Ирина Мучкаева
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Звуковой цирк. Звуки [р] и [р’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности для подготовительной группы компенсирующей направленности
на тему : “Звуки [р]и[рь] ”
Тема: Звуки [р]и[рь]
Цель: Учить дифференцировать звуки [р]и[рь].
Задачи:
Образовательные-
1. Пополнять словарный запас
2. Совершенствовать навыки в образовании сущ. с уменьшительно- ласкательных суффиксами.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему „Звуковой цирк, Звуки [р] и [р’]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Цирк. Занятия и сценарии на цирковую тему
- Цирк. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2013
3. Продолжать учить составлять предложения с помощью опорных картинок
Коррекционно - развивающие-
1. Уточнять артикуляцию и характеристику звуков [р] и [рь]
2. Учить находить сходство и различия звуков [р ]и[рь]
3. Учить слухопроизносительной дифференциации звуков [р]и[рь]в слогах, словах, предложениях
4. Автоматизировать звуки [р] и[рь] в словах, предложениях
5. Развивать фонематическое восприятие на основе повторения слоговых рядов
6. Отрабатывать навыки звуко- слогового анализа слов
7. Развивать слуховую память на основе линейного ряда слогов
8. Развивать устную речь посредством проговаривания полного предложения
9. Развивать мелкую моторику посредством упражнения пальчиковой гимнастики
10. Развивать слуховое и зрительное внимание
11. Развивать логическое мышление на основе уточнения лексического значения слов
Воспитательные-
1. Продолжать воспитывать самоконтроль за речью детей
2. Продолжать воспитывать умение внимательно слушать взрослого и товарищей
Оборудование :
Медальки
Мячик
Бумажная обезьяна, собачки, клоуны, слон, тигр
Разрезная картинка
Картинки с изображениями предметов со звуками [р]и[рь]
План:
1. Орг. момент (Поздороваться, положительно настроить детей на занятие)
2. Основная часть
1) актуализация полученных ранее знаний (звуки[р]и[рь], их артикуляция, характеристику, сходство и различия)
2) д/и “поймай звук”
3) д/и “Повтори не ошибись” (с мячиком)
4) д/и “замени звук”
5) д/и “4 лишний”(выход к доске)
6) д/и “большой- маленький”
7) пальчиковая гимнастика
8) разрезная картинка (картинка)
9) звуковой анализ слова
10) придумывание предложения по картинке
3. Заключительная часть
1. Повторение темы занятия
2. Подведение итогов
Ход :
Л: Здравствуйте, сядет, тот, кто придумает и скажет слово со звуком [рь]
Р: называют по очереди
Л: Хорошо! Садитесь! Спинки у всех прямые, ноги на полу!
Сегодня мы с вами отправимся в звуковой цирк. Нас ждет интересное представление. Но а как попасть в цирк? Надо купить билеты, но не за денежку, а за правильные ответы на вопросы о звуке[р]и[рь]
Л: Что делают губки, зубки, язычок при звуке [р]?
Р: рассказывают
Л: а при звуке [рь] что делают губки, зубы, язычок?
Р: говорят
Л: звук [р]- он какой? Согл. или гл.? (есть преграда во рту, твердый или мягкий? Глухой или звонкий? (показывает кружочки, колокольчик)
Р: говорят
Л: еще раз проговаривает звук [р]- согл., ТВ., звонкий
А звук [рь]- какой?
Р: согл., мягкий, звонкий
Л: Молодцы! Подумайте, чем эти звуки похожи (Согласный, звонкий)
Р: отвечают
Л: Чем они отличаются( [р]- твердый,[рь]- мягкий)
Л: Молодцы! Все купили билеты в цирк. Теперь давайте проверим, кто из вас лучше различает эти звуки.
Поиграем в игру ”Поймай звук”- будем учиться различать [р]и[рь] :
Если услышите звук [р]- поднимите правую руку, если [рь]- левую руку.
Р, рь, рь, р,рь,р
Среди слогов:
Если услышите звук [р]- поднимите синий кружок, если [рь]- зеленый
Ра, ря, ру, рю, арь, ор, рё, рэ
Среди слов:
Если услышите звук [р]- закройте правый глаз, если [рь]- закройте левый глаз
Рыба, три, ведро, тигр, репа, редиска, рысь
Р: выполняют задания
Л: А теперь бегом - в цирк. Там вы увидите обезьян, которые приглашают вас поиграть с ними в игру “Повтори не ошибись” Выходите! Я буду кидать мячик, кто поймает тот и говорит (выход в круг)
тра- тря-тра, дры-дры- дри, дро-дрё-дро, тру-тру-трю, дры- дри-дры. (ирь-ыр-ирь, арь-ар-арь (каждому свой ряд)
Р: повторяет
Л: Садитесь! Вот мы и в цирке. Представление начинается. Выступают дрессированные собачки Рекс и Ральф. Они играют в игру “Замени звук”, давайте тоже поиграем - Нужно заменить звук [р] на звук [рь] в словах. Например, рад- ряд
Какое слово получилось?
Пар- парь, горько-горка, жар- жарь, удар- ударь, рад- ряд, шар- шарь
Р: каждому дается слово, отвечает полным предложением (У меня вместо слова РАД получилось слово РЯД)
Л: Хорошо! Дальше выступают фокусники : а они перепутывают картинки и предлагают вам найти лишнюю картинку, давайте попробуем найти (сначала проговорить все картинки)
Каждый должен выйти, подумать, убрать лишнюю картинку и сказать почему?
рыба- гриб- роза – топор, дверь- брюки- сыр- река, сирень- сорока- барабан-кукуруза, помидор- репа- береза- букварь, баран- ракета- рубашка- веревка, рак-муравей- дорога- орехи.
Л: Отлично! На арене выступает клоун : он пытается большие предметы превратить в маленькие. Поможем ему (например, большое ведро, а маленькое … ведерко)
Большая коробка- маленькая коробочка, большая рубаха- маленькая рубашка, большой гриб- маленький грибочек, большой пряник – маленький пряничек, большой помидор- маленький помидорчик.
Р: отвечает по очереди
Л: Во время представления громко играет цирковой оркестр. Давайте поиграем, на барабане.
Повторяйте за мною, каждый пальчик будет здороваться с большим пальчиком.
Пальчиковое упражнение
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал.
Этот резал,
Этот ел.
Ну а этот лишь смотрел
Р: выполняют
Л: Молодцы! А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный слон. Слон просит, чтобы мы ему помогли. Ему нужно собрать из частей целые картинки, и угадать, что на ней изображено и запомнить ее.
Р: выполняют задания, называют картинки, отвечают полным предложением (на картинке нарисована роза)
Л: Молодцы! Все собрали! Следующим номером выступают тигры. В слове ТИГР есть звук [р]и у вас в названиях картинки тоже есть звук [р] или [рь].Вам нужно сделать звуковой анализ слова, посмотрев на свою картинку.
Р: Каждый делает свое слово.
Л: Отлично! Давайте посчитаем слоги в словах.
Р: каждый называет слово, все считают слоги, проговаривают полным предложением
Л: Представление заканчивается. Артисты просят нас напоследок выполнить задание - придумать предложение с любой картинкой.
Р: называют
Л: Пора возвращаться домой. Скажите, в каком цирке вы были?
Р: Мы были в звуковом цирке
Л: Артисты звукового цирка предлагали вам играть с какими звуками?
Р: артисты звукового цирка предлагали нам играть со звуками [р]и[рь]
Л: Какие игры запомнились больше всего?
Р: отвечают
Л: все сегодня хорошо занимались.