Наталья Вардаева
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Накормите птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей : Познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, коммуникация
Виды деятельности : Познавательно-иследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Формы организации: групповая, индивидуальная
Формы работы: Слушание стихотворения А. Прокофьевой "Покормите птиц", беседа по содержанию стихотворения, дидактическая игра «Опиши птицу», рассказ воспитателя о зимующих птицах, загадка о снегире, пальчиковая гимнастика «Погреемся», рисование пластилином (способ «барельеф, подвижная игра «Снежинки», рисование ягод «тычком», выставка детских работ.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Накормите птиц зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Цель: : Обогатить знания детей об условиях жизни птиц зимой
Образовательные :
Закреплять умение составлять описательный рассказ о птицах, формировать умение внимательно слушать литературное произведение, отвечать на вопросы по его содержанию;
Закреплять характерные особенности внешнего вида снегиря.
Формировать изобразительную технику, умения и навыки: раскрашивать птиц в пределах контура нетрадиционным способом «барельеф»; закреплять навыки рисования методом тычка.
Развивающие:
Развивать наблюдательность и образное восприятие мира.
Развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление.
Развивать эстетическое восприятие прекрасного.
Воспитательные:
Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, желание помогать им, сопереживать.
Материал:
Домик (ширма, силуэты снегиря, загадка о снегире, стихотворение, схемы-описания птиц, альбомный лист с изображением силуэта снегиря, сидящего на ветке рябины - рисунок (для каждого ребёнка, пластилин, клеёнки, гуашь красная, тычки, салфетки, стакан непроливайка с водой, картинки зимующих птиц.
салфетки, мольберт, магнитофон, грамзапись русской народной песни «Снег-снежок».
Предварительная работа: отгадывание загадок про птиц, рассматривание сюжетных картинок на тему: «Дети помогают птицам», беседы о зимующих птицах, рисование птиц, лепка птиц, изготовление кормушек, экскурсии, кормление птиц; дидактические игры: «Птицы вокруг нас», «Опиши птицу», «Отгадай загадку»; чтение Е. Чарушин «Рассказы про птиц». Н. Сладков «Лесные сказки», В. Бианки «Синичкин календарь».
Ход НОД
Воспитатель. Встаньте, ребята, друг за другом, словно месяц полукругом.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое написала А. Прокофьева и называется оно "Покормите птиц".
Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать;
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц зимой
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
- О ком это стихотворение?
Воспитатель. Ребята, как вы помогаете птицам зимой? А из чего мы делаем
кормушки?
Дети. Мы делами кормушки для птиц из коробок от сока, молока или кефира, а
взрослые могут сделать кормушки из фанеры, дерева.
Воспитатель. А чем можно покормить птиц? (Предположения детей)
Воспитатель. Ребята, а вы зимующих птиц знаете?
Дети. Да.
Воспитатель. А давайте проверим, сможете ли вы по описанию определить, что это за птица. Дидактическая игра: «Опиши птицу» (воспитатель описывает птицу с помощью схемы, не показывая иллюстрацию с изображением птицы)
Воспитатель. Это крупная птица, черного цвета, с белыми пятнами, а на голове красный беретик, У него большие крылья, длинный, упругий хвост, у неё крепкий клюв, с помощью которого птица может сделать дырочку в твердом стволе дерева и достать насекомых.
Дети. Дятел.
Воспитатель. Правильно, ребята, молодцы! Лиза, а теперь ты, не называя и не показывая птицу, расскажи о ней, а мы угадаем её.
(Ребёнок выбирает картинку с изображением птицы (вороны, галки, голубя, воробья, синички, глухаря, клёста, снегиря и т. д) по схеме составляет описательный рассказ о птице, остальные отгадывают,)
Воспитатель. Молодцы! Почему они называются «зимующие»?
(ответы детей)
Воспитатель. Самое страшное для птиц - не холод. Потому что птицы, которые остались зимовать и те, которые прилетели к нам, отрастили себе подпушек под пёрышками, холод им не страшен. А вот голод, когда нечего кушать, - самый страшный враг для лесных жителей. Если и гибнут птицы зимой, то как раз от голода.
Вот и прилетают птички из леса поближе к человеку. Люди – добрые пожалеют несчастных пташек и накормят их : кого крошками, кого зернышками. А кого и сальцем.
(Стук в окно, за ширмой появляется силуэт птицы, в клюве у неё конверт.)
Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел? Вы знаете, что это за птица? (Предположение детей).
Посмотрите в клюве у неё конверт, давайте откроем его и прочитаем, что там написано. (Воспитатель открывает конверт, читает загадку). Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут!
Дети. Снегирь.
(птица разворачивается и превращается в снегиря)
Воспитатель. Что вы ещё знаете о снегирях?
Дети. Снегирь – кочующая, пролётная птица, она прилетает к нам только зимой. Кормится семенами берёзы, сирени, можжевельника, ягодами рябины, снегири – спутники зимы.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, а снегирь не один, их целая стайка и побелели от холода, покрылись инеем. Давайте поможем им вернуть сою окраску.
А чтобы наши пальчики были послушными, разогреем их.
Пальчиковая гимнастика «Погреемся»
Наши ручки замерзают. Кулачки крепко прижать друг к другу
Поиграем- ка немножко да похлопаем Разжать кулаки и хлопа в ладоши.
в ладошки. Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп
Пальчики, чтоб их согреть – сильно надо Прижать ладони друг к другу и тереть
растереть. ладонь о ладонь.
Пальчики мы согреваем Круговые движения кулаками
И сжимаем, разжимаем Сжимаем, разжимаем кулачки
(дети садятся на стульчики)
Раскрашивать будем не совсем обычным способом, посмотрите у вас на столах лежит только пластилин. Кто уже догадался, каким способом мы будем разукрашивать птиц? (способ «барельеф»)
Будьте аккуратны, за контур постарайтесь не заходим, тщательно размазываем пластилин.
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель Молодцы, ребята!. Давайте немного отдохнем.
Физминутка
Звучит музыка, воспитатель произносит слова игры:
Снежинки летайте, летайте, летайте
Скорее в фигуры свои превращайтесь.
Затихает музыка, дети останавливаются, замирают в виде снежной фигуры. Подойдя к каждому ребенку, воспитатель, пытаясь угадать, узнает, в какую фигуру
превратился каждый ребенок.
Воспитатель Ребята, а на ветке какого дерева сидит снегирь?
Дети. - Снегирь сидит на ветке рябины.
Воспитатель Правильно. А как вы думаете, зачем он сел на ветку рябины?
Дети. Он очень любит ягоды рябины,.
Воспитатель Давайте нарисуем на веточках много ягод, чтобы снегирю хватило на всю зиму.
Рисовать ягоды мы будем тычком. Тычок мы держим тремя пальцами. Откуда мы начнем рисовать?
Дети. - Рисовать начнем с верхних веточек.
Воспитатель Почему?
Дети. - Чтобы не испачкать рукава (руки) и не смазать рисунок.
Самостоятельная деятельность детей. (индивидуальная помощь детям)
Выставка детских работ.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, как много снегирей, один краше другого и у каждого грозди рябины. Какой снегирь вам понравился больше других? Почему?
Ребята, кому мы сегодня помогали? Как помогали?. Птицы особенно зимой нуждаются в нашей помощи. И каждая птичка, когда придё т время отблагодарит нас :вороны – соберут с полей вредителей, дятлы – уничтожат короедов, синички – оберегут сады от плодожорок и листогрызов, воробьи уничтожат комаров и мошек.
У нас получилась целая выставка. Давайте пригласим родителей и покажем им нашу выставку.