Татьяна Митришкина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию «В царстве лекарственных растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: 1. Дать представления о лекарственных растениях : крапиве, ромашке, календуле, мать-и-мачехе, подорожнике (внешний вид, применение для укрепления здоровья, правила сбора).
Задачи: 1. Закрепить навыки обследования растения : формы цветка, листьев, стебля, семян.
2. Воспитывать бережное отношение к растениям.
3. Развивать внимание, умение анализировать, сравнивать, классифицировать.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию „В царстве лекарственных растений“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений : подорожник, ромашка, календула, одуванчик, крапива, бессмертник, мать-и-мачеха.
Словарь: жар, отвар, бархатистая трава-кормилица.
В. : Ребята, что дороже всего на свете? (Здоровье). Если кто-то заболел, ему следует лечиться, как можно лечиться?
Дети: Можно сходить к врачу, купить в аптеке лекарства.
В. : А если нет рядом врача или аптеки? Что может помочь?
Дети: Лекарственные растения.
В. : Правильно. Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти нужное растение, съев которое они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Посмотрите, куда привела нас тропинка? Мы с вами оказались в царстве лекарственных растений. И сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Послушайте стихи.
Красиво выглядит крапива,
а поступает некрасиво:
Чем к ней нежнее прикасаются,
Тем хитрая больней кусается.
Нарядные платьица, желтые брошки,
Ни пятнышка нет на красивой одежке,
Если случится тебе простудиться:
Привяжется кашель, поднимется жар –
Подвинь себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
В. : Что же это за чудесный цветок?
Дети: Ромашка.
В. : Ребята, напомните мне как называются эти растения?
Дети: Лекарственные.
В. : Почему они так называются?
Дети: Лечат.
В. : Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях, для чего они нужны человеку. Отгадайте, о каком растении говорят, что оно жжет?
Правильно, это крапива. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят вкусные щи, ее можно даже заквашивать, как капусту. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. Поэтому ее используют для заживления ран. А еще она укрепляет волосы.
Полезна крапива и бабочкам – адмиралу, крапивнице, гусеницы, которые едят ее листья. Одна их таких бабочек даже названа в честь своей травы-кормилицы.
Но почему все-таки крапива обжигает?
В. : Давайте рассмотрим листья и стебли под лупой, что вы видите?
Дети: На листьях и стеблях крапивы имеются волоски.
В. : Каждый волосок, как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Поэтому, когда заготавливают крапиву, одевают перчатки. Ребята, а где растет крапива?
Дети: В лесу, у заборов, вдоль дорог.
В. : Давайте еще раз внимательно рассмотрим крапиву, какие у нее цветы, листья, как они расположены.
В. : Отгадайте загадку:
Стоит в поле кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое
Что это такое?
Дети: Это ромашка. Если горло заболит, то лучший доктор – отвар из луговой лекарственной ромашки. Но надо уметь отличать ее от другой, которая никого не лечит, и называется поповником. У лекарственной ромашки листья рассеченные и много мелких цветков, а у поповника – листья цельные, на каждом стебельке один цветок. Еще есть один признак – запах. У лекарственной ромашки запах отсутствует или не очень приятный (предложить понюхать). Лекарственная ромашка любит солнце – в темных, влажных местах она не растет. (Воспитатель и дети рассматривают ромашку: цветы, стебель, расположение листьев).
В. : А теперь посмотрите на это растение. Как оно называется?
Дети: Календула или ноготки.
В. : Может кто-то из вас расскажет об этом лекарственном растении.
(рассказ ребенка с помощью воспитателя).
Дети: Ноготки – это растение, которое высевают люди. Из ноготков делают безвредный пищевой краситель. Ноготки высевают семенами рано весной или поздно осенью, они любят свет и не боятся морозов. В качестве лекарственного сырья используют высушенные цветочные корзинки. В медицине календулу используют как противовоспалительное средство. Настойкой календулы хорошо полоскать горло при ангине, быстро и хорошо мазь календулы заживляет раны.
В-ль: А вот это растение в народе называют зеленым бинтом. Что это за растение?
Дети: Это подорожник.
В. : Почему это растение так называется?
Дети: Потому что растет около дорог, на полях и огородах, по лесным опушкам и берегам рек, листья у подорожника расположены розеткой и очень близко к земле. Если вы поранились или ушиблись, воспользуетесь подорожником.
В. : А вы знаете, как пользоваться подорожником? Лист подорожника надо обязательно очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем прикладывать к ране.
А кто сможет рассказать об этом растении? Что это за растение?
Дети: Это растение – первоцвет мать-и-мачеха.
В. : Мать-и-мачеха цветет рано весной до распускания листьев. Листья развиваются после отцветания растения. А почему его так называют? (предполагаемые ответы детей).
- Верхняя сторона листа на ощупь более холодная, а нижняя теплая, бархатистая, - отсюда и название растения. Так же как и ромашка, листья мать-и-мачеха хорошо лечат простуду, кашель и другие заболевания.
В. : Вот, ребята, оказывается многие растения, растущие на нашей земле, радуют нас не только красотой, но и лечат людей и животных.
Физминутка.
Дети превращаются в ромашку и изображают:
1. прорастание семени;
2. цветок распускается под лучами солнца;
3. покачивание растения от дуновения ветра.
В. : Продолжим наше путешествие. Для того чтобы приготовить лекарство, лекарственные растения нужно заготавливать правильно и в определенное время. Цветки собирают, когда растение цветет, и часть цветков оставляют на растениях (чтобы созрели смена). Корневище – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Сушат растения в тени под навесом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи (под воздействием солнечных лучей количество полезных веществ уменьшается). Нельзя собирать больные и поврежденные насекомыми растения.
- А как вы думаете, лекарственные растения можно собирать везде, где захотите? Например, вблизи автомобильных и железных дорог, возле домов?
Дети: Нет.
Дидактическая игра «Как правильно собирать лекарственные растения».
У воспитателя карточки-символы с изображением дома, железной и автомобильной дороги, лесом; он предлагает отобрать те карточки, где нельзя собирать лекарственные растения и объяснить почему.
В. : Можно ли собирать лекарственные растения в больших количествах?
Дети: Нет. Нельзя рвать те растения, которых осталось очень мало в природе, которые занесены в Красную книгу.
В. : Назовите такие растения.
Дети: Васильки, колокольчики, адонис, ландыши.
В. : А сейчас мы с вами поиграем и посмотрим, как вы запомнили лекарственные растения.
Дидактическая игра «Узнай по описанию».
Кто-то из детей описывает лекарственное растение, остальные дети его угадывают.
Сюжетно-дидактическая игра «Аптека»
Дети приходят на прием к врачу описывают симптомы болезни, врач (ребенок) рекомендует лечение лекарственными растениями. (Если болит горло – отвар календулы или ромашки, если кашель – мать-и-мачеха, поранились – подорожник).
Дидактическая игра «Быстро вспоминай».
Дети встают в шеренгу и называют по очереди лекарственные растения. Каждый правильный ответ – шаг вперед.
Итог.
В. : О каких растениях мы говорили?
Дети: Ромашка, календула, мать-и-мачеха, подорожник, крапива.
В. : И вы должны помнить, что лекарственные растения – один из самых замечательных даров природы, но их нужно принимать, только побеседовав с врачом.
Используемая литература:
Е. И. Курочкин «Лекарственные растения среднего Поволжья».