Оксана Шухрова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в подготовительной группе «Вы слыхали о воде?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии
«Вы слыхали о воде?»
Выполнен:
Шухровой Оксаной Ивановной
Цель: уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах, видах (родники, реки, озера, моря, океаны, осадки и т. д.) роли в жизни человека и живых организмов.
Задачи:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в подготовительной группе „Вы слыхали о воде?“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
• познакомить детей с круговоротом воды в природе;
• дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения;
• развивать речь, мышление, любознательность, экологическую культуру;
• воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
Материал: изображение водных источников, глобус, схема «круговорот воды в природе», банки, вода, стаканы, воронки, ватные диски, фильтр бытовой, ленты голубого цвета.
Интегрирование области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Физическая культура», «Здоровье».
Ход деятельности.
Организационный момент
Воспитатель обращает внимание детей на картины, где изображены моря, реки, озёра. Просит объяснить, что изображено. Дети объясняют. Воспитатель спрашивает: «Чем они отличаются и что у них общего?» Дает возможность высказаться всем детям.
Читает стихотворение Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
I часть Основная
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о воде? Какая она? Зачем вода растениям? Как они её получают? Нужна ли вода животным? Нужна ли вода человеку? Что он с ней делает?
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы
Кто тогда наш первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не сможет мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… (воды).
Воспитатель: Ребята, подумайте, откуда берется в кране вода? Мы каждый день пользуемся водой, а она всё течет, и не кончается? В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь, сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.
К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.
А как же «рождается» река? Хотите узнать? (Приглашает детей подойти, кладет перед ними длинные полоски голубых лент). На земле много разных рек – они большие и маленькие, и все куда – то бегут. Большая речка образуется из множества маленьких речек и ручьёв. Хотите сделать свою большую речку? Вот эти полоски ленты – ручейки и маленькие речки их много. Расположите ручейки (тонкие ленты) так, чтобы один конец был у вас в руках, а другой соединялся с другими лентами, когда соединяется много лент, образуется одна широкая лента - главная река. Вот так ребята выглядит река на схеме (карте) местности.
А кто знает, как попадает вода в ручей, реку?
Воспитатель: показывает схему круговорота воды в природе и рассказывает, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу, объясняет, как это происходит.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
Воспитатель: предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нам нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка напоминающая дождь.) Воспитатель произносит волшебные слова, и игра начинается.
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – ее детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка подсказывает, что им делать.
Полетели Капельки на землю. … Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали – плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться (приседают). А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
Воспитатель: ребята обратите внимание на этот глобус, если быстро раскрутить его, то покажется, будто он одноцветный – голубой. А все потому, что голубой краски на нем намного больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой. Голубой краской на глобусе изображена вода – все моря и океаны. Где еще можно встретить большое количество воды? (река, озеро, пруд)
- Что вы можете сказать про воду, какая она бывает? (прозрачная, мокрая, льется, замерзает, испаряется)
Вода - большая труженица и помощница человека.
- Для чего нужна вода и кому? (человеку, животным, растениям)
Вода всех моет. Умываются люди, машины, принимают душ города и улицы. А еще вода – самая широкая и удобная дорога.
- Что за транспорт передвигается по воде? (лодка, катер, теплоход, плот)
-Как одним словом можно назвать этот транспорт? (водный)
Без воды не замесить тесто для хлеба, не сделать ни бумагу для книг, ни ткань для одежды, ни резину, ни лекарство, ни конфеты – ничего без воды не сделать.
- Откуда мы с вами берем воду? (из крана, из колодца, колонки)
- А как она попала к нам в дом? (по трубам)
- Вы видел, какая вода в озере, в реке? (мутная, грязная, темная)
Основная причина загрязнения водных бассейнов – сброс плохо очищенных сточных вод промышленными предприятиями, коммунальными и сельскими хозяйствами. Справедливо считают главной причиной нехватки (дефицита) пресной воды её загрязнение. Только тогда можно говорить, что человек любит природу, когда он что-то делает для её сохранения или хотя бы не причиняет ей вреда. Каждый должен помнить, что вода может менять своё качество. Человек своими действиями способен сильно ухудшить ее состояние. Поначалу человек и не предполагал, что спуская в реки, пруды, озёра промышленные, сельскохозяйственные и бытовые стоки, из кристально чистой воды он делает раствор вредных веществ. Загрязнению подверглись не только поверхностные, но и подземные воды. Теперь во многих местах родниковая вода, целительные струи которой веками поили наших предков, перестала быть чистой.
- Кто ещё загрязняет водоёмы? (человек, водный транспорт, заводы и предприятия)
- Что может загрязнять воду? (отходы производства, мусор, нефть, бензин)
Воспитатель: я хотела бы вам показать, что можно встретить в наших водоёмах.
I I часть Практическая
Опыт 1. На столе стоят банки с водой (водоемы, мы будем опускать в них приготовленные мною предметы и посмотрим, что с ними будет происходить. Где они будут находиться на дне или всплывут на поверхность воды?
1. Металл – опускается в банку гаечка, болтик.
Сможем ли мы их достать, если будет много воды? Загрязнят ли они наши водоемы?
2. Дерево.
3. Пластмасса.
4. Резина.
5. Ткань – кусочки разной ткани, по-разному впитывающие воду.
6. Бумага и картон разной плотности. По-разному впитывающие воду, целиком или с краев, быстро или медленно.
7. Губки: поролоновые, резиновые. Плавающие, впитывающие воду, тонущие.
Ребята, а что будет, если все эти предметы будут в большом количестве и в большом водоеме? Картина получится впечатляющая, берега и вода будут загрязнены. Все это может привести к гибели живых организмов в воде и около нее (птицы, рыба, лягушки). Хотите узнать, что происходит с рекой в это время.
Рассказ воспитателя «Разноцветная река».
Текла по равнине речка – чистая – пречистая, прозрачная. Построили на берегу завод игрушек. Стал он брать воду чистую, а спускать в реку – грязную, красного цвета. Ниже по течению был еще один завод – резиновые сапоги делал. Брал чистую воду, а спускал грязную, черного цвета. Была речка прозрачная, а стала цветной. Было воды в реке много, а стало мало, заводы много пьют. Люди сердятся: не искупаться, ни рыбы половить. Рыба в речке заболела, птицы и звери не приходят к речке. И однажды на берег реки пришел самый главный Санитар и очень рассердился. Игрушки и сапоги – это хорошо, но про людей и природу забывать тоже нельзя. И приказал срочно на заводах построить «водоочистки». Пусть испачканная вода на заводе «чистится» и снова за дело принимается. И так без конца. Послушались на заводах доброго совета, и стала речка снова чистой и прозрачной.
А из крана какая течет вода? (чистая, прозрачная)
Что же за превращения происходят с водой? (ее очищают)
Воспитатель: правильно, а процесс очистки называется фильтрацией. Хотите посмотреть, как это происходит?
Опыт 2. Воспитатель показывает стаканы с водой в одном прозрачная, чистая, а в другом мутная с мусором.
Возьмем дополнительные чистые стаканы поставим в них воронки с ватными дисками. Затем потихоньку будем лить воду в середину ватных дисков. Посмотрим, что будет происходить. Дети самостоятельно фильтруют воду. Делают выводы: в первой паре стаканов (с прозрачной водой) диск остался чистым, а вода прозрачной. У второй пары стаканов (с мутной водой) диск стал грязный, с частичками мусора, а после фильтрации вода стала прозрачная, чистая как в первой паре стаканов.
Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. С фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные трубы, тоже фильтруется. Воду берут из рек, озёр, подземных источников. А можно ли пить такую воду? Нет, так как в ней могут встречаться частички грязи, водоросли, микробы. Поэтому воду очищают на специальных очистительных станциях с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, и только потом она попадает в водопровод. Ею можно умываться, поливать цветы, стирать, варить еду. Но даже такую отфильтрованную, очищенную от грязи воду пить нельзя. В ней ещё могли остаться микробы, которые благодаря своим микроскопическим размерам прошли через самые чистые фильтры. Уничтожить такие микробы можно, если прокипятить воду. И только после этого её можно пить.
III часть Заключительная
Воспитатель: Я хочу угостить вас чистой водой, но для этого нужен вот какой фильтр (показывает бытовой фильтр). Я думаю, что почти у всех есть дома фильтры. Пока вода будет очищаться, давайте вспомним, о чём мы с вами говорили?
1. О чистой и загрязненной воде
2. Вода необходима человеку для питья, полива растений, стирки, умывания…
3. Вода фильтруется перед питьём, кипятится и т. д.
Для питья нам всем нужна
Только чистая вода,
Чтобы воду очищать
Будем фильтры применять.
С ними мы теперь всегда!
Вы со мной согласны? (да)
Славно потрудились, много нового узнали о воде? Понравилась вам чистая вода?
Наше занятие подошло к концу, оно вам понравилось?
Литература
1.«Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «ВАКО» М. 2005
2. «Экологические занятия с детьми» (методическое пособие). Бондаренко ТЦ «Учитель» Воронеж 2002
3.https:/yandex.ru