Наталья Лыкова
Конспект непосредственно — образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в тундру»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в тунлру»
Автор Лыкова Наталья Александровна, воспитатель МКДОУ «Детский сад «Журавленок» г. Надым
Интеграция образовательных областей «Познание» «Коммуникация»
Цель: расширять представление детей об особенностях природы
родного края (растения низкорослые с короткими корнями, много болот, у оленя широкие копыта.)
Задачи:
Публикация «Конспект непосредственно — образовательной деятельности в старшей группе „Путешествие в тундру“» размещена в разделах
Образовательная - Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания (цепочки питания). Познакомить детей с понятием «вечная мерзлота» путем экспериментирования. Совершенствовать умение работы с географической картой, уточнить название государства, края, в котором мы живем. Уточнить представление о растениях, при рассказывании пользоваться схемой модели. Продолжать учить детей отвечать на поисковые вопросы, находить решение проблемных ситуаций.
Развивающая - развивать у детей познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно - следственные связи, логическое мышление, развивать зрительную ориентировку в пространстве. Продолжать развивать умение соотносить речь и движение. Развивать коммуникативные навыки.
Активизация словаря: олень, серая, теплая, мягкая, гладкая, ноги, копыта, рыхлая.
Обогащение словаря: вечная мерзлота, пищевые цепочки.
Воспитательная - воспитывать интерес к природе родного края, внимание, умение слушать друг друга и взрослого.
Демонстрационный материал: два больших конверта, письмо, иллюстрации растений (лишайники, мхи, ягоды, деревья) модель «цепи питания», географическая карта России, модели - схемы, алгоритм проведения опыта, картинка (пазлы, интерактивная доска.
Раздаточный материал: два стакана с землей (в одном - лед, баночка с водой, мерные стаканчики, деревянные палочки, салфетки, белые халаты.
Ход НОД
Дети стоят полукругом перед географической картой России.
Воспитатель. Ребята, мы живем с вами в большом, сильном государстве.
- Как называется наше государство?
Дети: Россия
Воспитатель: - Назовите край, в котором мы с вами живем
Дети: (полуостров Ямал, на Крайнем Севере) (показ границ на карте).
Воспитатель: - Правильно, мы находимся близко к Северному полюсу. Большую часть нашего края занимает тундра.
(На экран проецируется картинка тундры) «фото ris1.jps»
http://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1
Звенит колокольчик: Почтальон принес письмо.
Воспитатель: Кто же нам прислал такое большое письмо?
(рассматривают конверт и читают письмо)
- Дети из жаркой Африки просят вас, ребята, рассказать - что такое тундра?
Воспитатель: Ребята, вы сможете это сделать?
-Как же мы можем написать письмо, если мы писать не умеем?
Дети: нарисовать картинку.
Воспитатель: - Верно. А у меня есть части картинки - пазлы, если мы правильно их сложим, то получится рассказ о тундре.
- О ком мы поговорим вначале? Кто самый важный в тундре для человека?
Дети: Олень.
- Что мы можем рассказать об олене?
(выставляется схема – модель рассказа)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы очень интересно рассказали об олене и можно выложить первый пазл.
1 ребенок выкладывает первый пазл.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, почему олени могут жить в тундре?
Дети: Для них есть корм.
- Чем же питаются олени?
Дети: Листья деревьев и кустарников, ягель, ягоды - растения.
Воспитатель: - Верно, а что же необходимо каждому растению для роста?
Дети: Свет, тепло, вода, почва.
Работа у доски с моделью (1 ребенок).
Воспитатель: Ребята, какой же вывод можно сделать?
Вывод: В тундре есть растения, потому что есть условия для их роста.
Воспитатель: А как называются растения тундры?
(На экран проецируются картинки с изображением мхов, ягод - морошки, брусники, голубики, черники). «фото ris2.jpg», «фото ris3.jpg»[url=http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2F900igr.net%2Fdatai%2Fpriroda%2FTundra.files%2F0013-016-JAgel-olenij-mokh.jpg&uinfo
http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2F900igr.net%2Fdata%2Fpriroda%2FTundra.files%2F0020-029-Moroshka.jpg&uinfo=sw-1920-sh-1080-ww-1096-wh-860-pd-1-wp-16x9_1920x1080&_
]http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2F900igr.net%2Fdatai%2Fpriroda%2FTundra.files%2F0013-016-JAgel-olenij-mokh.jpg&uinfo
http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2F900igr.net%2Fdata%2Fpriroda%2FTundra.files%2F0020-029-Moroshka.jpg&uinfo=sw-1920-sh-1080-ww-1096-wh-860-pd-1-wp-16x9_1920x1080&_
[/url]
- А это что за дерево? (карликовая березка). «фото ris4.jpg»https://www.google.ru/search?q=картинки+береза+в+тундре&newwindow=1&hl=ru&tbm=isch&imgil=uj26pZ-LC0-VXM%253A%253BbMuwlTh5ed2c-M%253Bhttp%25253A%25252F%25252Fmoicveti.ru%25252Fkarlikovaya-bereza-dlya-ozeleneniya.html&source=iu&pf=m&fir=uj26pZВоспитатель : Как вы думаете, почему ее так называют?
Дети: Маленькая, низкая.
Воспитатель: - Верно, можно еще сказать – низкорослая или карликовая (дети повторяют).
Воспитатель: - Вы правильно назвали растения тундры, поэтому мы можем положить второй пазл.
1 ребенок выкладывает второй пазл.
Воспитатель: - Ребята, можно ли сказать, что в тундре много растений?
Дети: нет
Воспитатель: -Почему?
Дети: потому что холодно, дуют сильные ветры.
(на экран проецируется картинка с изображением тундры) «фото ris5.jpg» http://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1Воспитатель: - Посмотрите, почти вся тундра покрыта болотами.
- Как вы думаете, какие корни у растений тундры могут быть?
Дети: (короткие, не очень короткие, длинные.)
Воспитатель: У вас много предположений. А как их проверить?
Дети: Нужно провести опыт.
Воспитатель: - Верно, чтобы ответить на этот вопрос, давайте отправимся в нашу экологическую лабораторию.
Дети проходят и садятся за столы.
Воспитатель: - Ребята, перед вами на столе стоят стаканы с одинаковым количеством земли.
-Скажите, одинаковые ли они?
- По каким признакам вы определили, что они одинаковы?
Воспитатель: -Да, они одинаковые по размеру, величине, цвету, в каждом из них находится земля. Для проведения опыта вам предлагается инструкция – карточка с алгоритмом.
(На экран также проецируется алгоритм проведения опыта) «ris6.jpg»
Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите: что нужно сделать?
Дети: добавить воду
Воспитатель: - Верно, в каждую из этих стаканов нужно добавить одинаковое количество воды.
-Скажите, как отмерить одинаковое количество жидкости?
Дети: (взять мерный стаканчик)
Воспитатель: - Верно, нужно использовать мерные ёмкости, у нас это стаканчики.
- Как вы думаете, что должно произойти с водой?
Дети: (вода должна просочиться в землю).
Воспитатель: - Итак, начинаем наш эксперимент. Наливаем воду сначала в стакан №1.
- Что же происходит?
Дети: (вода впиталась в землю)
Воспитатель: - Правильно, вода действительно «впитывается» почвой, просачивается в почву.
Воспитатель: - А теперь то же самое давайте проделаем со вторым стаканом (дети выполняют)
-Что же мы наблюдаем?
Дети: Вода не впитывается, остается сверху.
Воспитатель: Да, вода не впитывается, а остаётся на поверхности.
- Как вы думаете, почему?
Дети: Воде что – то мешает.
Воспитатель - Да, вероятно, воде что-то помешало просочиться внутрь.
- Как проверить, что мешает)
Дети: Нужно проткнуть палочкой землю.
Воспитатель: - Проверяйте.
(Дети палочками протыкают землю в стакане).
- Что же мешало воде? (под землей - лед)
Воспитатель - Вы правы, в нашей модели Ямальской почвы проходить воде в землю мешает лёд – лед вечной мерзлоты.
(На экран проецируется модель «Вечная мерзлота») «ris7.jpg»
Воспитатель: Как вы думаете, что это? (предположения детей)
Воспитатель: Это вечная мерзлота (дети повторяют.)
-Что же такое вечная мерзлота? В тундре зимой земля промерзает на большую глубину, а летом успевает оттаять только верхний слой, а на глубине почва так и остаётся ледяной и мёрзлой.
Воспитатель: - Ребята, подтвердились наши предположения? Какое из них оказалось верным?
Дети: Корни у растений короткие
Воспитатель: - Теперь мы можем ответить на вопрос, почему же у растений тундры короткие корни?
Дети: В земле тундры есть вечная мерзлота, которая мешает корням растений вырасти длинными.
Вывод: Какой вывод можно сделать?
Дети: В тундре - вечная мерзлота, поэтому у растений короткие корни, все растения - низкорослые.
1 ребенок выкладывает третий пазл.
.Динамическая пауза
Отдых нам - физкультминутка!
Занимай свои места.
Раз - присели, два - привстали,
Сели, встали, 2р. ,
Руки вверх подняли,
Сели, встали, 2р. ,
Ванькой - Встанькой словно стали.
А потом помчались вскачь,
будто - мой веселый мяч.
Дети присаживаются на ковер.
Воспитатель: Ребята, вы уже доказали, что в тундре есть растения, хотя и мало (Вывешивается звено «Растения»).
- А кто же может питаться растениями?
Дети: (олень, заяц, куропатка).
Воспитатель: Как можно назвать таких животных?
Дети: (травоядные).
Вывешивается звено «Травоядные животные».
Воспитатель: - А есть ли враги у травоядных животных?
- Какие животные охотятся на них?
Дети: (волк, песец, полярная сова).
Воспитатель: - Как можно назвать этих животных?
Дети: (хищники).
Вывешивается звено «Хищные животные».
Воспитатель: - Ребята, что у нас получилось?
Дети: (цепочка).
Воспитатель: - Верно, такая цепочка и называется - «Пищевая цепочка».
- Ребята, подумайте, что произойдет, если все растения исчезнут? (убирается звено «растения»)
Дети: Погибнут травоядные и хищные животные
Воспитатель: - Можно ли сказать, что травоядные хорошие, а хищники - плохие? Рассуждения детей
Воспитатель: В природе все животные полезные. Хищники - санитары природы.
Вывод: В природе все взаимосвязано и нарушать эти связи нельзя.
Выкладывается 4-й пазл.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень интересно рассказали своим друзьям из Африки о тундре, собрали картинку.
- Ребята, о чем мы с вами беседовали?
- Какое исследование мы с вами провели?
- Что нового вы узнали?
Оценка деятельности каждого ребенка
А сейчас вы можете нарисовать другие рисунки о нашем крае и мы отправим их вот в этом конверте в Африку.