Оксана Елисеева
Конспект непосредственно образовательной деятельности «У Аксиньи в курене»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип: интегрированное.
Возраст детей: 6-7 лет.
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Социализация».
Виды детской деятельности : коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная, трудовая, игровая.
Цели НОД:
- Воспитывать любовь и уважение к Родине, традициям казаков.
- Учить правильно и логично составлять предложения, отвечать на вопросы.
- Развивать у детей аккуратность в продуктивной работе.
Задачи образовательных областей :
Познание:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „У Аксиньи в курене“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
1. Закрепить представления детей о предметах казачьего быта;
2. Расширять представления о женских и мужских обязанностях в казачьих семьях;
3. Развивать логическое мышление.
Безопасность:
1. Приобщать к способам безопасного поведения при использовании инструментов в продуктивной деятельности.
Социализация:
1. Побуждать детей к желанию делится своими знаниями о своих предках.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
3. Воспитывать справедливость при оценке работ товарищей.
Коммуникация:
1. Осваивать элементарные навыки речевого этикета.
2. Обогащать словарь детей пословицами и поговорками.
3. Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
Труд:
1. Поощрять желание изготавливать поделки.
2. Формировать общественно значимые мотивы труда, умение работать аккуратно.
Словарь новых слов: чугунок, взвар, ушник.
Форма организации детей: групповая.
Планируемые результаты: ребенок имеет представление о старинных названия предметов казачьего быта, свободно оперирует ими, владеет знаниями о традициях и укладе жизни своих предков, самостоятельно и правильно изготавливает изделия из теста.
Материалы и оборудование: печь, предметы старинной утвари (чугунок, кувшин, самовар, рушник, ухват, деревянные ложки, корзина с овощами и фруктами, 2 чугунка, макет мельницы, «мешки с мукой» макет речки, игрушка курочка, доски и скалки по количеству детей, небольшие кусочки теста, миска с мукой, тарелки с творогом, чайные ложки, продукты для изготовления теста для вареников (мука, яйцо, вода).
Предварительная работа: рассматривание картин, рисунков с изображением предметов казачьего быта. Посещение музея «комната старины», знакомство с остановкой в казачьей хате. Лепка вареников с картошкой.
Содержание организованной деятельности детей :
Под тихую казачью музыку залетает ворона (Виола)
Кар-кар-кар! Идет к тебе казачка много гостей – Встречай их поскорей!
Хозяйка. Гостям я всегда рада! Входят дети по казачью музыку. – Здорово дневали казаки и казачки? Дети. Слава Богу! Хозяйка. Я очень рада вас видеть в моем курене. Проходите в хату и присаживайтесь на самые удобные скамейки. Посидим рядком, поговорим ладком. Назовитесь, чьи вы будите? Дети. Мы внуки и внучки казаков и казачек. Хозяйка. А знаете ли вы, что означает слово казак? Дети. Казак – это вольный человек, удалец.
Хозяйка. Вы знаете, что издавна казачьи семьи очень крепкие. А сильны они тем, что каждый имеет свои обязанности. Давайте вспомним, кто в казачьей семье является главой семьи? Дети. Казак. Хозяйка. Какие обязанности имеет в семье казак? Дети. - Он смелый и храбрый воин. - Строит дом для своей семьи. - Пашет и засевает поля. - Преданный своему отечеству. Хозяйка. Верно. А как называют жену казака? (казачка) Какие обязанности имеет в семье казачка? Дети. – Занимается домашними делами. - Топит печь. – Готовит еду для своей семьи. – Занимается рукоделием. – А так же занимается детьми. Хозяйка. Ребята, а какие пословицы вы знаете о казачьих семьях? Дети. – Казачьему роду нет переводу. – Чти родителей своих. - По главному казаку и семья ценилась. – Жизнь сладка, где семья крепка. Хозяйка. А сейчас ребята я вас приглашаю в мою хат у, где самое большое место занимает печь (около печи стоит стол с казачьей утварью). Подходите поближе к печи и расскажите, что вы о ней знаете?
Дети. Печь растапливают сухой травой, а потом кладут дрова. Печь ласково называют печь – матушка, печь – кормилица, она не только обогревала хаты, но и кормила и лечила людей. Кто знает стихотворение про печь? Ребенок. У хозяев гордость печь! Поведу о ней я речь! Все готовится в печи: И хлеба и калачи, Каши и картошка, И баранья ножка! Хозяйка. А в какой посуде готовят казачки? Дети. (Готовили казачки в чугунках, посуда была из глины)
Хозяйка. Кто покажет чугунок? Дети. Чугунок тяжелый, чугунный, а каша в нем очень вкусная. Хозяйка. А молоко в чем хранили? Дети. В глиняном сосуде, который называется кувшин или горшок. Хозяйка. А что это за предмет утвари? (показывает на самовар) Дети. Самовар, из него поили гостей чаем. Хозяйка. А с помощью какого предмета и хлеба встречают гостей? Дети. Рушник – это длинное вышитое полотенце для встречи гостей. Хозяйка. Возле печки всегда стоял. Угадайте-ка? Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает. Что схватит - отдает, А сам в угол идет. (ухват) Хозяйка. Казачки любят и умеют готовить для своей и семьи и для встречи гостей. Они очень хорошие хозяйки. На праздник казачки готовят особое угощение. Вы знаете любимые блюда казаков? Дети. Взвар, ушник, щи, холодец, вареники. Хозяйка. И я как раз сегодня затеялась приготовить щи и взвар. Мне нужна ваша помощь, надо разобрать продукты для щей и взвара. Для этого мы с вами разделимся: девочки будут готовить щи, а мальчики - взвар. (после игры дети садятся на лавки)
В хату под казачью музыку вбегает Жихарка. Жихарка. Фу! Наконец-то убежал от кота и петуха! Ой, а куда это я попал? Хозяйка. Здравствуй, Жихарка! Ребята, а куда попал Жихарка? (в гости к Аксиньи) И что тебе, непоседа дома не сидится? Жихарка. Да вот кот да петух попросили помочь им вареников налепить, а я не умею. Да и не охота мне.
Хозяйка. Ты, оказывается, лодырь! Про таких, как ты, знаешь как говорят? Ребята, давайте напомним, как народ называет лентяев и бездельников. Дети. У ленивого хозяина сапоги с ног стянули. Труд кормит, а лень портит. Жихарка. Ой-ой-ой! Можно подумать, ваши дети умеют вареники лепить! Хозяйка. Да умеют! Они ведь казачата. И тебя научат. Правда, ребята? (Да) Жихарка. А что для этого надо? У меня ничего нет. Хозяйка. Зато у нас все есть. Но прежде чем начать работать, что надо сделать? Правильно, закатываем рукава и идем мыть руки. Жихарка. А зачем их мыть? (плюёт на них и вытирает об одежду.) Вот и чистые! Хозяйка. Ребята, подскажите Жихарке, зачем надо мыть руки. (Чтобы они были чистыми. Чтобы тесто не пачкать.) Мне хочется рассказать сказку про вареники. Встаньте полукругом. Жихарка слушай внимательно.
Появляется мельник с мельницей, речка- матушка, курочка-хохлатушка. (роль мельника и казачки выполняют дети)
Хозяйка. В одной станице жила-была казачка. Решила она как-то вареников налепить да деток своих накормить. Кинулась, а муки-то нет! Пошла она к мельнику, низко поклонилась ему в пояс и попросила:
Казачка. «Мельник, мельник дай мне муки – вареников налепить да казачат накормить».
Хозяйка. Мельник дал ей муки. Побежала она к речке:
Казачка: «Речка-матушка, дай мне водицы, хочу вареников налепить да деток накормить».
Хозяйка. Дала река водицы. Набрала казачка водицы в кувшин и поблагодарила речку. И пошла затем казачка к курочке:
Казачка. «Курочка-хохлатушка, дай мне яичко, я вареников налеплю у меня дома детки голодные».
Хозяйка: Дала курочка ей яичко. И так хозяюшка собрала все продукты для изготовления вареников. Подскажите, что было дальше. Дети. Руки сполоснула, яичко помыла. Взяла сито и просеяла муку. Хозяйка. Яичко разбила, посолила. Дети. Водички налила и помешала. Хозяйка. Насыпала муки и стала месить. Что у неё получилось? (тесто) Давайте с вами вместе научим нашего Жихарку лепить вареники. (Дети вместе с хозяйкой начинают лепить вареники) Заранее заготовленное тесто раскатывают скалкой, начинку кладут в середину и краешки крепко соединяют между собой пальчиками, чтобы начинка не «убежала», спрятали её там. А любим мы вареники с разными начинками. С какими? Дети. С творогом, с картошкой, с фруктами и ягодами.
Хозяйка. Ну, вот мы и налепили вареников, теперь их сложим на блюдо с мукой. Зачем мы посыпаем блюдо мукой? Дети. Чтобы вареники не склеились. Хозяйка. А что теперь надо сделать с варениками? Дети. Отнести на кухню, чтобы их сварили. Хозяйка. Жихарка, отнеси, пожалуйста, вареники на кухню, а мы пока помоем руки.
Хозяйка. Приглашаю вас на выставку казачьих блюд, которые приготовили вы с вашими родителями. Кто что приготовил для выставки, расскажите, пожалуйста? (ответы детей) Хозяйка. Ребята наши вареники уже сварились, приглашаю за столы. Жихарка и ты к нам присоединяйся. Жихарка. Я и так у вас задержался. Кот с петушком волнуются! И пока не знают, что теперь я сам смогу налепить вареников. Дети. Вот тебе миска с варениками. Беги домой и угости кота с петушком. И от нас привет им передай. Жихарка. Спасибо вам большое! Вы меня многому научили. Мне стыдно за то, что я был ленивым и убежал от друзей своих. Я больше так не буду поступать! Ну, я побежал! До свидания, ребята! Хозяйка. Вы сегодня молодцы! Славно потрудились. Многое вспомнили о казачьих семьях. - Почему казачьи семьи считаются самыми крепкими? (каждый выполняет свои обязанности) - Назовите предметы казачьей утвари. (чугунок, кувшин, самовар, рушник, ухват) – Какие продукты нужны для теста? (мука, вода, яйцо, соль)
Хозяйка. А теперь пора попробовать наши вареники и угостить гостей со всех волостей.