Алевтина Шатилова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Значение глаз в жизни человека и животных»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: воспитатель Шатилова А. А.
Участники: дети 5-6 лет.
Количество детей: 12 – 14 человек.
Длительность: 30 минут.
Педагогический замысел:
Образовательная область Познание
Познакомить детей с органами зрения, с их ролью в жизни человека и животных.
Познакомить детей с гимнастикой для глаз, о пользе ее выполнения.
Закрепить порядковый счёт в пределах первого десятка, знание геометрических форм, умение из частей составлять целое, право-лево.
Продолжать формировать понятие «живая и неживая природа».
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Значение глаз в жизни человека и животных“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
Развивать познавательный интерес к самому себе
Образовательная область Коммуникация
Развитие коммуникативных навыков: умение работать с партнёром, всей группой.
Развивать выдержку, умение слушать своего товарища.
Продолжать формировать умения детей работать с мнемотаблицами.
Образовательная область. Социализация
Продолжать развивать свободную, разговорную речь, расширяя одновременно словарный запас у детей за счет слов: веки, ресницы, брови, радужная оболочка, врач – окулист, зрачок, закрепить обобщающие понятия.
Формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
Образовательная область. Здоровье
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, одновременно осваивая приёмы его укрепления и приёмы профилактики.
Закрепить правила ухода за глазами.
Предварительная работа:
Чтение отрывков из книги Юдина «Главное чудо света».
Г. Зайцев «Твои первые уроки здоровья».
Л. В. Баль, В. В. Ветрова «Букварь здоровья».
Разучивание стихотворения.
Рисование на тему: “Какие мы”.
Игра "Что хорошо, что плохо".
Изготовление букетиков из цветной бумаги.
Оборудование к занятию:
Нарисованный детьми букет цветов, картинки: сова, орёл, лягушка, крот, солнце, облако, картонные «зеркала», разрезанные на несколько частей, стёклышки зелёного цвета, мячик малого размера, картинки предметов, имеющие в своём составе один, два, три слога, таблица зашумлённых предметов и отдельные предметы к ней, мнемотаблицы на цвет глаз, размер зрачка, настроения человека, маски обезьянок маски зеркал для проведения игры.
Ход совместной деятельности
Воспитатель: Ребята, у меня сегодня для вас есть сюрприз. (Букет за ширмой)
Хотите знать, какой? Тогда смотрите. (Снимаетширму).
Как вы думаете, что это?
Правильно, это букет цветов.
Воспитатель: Нравится он вам?
Цветы очень красивые.
Воспитатель: А как вы узнали, что это цветы?
Правильно, цветы мы можем увидеть.
Воспитатель: А что помогает нам видеть?
Воспитатель: Видеть нам помогают глаза. Сейчас я проверю, так ли это? (Детям предлагаются таблица зашумлённые предметы).
Назовите предметы, которые спрятались в этой таблице. (Воспитатель предлагает одному из детей выложить названные предметы) Сколько предметов вы выложили на ковролин?
Правильно, всего 10 предметов.
А что это за предметы? Как можно назвать их одним словом?
А для чего они нужны?
Да, они помогают содержать в чистоте наше тело. Вот сколько много предметов вы увидели!
Давайте сделаем вывод: видеть эти предметы и всё вокруг нам помогают глаза.
Воспитатель: Давайте вспомним и расскажем стихотворение А. Барто «Я знаю, что надо придумать».
Кто хочет? (Ребенку предлагается прочитать стихотворение)
Д: Я знаю, что надо придумать, чтоб не было больше зимы. Смотрю я в стекляшку зелёного цвета,
И сразу зима превращается в лето.
Воспитатель: Так ли это? Давайте проверим. Возьмите стеклышки зеленого цвета и посмотрите в них. Что вы увидели?
Увидели, что всё стало зелёным, как летом.
Воспитатель: Ребята, наши глаза могут быть разными. Сейчас Виталик, Алёша и Гоша об этом расскажут.
У Алёши глаза, как буковки,
А Витины глаза – мячики,
А у Жени глаза, как пуговки,
Глаза Вовы – это солнечные зайчики.
У Кати глаза очень ясные,
У Кости и Саши – голубые,
А у Маши глаза прекрасные,
У Антона просто большие.
А бывают глаза, как вишенки,
У Виталика они чудные.
А бывают глаза со смешинкою,
У Влада они мудрые.
А бывают глаза серые,
Вот такие, как у меня,
Эти глаза очень верные,
Это точно – говорю вам я!
А про эти глаза знают все – все дети,
Об этом сказала сестра – егоза:
Что самые лучшие на всём белом свете -
Это красивые, добрые наши глаза!
Воспитатель: Ребята, посмотрите на таблицу и скажите, какого цвета бывают глаза? (Мнемотаблица) (Спрашивает нескольких детей)
Давайте проверим, так ли это?
Воспитатель: Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Посмотри на соседа слева и скажи, какие у него глаза. (Говорят все дети по очереди). Расскажите, о глазах своего товарища.
Какие красивые у вас глаза!
Воспитатель: Цвет наших глаз зависит от радужной оболочки или радужка, как её называют. В центре глаза мы видим чёрную точку.
Кто знает, что это?
Правильно: Зрачок.
Воспитатель: Для чего нам нужен зрачок?
Сквозь него вы видим мир.
А вы заметили, что зрачок не всегда бывает одинаковый по размеру. Кто знает, отчего это зависит?
Если свет яркий, то зрачок сужается, а если слабый, тусклый – зрачок расширяется. Чтобы легко запомнить, я нарисовала нам схему. Посмотрите вот сюда и расскажите, что вы видите. (Предлагается мнемотаблица). После занятия мы с вами проверим, так ли это на самом деле.
Воспитатель: Ребята, а вот глядя на эту схему, что можно ещё сказать узнать по глазам? (Мнемотаблица)
Молодцы, мы можем понять, какое у человека настроение.
Ребята, давайте сядем в круг и расскажем, что могут выражать глаза человека. (Говорит только тот, у кого в руке мяч. Передаём мячик вправо)
Где правая рука, покажите?
Я начинаю. Глаза бывают печальными. Вова, продолжай.
(весёлыми, грустными, любознательными, любопытными, искрящимися, озорными, умными, чистыми, горящими, добрыми, злыми, сердитыми, внимательными и т. д.
Молодцы! Вы правильно заметили, что от настроения человека меняются и его глаза.
Воспитатель: Ну а теперь мы с вами поиграем. Вспомним нашу игру «Зеркало».
Ой, ребята, смотрите кто-то разбил наши зеркала, и теперь игра у нас не состоится. Как вы думаете, что нам надо сделать, чтобы мы могли с вами поиграть?
Правильно, собрать зеркала. Чтобы мы смогли их быстро собрать, будем работать парами.
Возьмите с подноса по одному осколку зеркала, и вы узнаете, с кем вы будете работать в паре. А теперь найдите, где ваша пара и начинайте работать.
(Дети делятся на пары из различных частей выкладывают зеркало геометрической формы)
(Когда работа готова, воспитатель уточняет, какой формы получилось зеркало)
Проводится игра «Зеркало» (на выражение эмоций)
Воспитатель: Ребята, мы с вами хорошо поиграли, подвигались. Значит, что ещё помогают выполнять наши глаза?
Правильно, глаза помогают выполнять нам различные движения.
Какие движения помогают совершать наши глаза?
(Бегать, прыгать, ходить, лазать, ползать, наклонятся, шагать и т. д.)
Воспитатель: Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.
А как вы думаете, что защищают наши глаза?
Правильно, наши глаза защищают веки, ресницы, брови.
Для чего нужны брови?
(Брови не дают поту, стекающему со лба, заливать глаза).
Воспитатель: А ресницы?
(Задерживают мелкие соринки, пыль).
Воспитатель: А слёзы?
(Они увлажняют глаза. Если бы их не было, глаза могли бы растрескаться. Слёзы выводят соринки, если они уже попали в глаза).
Воспитатель: А теперь мы поиграем в игру «Копилка». Я буду говорить, что полезно для глаз, а что вредно. Если полезно, вы хлопаете, если вредно, вы топаете. Договорились?
Читать лёжа, гулять на свежем воздухе, смотреть на яркий свет, умываться, смотреть близко телевизор, писать с низко наклонённой головой, есть овощи и фрукты, писать в плохо освещённой комнате, делать гимнастику для глаз.
Молодцы, не сделали ни одной ошибки.
Воспитатель: Для того, чтобы наши глаза не болели, мы все вместе сделаем гимнастику для глаз.
Но прежде скажите такие слова: Я здоровье сберегу,
сам себе я помогу.
1. Быстро поморгайте, закройте глаза, медленно считая до пяти. (Повторить 5-6раз)
2. Крепко зажмурьте глаза, сосчитайте до трех, откройте и посмотрите вдаль, считая до пяти. (Повторить 4-5 раз)
3. Вытяните вперёд правую руку. Следите глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. (Повторить 4-5 раз)
4. Посмотрите на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом переведите взор на счет 1-6. (Повторить 4-5 раз)
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону. Расслабив мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. (Повторить 1-2раза).
Воспитатель: Наши глазки отдохнули, а теперь им пора и поработать.
Ребята, посмотрите на картинки, которые лежат перед вами и найдите слова, в составе которых есть два слога, один слог, три слога.
Как вы узнали?
(Дети проверяют. Если в слове один слог, надо хлопнуть один раз. Если два, то – два и т. д.
Воспитатель: Ну, а если случилась беда с глазами, какой врач нам поможет?
Совершенно верно, нам поможет врач-окулист.
А теперь нашим глазкам нужна разминка. Сейчас мы будем с вами расшифровывать слова. Слова расшифровать будем парами. Каждый выберет себе пару и подойдёт ко мне. Я дам вам карточку. Когда каждая пара отгадает слова, возьмёт соответствующую картинку и поместит на ковралин.
( На ковралине появляются картинки: сова, солнце, крот, лягушка, орёл, облако).
Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, какие картинки здесь лишние?
( Лишние: солнце, облако)
Почему?
Д:Потому что это неживая природа.
(Воспитатель убирает лишние карточки)
А кого мы можем отнести к объектам живой природы?
Воспитатель: Правильно, зверей, насекомых, растения, рыб, птиц и конечно же, человека.
Почему мы их относим к живой природе, кто знает?
Правильно, потому что они растут, дышат, питаются, размножаются, двигаются. (Выставляются алгоритмы)
Ребята, а как вы думаете, у кого самый зоркий глаз?
Молодцы, конечно же, у орла, так как он летает высоко в небе и с большой высоты должен увидеть добычу.
А кто лучше всех видит ночью? (Сова).
Воспитатель: Почему?
(Потому что она ведёт ночной образ жизни. Днём она почти ничего не видит).
Воспитатель: У лягушки – особое зрение. Глаза лягушки не могут двигаться. Лягушка не различает деталей неподвижных предметов. Лягушка может умереть с голоду среди обилия пищи, если пища не движется.
Воспитатель: А всем ли животным важны глаза?
(Нет ни всем, кроту они не так важны. Крот ведёт жизнь под землёй. Ему важны слух, обоняние, осязание).
Воспитатель: У животных может быть различное зрение, в зависимости от той среды, где они обитают.
Воспитатель: А теперь давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили?
Ребята, а теперь сделаем сюрприз и подарим наши букетики, которые мы сделали с вами нашим гостям, чтобы у них было хорошее настроение.
В НОТ использованы приемы и методы:
Работа детей малых в подгруппах, всей группой.
Прием совместной деятельности взрослого и ребенка.
Прием чтения алгоритмов и мнемотаблиц.
Прием исследовательских действий.
Словесный метод с использованием речи – доказательства.
Метод наблюдения.
Метод сравнения зрения животных.
Самостоятельная деятельность детей.
Практический метод6 сравнение глаз друг с другом.
Планируемый результат: Закрепить значение глаз в жизни человека и животных. Продолжать развивать интерес к познанию самого себя с помощью исследовательской деятельности. Развивать умения, полученные знания применять в разных видах деятельности. Закрепить бережное отношение к глазам.