Нина Лоськова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Арзамас-городок — планеты Земля уголок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по разделу «Социальный мир»
для детей старшей группы на тему :
«Арзамас-городок – планеты Земля уголок»
Образовательная область: «Социализация»
Интегрируемые образовательные области:
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе „Арзамас-городок — планеты Земля уголок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Уголки и центры в группах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Коммуникация», «Познание», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Безопасность».
Цель: закрепление у детей старшего дошкольного возраста представления о памятниках и памятных местах родного города Арзамаса.
Задачи:
1. Обучающие: закрепить представления о понятиях «памятник», «достопримечательность»; закрепить представление о памятниках природы, истории и культуры города Арзамаса.
2. Развивающие: развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память.
3. Воспитывающие: воспитывать любовь, бережное отношение к родному городу, желание стать достойным гражданином своей Родины.
Индивидуально-дифференцированная работа: продолжать учить детей четко выражать свои мысли при ответах на вопросы воспитателя; упражнять детей в умении отвечать полно, используя в речи речь-доказательство; детей с высоким уровнем развития побуждать решать вопросы проблемного характера; детей со средним уровнем развития побуждать повторять ответы детей с высоким уровнем развития.
• Методические приемы:
• Сюрпризный момент
• Беседа
• Дидактическая игра
• Художественное слово
• Рассматривание
• Динамическая пауза
• Решение проблемных ситуаций
• Составление рассказов по опорным схемам-моделям (технология ТРИЗ)
• Музыкальное сопровождение
Предварительная работа: экскурсия в историко-художественный музей г. Арзамаса, обзорная экскурсия по г. Арзамасу, знакомство с творчеством А. В. Ступина и его учениками; знакомство с Воскресенским собором г. Арзамаса, посещение дома-музея А. П. Гайдара, беседы о Великой отечественной войне.
Оборудование: глобус, карта России, демонстрационный материал с изображение памятников истории, культуры, природы г. Арзамаса, портреты А. В. Ступина, А. П. Гайдара, схемы-модели роста и развития растений, д/и «Как вести себя на природе», магнитная доска, кукла «Лунтик».
Ход непосредственно-образовательной деятельности :
Воспитатель: Ребята, у меня есть для вас сюрприз. Вчера вечером я легла спать, а перед сном открыла форточку. Ведь все-таки на улице весна и день ото дня все теплее. Утром я проснулась от странного звука. Ко мне в форточку пытался проникнуть необычный персонаж. Сначала я испугалась, стала спрашивать, кто он. А он издавал непонятные звуки на разных языках. Когда я сказала ему «Здравствуйте», он вежливо поздоровался со мной на русском языке. Оказалось, что его зовут Лунтик, что он любит путешествовать в космосе. А вчера Лунтик обнаружил очень красивую, но неизвестную ему планету и решил ее посетить, узнать про нее. Я пригласила Лунтика в наш детский сад. Я думаю, ребята, вы сможете рассказать Лунтику о нашей планете, о родном городе. Вы согласны со мной?
Дети: Да!
Воспитатель: Скажите же Лунтику, на какой планете мы живем?
Дети: Мы живем на планете Земля.
Воспитатель: Наша планета очень красивая и разнообразная. Это можно увидеть, глядя на глобус. Расскажите Лунтику, что такое глобус.
Дети: Глобус – это уменьшенная модель земли.
Воспитатель: На глобусе мы видим разные цвета. Что они обозначают?
Дети: Синий цвет – это водоемы нашей планеты (океаны, моря, река, озера)
Коричневый цвет – это горы. Зеленый цвет – это поля, леса, луга. Желтый цвет – это пустыни.
Воспитатель: На глобусе мы видим разные страны. Скажите Лунтику, в какой стране мы живем.
Дети: Мы живем в России.
Воспитатель: В России много разных городов. А как называется наш город?
Дети: Наш город называется Арзамасом.
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы станем экскурсоводами и расскажем Лунтику о нашем родном городе. Мы познакомим Лунтика с историческими, культурными природными памятниками и памятными местами г. Арзамаса. Ребята, а что такое памятник?
Дети: Памятник – это место, которое напоминает нам о чем-то или ком-то известном.
Воспитатель: В Арзамасе много памятников и памятных мест. Некоторые из них мы сегодня посетим. Итак, погода хорошая, предлагаю отправиться на экскурсию пешком. Следуйте за мной. А вот и первая остановка. Вы узнаете это здание? Мы недавно здесь были.
Дети: Это историко-художественный музей. Здесь мы узнали об истории города Арзамаса, о Ступине и его учениках.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Лунтику о том, как образовался город Арзамас.
Дети: Арзамас- старинный город. Давным-давно мордовские и русские племена объединились и построили город-крепость, чтобы защититься от нашествия врагов. Они дали городу название от двух мордовских слов «Эрзя» и «Маз», получилось «Эрзямаз», что означало «Самое хорошее поселение». Но это название звучало не очень красиво, и со временем город стали называть «Арзамас».
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту картину. Что на ней изображено?
Дети: Это русский старинный костюм для женщин.
Воспитатель: Давайте сравним современную женскую одежду, ту, которую мы носим сейчас, и старинную.
Дети: Сейчас женщины носят джинсы, брюки, юбки разной длины, блузки с длинными и короткими рукавами. А раньше носили длинные сарафана, длинные юбки, кофты с длинными рукавами. В старину обязательным для женщин был головной убор.
Воспитатель: Ребята, сейчас многие из нас покупают одежду в магазине, а шьют ее на специальных швейных фабриках. Давайте вспомним, где люди брали одежду в старину.
Дети: В старину люди сами шили всю одежду.
Воспитатель: Как вы думаете, люди в старину носили украшения?
Дети: Украшения в старину носили, но очень мало. Все украшения делали своими руками.
Воспитатель: Откуда в старину люди брали посуду.
Дети: Посуду раньше тоже делали сами из разных природных материалов: глины, дерева, гипса.
Воспитатель: Давайте вспомним рассказ экскурсовода о том, как люди делали посуду из глины.
Дети: Сначала выкапывали глину из земли. Потом долго месили, чтобы она стала мягкой, гладкой. Затем лепили посуду нужной, сушили в печи и разукрашивали.
Воспитатель: Мы многое узнали в историко-художественном музее об истории города Арзамаса. А сейчас давайте поиграем в игру «Что сейчас, а что было в старину». Сейчас мы носим туфли, а раньше носили лапти. Продолжите дальше:
Сапоги - … (валенки)
Чайник - … (самовар)
Газовая плита - … (печь)
Водопровод - … (колодец)
Холодильник - … (погреб)
Воспитатель: Ребята мы знаем, что историко-художественный музей и история города Арзамаса неразрывно связаны с именем Александра Васильевича Ступина. Вы помните, кто этот человек?
Дети: Александр Васильевич Ступин – русский художник. Он родился и жил в Арзамасе.
Воспитатель: Что важное сделал А. В. Ступин для Арзамаса?
Дети: А. В. Ступин открыл в Арзамасе школу живописи, которая была первой в России.
Воспитатель: Правильно! В его школе учились многие известные талантливые художники, архитекторы. Всего было 144 ученика. Среди учеников А. В. Ступина был, человек, построивший один из красивейших соборов г. Арзамаса. Я предлагаю вместе с Лунтиком отправиться к этому собору на площадь Соборную.
Воспитатель: Итак, остановка вторая. Посмотрите на это собор. Как он называется?
Дети: Это Воскресенский собор.
Воспитатель: Кто из учеников А. В. Ступина построил этот собор.
Дети: Воскресенский собор построил архитектор Коринфский.
Воспитатель: Вы запомнили, сколько лет строили Воскресенский собор?
Дети: Воскресенский собор строили 40 лет.
Воспитатель: Этот собор представляет собой высокое белокаменное здание с пятью куполам, возвышающимися в небо, и с 48-ю колоннами вокруг него.
Воспитатель: Ребята, для чего нужен собор арзамасцам?
Дети: В соборе люди молятся, слушают церковные песнопения.
Воспитатель: Этот собор построен для православных христиан. Это очень красивое здание является архитектурным, православным памятником. Побывать в нем мечтают люди из других городов и даже стран. Как и все памятники, Воскресенский собор построен в честь какого-то человека или события. В честь какого события построен Воскресенский собор?
Дети: Воскресенский собор построен в честь победы русских войск в войне.
Воспитатель: Правильно! Воскресенский собор построен в честь победы русских войск в войне 1812 года. В нашем городе имеются и другие памятники, памятные места. Я предлагаю вам отправиться к памятнику героям Великой отечественной войны.
Воспитатель: Остановка третья. Мы находимся на улице Калинина около мемориала боевой славы. Что вы здесь видите?
Дети: Здесь находится вечный огонь.
Воспитатель: Почему огонь называют вечным? В честь кого он горит?
Дети: Это огонь называют вечным, потому что гореть он будет всегда. Его зажгли в память о солдатах, погибших в Великой отечественной войне. О них мы никогда не должны забывать.
Воспитатель: Этот огонь служит напоминанием о страшной войне, унесшей жизни миллионов людей. Мы должны сделать так, чтобы эта война никогда не повторилась. Мы должны жить в мире, дружбе, согласии. В память о погибших людях мы прослушаем стихотворение «Вечный огонь» Д. Чибисова (читает ребенок).
Над могилой в тихом парке
Расцвели тюльпаны ярко,
Тишина вокруг стоит,
Тут солдат российский спит.
Мир солдаты защищали.
Жизнь они за нас отдали.
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю отправиться к памятнику известного детского писателя, жившего в нашем городе. Его памятник находится в парке культуры и отдых города Арзамаса. Кто же этот писатель?
Дети: Это Аркадий Петрович Гайдар.
Воспитатель: Правильно! Что в нашем городе связано с именем А. П. Гайдара?
Дети: В Арзамасе есть библиотека имени А. П. Гайдара, институт имени А. П. Гайдара. В Арзамасе сохранился дом, в котором жил А. П. Гайдар. Сейчас это дом-музей. Парк культуры и отдыха назван именем А. П. Гайдара.
Воспитатель: Ребята мы читали некоторые произведения А. П. Гайдара. Вспомните их и назовите.
Дети: «Голубая чашка», «Школа», «Тимур и его команда», «Дальние страны»
Воспитатель: Молодцы! Ребята, вы часто ходите в парк? Для чего нужен парк арзамасцам?
Дети: В парке можно отдохнуть, подышать свежим воздухом, покататься на качелях, послушать пение птиц.
Воспитатель: Наш парк имени А. П. Гайдара является культурной достопримечательностью города. Парк играет важную роль в жизни жителей нашего города. В парке много растений. Наряду с историческими, архитектурными и культурными памятниками в нашем городе имеются памятники природы. Что такое памятники природы?
Дети: Памятники природы – это места в природе, которые особо охраняются.
Воспитатель: Люди управляющие нашим городом написали документ – Приказ об охране этих памятниках природы, призывая людей беречь и заботится о них. Памятников природы в Арзамасе всего три : Смирновский пруд (искусственный водоем, в давнее время снабжал весь город водой). Роща «Высокая гора» (в роще растут редкие растения, занесенные в Красную книгу, Дендрарий г. Арзамаса. Мы отправимся с вами в дендрарий заповедный участок парка, где растут реликтовые, т. е. редкие деревья. Он находится на территории парка культуры и отдыха имени А. П. Гайдара. Дендрарий был основан в середине прошлого века на окраине города на месте бывшей свалки. В дендрарии насчитывается более 60 видов деревьев и кустарников. Их засаживали как аллеи. Вырастить дерево нелегко. Ребята, Лунтик спрашивает, как можно вырастить большое дерево. Я предлагаю схему модель «Как растет дерево» ( Модель: семя, росток, деревце, взрослое дерево)
Воспитатель: В дендрарии некоторые из деревьев, к сожалению, исчезают. Ребята, представьте, что было бы, если бы не было деревьев.
Дети: Если бы не было деревьев…
• Погибли бы насекомые;
• Погибли бы птицы;
• Пострадали бы звери;
• Не было бы чистого воздуха;
• Не было бы грибов, ягод, орехов;
• Не было бы красоты
Воспитатель: Если бы не было деревьев, случилась бы непоправимая беда а нашей планете. Ноя думаю, что этого не случится. Ведь недаром дендрарий стал памятником природы. Люди стали ухаживать за растениями: высаживать новые, выпиливать старые, убирать мусор. А вы, дети. Тоже можете заботиться о природе, беречь ее. Соблюдая правила поведения в природе. Скажите, как нужно вести себя в дендрарии, в любом другом лесу?
Дети: Нужно ходить по тропинкам, не топтать травы, цветы не ломать ветки деревьев, не разводить костров, не разорять птичьи гнезда и муравейники.
Воспитатель: Ну что же, я вижу. Что вы. ребята. Природе не враги. Вы – друзья природы. На этом наша экскурсия заканчивается. Лунтик спешит домой рассказать своим друзьям, как много он узнал интересного о планете Земля, о городе Арзамасе. Его памятниках и достопримечательностях. Мы посетили исторические, архитектурные, культурные памятники. памятники природы города Арзамаса. В заключении давайте вспомним слова А. П. Гайдара из произведения "Чук и Гек» о том, как должен жить настоящий человек: «Надо жить честно, много трудиться, крепко любить свою Родину. Свою счастливую Землю». Ребята, вы любите свой родной город?
Дети: Да! Любим!
Воспитатель: Закончите фразу «Я люблю свой город. Потому что…» (3 – 4 варианта ответов детей)
Воспитатель: В подтверждение слов любви к родному городу мы прочитаем стихотворение о г. Арзамасе, которое я для вас написала.
Я родился в Арзамасе,
Здесь живу я и расту
И за это город древний
Очень сильно я люблю
Я люблю его златые
Ввысь бегущие купола
В золотое кольцо России
Арзамас вошел на века
Я люблю этот город древний
За историю прошлых веков
За дела дней давно минувших
За печаль и за радость его.
Я люблю Арзамас современный,
Как уютно в нем. Все для людей
И зажжет он еще непременно много звезд
Среди наших детей
Я горжусь своей Родиной малой
И не просто ее люблю,
Я для города этого славного
Жизнь свою посвятить хочу
Воспитатель: Пришло время прощаться с Лунтиком. Давайте скажем ему наши пожелания на прощание. Закончив фразу «мы желаем, что бы…»