры молодцы да красны девицы!
Собирайтеся, снаряжайтеся
Солнце красное встречать,
Весну-красну закликать!
Исполняется танец с рушниками.
Воспитатель: Нам пора возвращаться домой. Давайте наденем кубанки, произнесё м наши слова: «Время, время – остановись!
В детский сад нас возврати!».