Получи документы

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников. Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Под крышей голубой!»

Зоя Венецкая
Воспитание основ экологической культуры у дошкольников. Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Под крышей голубой!»

Цель: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе.

Задачи:

Обучающая:

• продолжать знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды (почва, воздух)

• учить рассуждать, аргументировать суждения

• совершенствовать уровень накопленных практических навыков, умение экспериментировать

Развивающая:

• развивать психические процессы (произвольное внимание, мышление, речевую активность)

• развивать общую и мелкую моторику

Воспитательные :

Публикация «Воспитание основ экологической культуры у дошкольников, Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Под крышей голубой!“» размещена в разделах

формировать навыки сотрудничества, умение работать в подгруппе

воспитывать экологическую культуру

Методы и приемы

• Игровой

Игра «Собери мусор»;

Игра «Что можно, что нельзя»;

Перемещение в лабораторию.

• Словесный

Художественное слово;

Рассказ воспитателя.

• Наглядный

Слайды природа.

• Практические

Эксперимент по очищению почвы;

Рисование в нетрадиционной технике «Граттаж».

Словарная работа: эколог, экобаки.

Оборудование:

Слайды, с изображением дома и «дома природы», экологических катастроф, компьютер, проектор, наборы для экспериментирования (модель почвы, лейки, шприцы, стаканы-непроливайки, салфетки, подносы, чернила, пипетки, емкость с чистой водой, шариковые ручки, ящики (красный, желтый, зеленый, плоские модели земли черного цвета, одежда для детей (халаты, перчатки, головной убор, урна, музыкальное сопровождение, свеча, спички, железная кружка.

Предварительная работа:

• проведение опытов по изучению свойств воды, земли, воздуха

• беседа на темы «Охрана природы», «Что такое земля»

• наблюдение на прогулках и экскурсиях

• труд в природе

• Игры «Земля, воздух, вода»

• просмотр документальных фильмов

• разучивание пословиц, поговорок о земле

• чтение книги В. Танайсийчука «Экология в картинках», экологических

сказок.

Ход:

Что за чудо - чудеса!

Раз рука и два рука. (Поочередно поднимают руки)

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая. (Смотрят на ладошки)

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья!

Сильные руки не бросятся в драку, (Руки в сторону, сгибают в локтях)

Добрые руки погладят собаку, (Гладят поочередно свои руки)

Умные руки умеют лечить, (Гладят щеки)

Чуткие руки умеют дружить. (Берутся за руки)

В: Улыбнитесь друг другу и скажите «Давайте дружить». Вчера в новостях я узнала, что на железной дороге сошел с рельсов грузовой поезд с цистернами. Ядовитые вещества разлились, и пострадала окружающая среда. Что такое окружающая среда?

Д: Вода, воздух, земля, деревья, дома.

В: Да. Каждый из нас живет в доме, в нём чистота и уют.

Кто нам помогает содержать дом в чистоте?

Д:Стиральные машины, пылесосы, вентилятор.

В: Помощников у нас много, но как только мы выходим за порог нашего дома, то оказываемся в другом общем для всех доме – это природа. Она сама ухаживает за растениями и животными: поит и кормит, дает им тепло и свет, но одна она не справляется, поэтому она болеет. Заводы и фабрики выбрасывают много ядовитых веществ в воздух, отходы с предприятий сливают в реки, на землю; нефть из танкеров во время аварий проливается в моря и океаны - так загрязняется наша земля, от этого гибнут растения и животные, болеют люди. А кто помогает природе поддерживать чистоту и порядок в своем доме?

Д: Человек.

В: Да, ребята, есть такая профессия — эколог. Экологи - защитники природы. Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека. Они обладают большими знаниями о животном и растительном мире, при экологических катастрофах, экологи стараются найти наилучший способ выхода из сложившихся ситуаций, они могут работать в лабораториях, высаживать деревья, кустарники, цветы, ухаживать за ними, убирать. Экологи любят природу, помогают ей и защищают её. Ребята так кто же такие экологи?

Д: Экологи — люди, которые помогают природе.

В: Да, они помогают природе, вместе с учеными нашли способы очистки воды, земли, воздуха от вредных веществ.

Существует несколько способов очистки почвы:

Откачивание почвы с помощью насосов.

Сжигание нефти.

Разброс сорбентов.

Промывка почвы.

Сейчас мы научимся очищать почву. Как нужно себя вести в лаборатории?

Д: не мешать друг другу, работать тихо;

приступать к выполнению опыт только после объяснения и разрешения;

после проведения опыта все нужно убрать;

после завершения работы вытирать руки салфеткой.

В: Ребята, перед вами модель почвы, в контейнер, на дно я насыпала песок — это внутренний слой почвы, сверху я положила губку — это верхний слой почвы. Один край контейнера я поставила на подставку, чтобы он был наклонен - это у нас небольшая горка. Я набираю в пипетку чернила и капаю на губку. Представьте, что на почву попало какое-то ядовитое вещество. Посмотрите пятно совсем маленькое. Скажите, пятно вам мешает?

Д: Нет.

В: Вот лежит это вещество на почве и никому не мешает, но вот пошел дождь. (Я поливаю губку из лейки). Очистилась почва?

Д: Нет, пятно осталось.

В: Пятно осталось на почве, но вода прошла сквозь неё, какого теперь она цвета?

Д: Темного.

В: Почему она такая?

Д: В ней растворилось ядовитое вещество.

В: Попробуйте шприцем откачать воду.

И снова пошел дождь.

Что мы видим?

Д: Осталось пятно, но не такое темное.

В: А что с водой?

Д: Она такая же темная.

В: А ведь уже второй раз прошел дождь. Откачиваем воду шприцем.

(Повторять опыт пока вода не станет светлой.)

В: Посчитайте, сколько дождей понадобилось.

Д: 5 дождей.

В: У нас было совсем маленькое пятнышко, а в природе пятно может занимать огромную площадь, да и дождей может столько сразу не выпасть, и почва будет болеть, а с ней все живое.

Теперь вы можете приступить к очистке почвы самостоятельно.

Дети по парам выполняют опыт, подсчитывают количество дождей, делают выводы.

В: Заводы и фабрики, которые сбрасывают на почву ядовитые вещества, наносят вред природе и здоровью человека.

Как вы думаете, можно ли исправить ситуацию?

Д: Можно, но для этого человек должен, поставить фильтры на заводах.

В: Да, тогда и отходы на предприятиях будут чистыми.

Станем мы деревьями,

Сильными большими. (Руки на поясе)

Ноги - это корни,

Их расставим шире, (Ноги на ширине плеч)

Чтоб держали дерево,

Падать не давали, (Пальцы в замок)

Из глубин подземных (Наклоняются, складывают ладони

Воду доставали. чашечкой)

Наше тело прочный ствол. (Проводят ладонями вдоль тела вниз)

Он чуть- чуть качается (Покачиваются из стороны в сторону)

И своей верхушкой

В небо упирается. (Поднимают соединенные руки над головой)

Наши руки-ветви- (Раскрывают ладони, пальцы в стороны)

Крону образуют. (Смыкают пальцы, качают головой)

Вместе им не страшно,

если ветры дуют. (Качают поднятыми руками)

В: Как ещё человек загрязняет почву?

Д: Вред приносят пожары. Люди разбрасывают везде мусор.

В:

Хлам на тропинке, отбросы в реке,

Сор под деревьями, отходы везде,

Давайте исправим, чтоб видели все

Чистота в природе - должна быть везде.

В: Игра «Собери мусор».

(Воспитатель ставит 3 ящика : красный, желтый, зеленый и высыпает на пленку бытовой мусор).

Д: В красный ящик собирают — пластмасс, резиновую обувь, полиэтиленовые пакеты (самый опасный мусор, в желтый - деревянные, бумажные предметы (менее опасный мусор, в зеленый - пищевые отходы (безопасный мусор).

(Делают выводы)

В: В природе нет мусора, нету отходов,

Давайте друзья учится у природы.

В: А куда мы выбрасываем бытовой мусор?

Д: В мусорный бак.

В: В нашем городе есть экологические баки - контейнер углубленного типа, пластиковый мешок находится глубоко в земле, благодаря этому процесс гниения проходит медленнее и не сопровождается специфическим запахом. Бак плотно закрывается крышкой : мусор не разносится ветром, животные не могут забраться в него. Существуют ядовитые отходы - старые батарейки питания, градусники, энергосберегающие лампочки, лампы дневного света, их необходимо сдавать в специальные места.

В больших городах, есть экологические боксы — для приема батареек, ламп и градусников, а для ламп дневного света - экобокс другого типа, экомобили разъезжают по городу и собирают испорченные, опасные, ядовитые предметы. Все отходы в таких условиях никогда не навредят окружающей среде.

(Делают выводы)

В: Когда вы гуляете с родителями в парке, куда нужно выбрасывать мусор?

Д: В урну.

В: Вы всегда так поступаете?

Д: Да.

В: Игра «Если можно хлопни, если нет –топни».

Если я приду в лесок и сорву ромашку. (Топают)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку. (Топают)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю. (Хлопают)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю. (Хлопают)

Если разведу костер, а тушить не буду. (Топают)

Если сильно насорю и убрать забуду. (Топают)

Если лейку я возьму и полью цветочек. (Хлопают)

Если мусор уберу, банку закопаю. (Хлопают)

Я люблю свою природу, я ей помогаю. (Хлопают)

Молодцы, знаете правила поведения в природе. Ребята, где у нас в городе встречается грязный воздух?

Д: На остановках, около заводов, на стоянках автомобилей.

В: Да. Все это загрязняет воздух. (Зажигает свечу) Что вы видите?

Д: Горит свеча.

В: Может ли пламя загрязнять воздух? Ведь мы ничего не видим кроме пламени.

Д: Нет не может.

В: Сейчас мы проверим. Я возьму тарелочку и подержу немного над пламенем. Что появилось на дне тарелки?

Д: Копоть.

В:Возьмите по ватной палочке, потрогайте пятно. Какого цвета она стала?

Д: Черного.

В: Мы убедились, что дым осел на тарелочке. Вот так и в природе: дым оседает на наши дома, машины и деревья. Откуда появляется дым?

Д: пожаров, заводских труб.

В: Как защитить воздух от дыма?

Д: Установить фильтры на заводские трубы, сменить топливо в автомобилях.

В: Если заводы и фабрики, машины будут так дымить, наш яркий мир потеряет свою силу и красоту. Мы не увидим ни радугу, ни солнышко. Вы хотите этого?

Д: Нет.

В: На какой планете вы хотели бы жить?

Д: Красивой, цветной.

В: Давайте очистим нашу планету. Вот наша планета. (Даю детям модели земли в черном цвете). Процарапайте на планете цветы, деревья, животных, дома — пусть все оживет.

(Звучит музыка)

Дети рисуют, используя нетрадиционную технику «Граттаж».

В: Посмотрите, как она ожила, здесь цветы, насекомые все радуются солнышку.

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету -

Ведь другой похожей нету!»

(Я. Аким)

В: Ребята, что нового вы узнали?

Д:

• человек загрязняет почву, воздух;

• природе надо помогать;

экологи — защитники природы;

• мусор нужно выбрасывать в экологические баки;

• научились очищать почву.

В: О чем мы говорили?

Д:

• о правилах поведения в природе;

• о мертвой и живой воде.

В:Ребята, сегодня мне очень хорошо помогали: в очищении почвы, в уборке мусора, в очищении всей планеты. Вы, молодцы! Вы настоящие защитники и помощники природы.

(Дети прощаются с гостями и уходят).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план коррекционно- развивающих занятий. Занятие 1. «Плохой и хороший ребенок». Цель: учить понимать эмоционально- оценочные.

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «Там на неведомых дорожках» Видео Цель: развитие речи детей с использованием театрализованных игр. Образовательные задачи: • Продолжать развивать речь детей через театрализованные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание основ экологической культуры у дошкольников. Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Под крышей голубой!»
Опубликовано: 21 мая 2014 в 16:07
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД