Агавнык Гургеновна Дружкова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в средней группе «В гости к казакам»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: 1. Закрепить понятие семья, родственники, предки,
Родина, герб семьи. Совершенствовать знания детей о жизни казаков, традициях, быте, одежде. Закрепить знания о временах года, домашних животных, домашних птицах. Формировать представление о весенних работах на земле (посадка лука, проращивание картофеля).
2. Упражнять в умении лепить из теста вареники.
3. Активизировать и обогащать словарь детей: утварь, чугунок, подворье, папаха, бешмет, шаровары, рубаха, люлька, рушник.
4. Воспитывать патриотические чувства, приобщать к фольклорному искусству: колыбельные, потешки.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в средней группе „В гости к казакам“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Предварительная работа: рассматривание фотоальбомов «Моя семья», изготовление гербов семьи, слушание песен «Кубанского казачьего хора», рассматривание фотографий казаков, кубанской вышивки, беседы с детьми.
Оборудование: папахи, платки, кубанская хата, кукла (казак, казачка, сундук, костюм казака, рубель, люлька, куклы из тряпок, подворье с животными по временам года, картошка для опыта, лук для посадки, рушники, фартуки, тесто, начинка для вареников, 2 чугунка, аудиозапись Кубанского казачьего хора «Варенички», сервированный стол, 2 корзинки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я хочу вам что-то показать. Вы знаете что это? (показывает на герб на стене).
Дети: Герб семьи.
Воспитатель: Правильно. Недавно вы дома придумывали и рисовали с мамами и папами герб своей семьи. И мы сделали такую красивую выставку на фоне нашего Кубанского флага. А что это за альбомы лежат? Это выставка ваших семейных фотоальбомов с фотографиями вашей семьи.
Воспитатель: Ребята, скажите, что такое семья (мама, папа, близкие люди). Скажите, как можно назвать близких вам людей (семья, родственники).
Правильно, близкие люди – это мама, папа, бабушка, дедушка. Это родственники.
А у бабушки и у дедушки были свои мамы и папы – это дальние родственники, родичи, предки.
Ребята, я предлагаю вам отправиться в гости. (Показывает на дом) Как вы думаете, куда мы сейчас с вами попадем?
Правильно, в этот дом. Но мы с вами живем на Кубани, где живут казаки. А на Кубани дом называют хатой. Это кубанская хата. Давайте рассмотрим хату, в которой живет старинная казачья семья. Но для этого нам нужно надеть на голову казачьи головные уборы. Папахи наденут мальчики, а платочки девочки, я тоже вместе с вами накину платочек на плечи. А теперь надо повернуться вокруг себя, сказать : «Время, время, остановись, к нашим предкам повернись»
(Дети надевают папахи, набрасывают на плечи платочки, кружатся вокруг себя, проговаривая слова).
Воспитатель: Вот теперь вы казачата, а я казачка. Мы попали в прошлое казаков.
Воспитатель: Давайте поприветствуем хозяина дома. Кто это? (казак)
А вы знаете, чем занимался казак? (добывал пищу, работал в поле, защищал свою Родину, обучал боевого коня (показ фото).
Воспитатель: Посмотрите, в казачьей хате для нас есть сюрприз (Воспитатель достает сундучок). Но чтобы он открылся, нужно сказать волшебные слова : «Чок, чок, чок – ты откройся, сундучок» (дети повторяют).
Воспитатель: Посмотрите, вот настоящий костюм казака. Красивый костюм?
– Да.
Воспитатель: Что казак надевает на голову?
– Папаху.
– Что казак надевает на себя? Рубашку, брюки, черкеску с двумя рядами гызырей для хранения патронов. Раньше зимой казак на плечи накидывал бурку (показ фото, чтобы было тепло.
Воспитатель: А как называют женщину казака?
– Казачка.
– Чем занимается казачка?
–Ходит за водой к колодцу, стирает, готовит, гладит.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как казачка в старину гладила белье? Ведь раньше не было утюгов, как сейчас с паром, а гладили вот этим предметом (показывает рубель).
И название у него интересное – рубель. Давайте вместе скажем - рубель.
Дети повторяют.
Воспитатель: Посмотрите, какой он ребристый. (Воспитатель на каталку наматывает мятое полотенце, с силой проводит по нему рубелем, белье становится гладким).
Дети пробуют гладить рубелем.
Воспитатель: Давайте заглянем в хату. Ой,что, это?. Люлька.
– Для чего она нужна? Чтобы деток качать.
– Дети казаков спали вот в таких люльках, а играли вот такими куклами.
Вы возьмите этих кукол и покачайте их вместе со мной.
Воспитатель качает в люльке куклу и поет колыбельную песню вместе с детьми.
А баю –баю –баю, дед ушел за рыбою,
Бабушка коров доить, а отец дрова рубить.
А –а – а-ааааа. Березонька у окна,
Расшумелась она. Березонька скрип да скрип,
Наша дочка сладко спит. А – а –а –ааааа.
Доченька уснула, ваши куколки тоже отнесите на кровать.
Ребята, я же совсем забыла! Расшумелось, проголодалось во дворе мое богатое хозяйство. Хотите посмотреть? Пойдемте.
А ну-ка, скажите мне, кто живет на моем подворье?л
– Свиньи, куры, утки, коровы, козы, овцы, лошади.
Воспитатель: Посмотрите, какое время года на этом дворе?
– Зима.
– Сегодня у нас очень интересный день. Сегодня последний день зимы.
А завтра наступит долгожданная весна. Вы рады приходу весны?
Весной становится теплее, радостно и весело, просыпается вся природа.
Вот сейчас мы выйдем на полянку и порадуемся приходу весны.
Инсценировка потешки: «Картошка».
Дети: Как под горкой под горой,
Торговал старик золой (поют с усмешкой)
Старик: Картошечка моя,
Вся поджаренная (нахваливает картошку)
Старик злится на детей и догоняет их.
Дети убегают (повтор 2 раза).
Воспитатель: Чтобы картошка была крупная, вкусная, за ней нужно ухаживать. Картошку сажают весной в землю, но не какую попало, а отбирают хорошую, здоровую с крепкими ростками, которые проращивают на свету (показ детям).
Воспитатель: Ребята, что кроме картошки можно посадить на огороде?
Дети: Огурцы, лук, морковь и другие овощи.
Воспитатель: А вот я уже кое-что вырастила на своем огороде. Хотите узнать что? Ну, тогда добро пожаловать на мой огород!
Посмотрите, какой у меня вырос лучок (зеленый, сочный, густой).
Давайте рядышком на грядке посадим еще лучок (посадка лука).
Ты расти, расти лучок,
Золотистый бочок.
Хорошо тебя польем,
Витамины соберем.
(дети проговаривают слова)
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо потрудились, а теперь помоем руки.
Теки вода не туда, а сюда.
Не на рубашку, не к стене.
А в ладошки ко мне.
Воспитатель: Дети, руки вытирайте рушниками.
Воспитатель: А сейчас за ваш труд мне хочется угостить вас настоящим казачьим блюдом – варениками с картошкой. Любите вареники?
– Да!
– Тогда быстренько мои помощники все на кухню, подкатывайте рукава, надевайте фартуки.
Из чего лепят вареники?. Из теста.
Вот мое тесто мягкое, белое, оно полежало и подошло. Мы сейчас его разомнем, сделаем лепешки. Внутрь вареника положим начинку, картошечку с лучком и слепим красивый вареник, пальчиками прищипываем края. Зачем нужно прищипывать края?
Дети: Чтобы вареник не расклеился и картошка не выпала из него.
Воспитатель: Складываем вареники на блюдо и несем к печке. Вода в чугунке уже закипела, бросаем вареники, пусть варятся.
А пока варится угощение, я расскажу, как надо лепить кубанские вареники.
Пальчиковая гимнастика.
Взяли мы стакан воды, в мисочку налили.
А потом яичко вбили. Чуть-чуть посолили.
Мы просеяли муку. Тесто замесили.
Для начинки мы картошку с луком положили.
Скалкой тесто раскатали. И кружочки делать стали.
Нет, мы вовсе не шалили. Мы вареники лепили.
Воспитатель: Ребята подходите к столу, а я схожу за варениками.
Дети угощаются варениками.
Воспитатель включает песню Кубанского казачьего хора «Варенички».
Поели, а теперь можно потанцевать (дети танцуют).
Воспитатель: А теперь подойдите все ко мне, вам понравилось наше путешествие в прошлое?
– Да!
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Мы сейчас снимем наши кубанские головные уборы, повернемся вокруг себя и скажем: «Время, время, повернись, в наше время возвратись»(дети повторяют слова).