Приложение МААМ

Конспект непосредственно — образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в тундру»

Наталья Лыкова
Конспект непосредственно — образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в тундру»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в тунлру»

Автор Лыкова Наталья Александровна, воспитатель МКДОУ «Детский сад «Журавленок» г. Надым

Интеграция образовательных областей «Познание» «Коммуникация»

Цель: расширять представление детей об особенностях природы

родного края (растения низкорослые с короткими корнями, много болот, у оленя широкие копыта.)

Задачи:

Публикация «Конспект непосредственно — образовательной деятельности в старшей группе „Путешествие в тундру“» размещена в разделах

Образовательная - Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания (цепочки питания). Познакомить детей с понятием «вечная мерзлота» путем экспериментирования. Совершенствовать умение работы с географической картой, уточнить название государства, края, в котором мы живем. Уточнить представление о растениях, при рассказывании пользоваться схемой модели. Продолжать учить детей отвечать на поисковые вопросы, находить решение проблемных ситуаций.

Развивающая - развивать у детей познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно - следственные связи, логическое мышление, развивать зрительную ориентировку в пространстве. Продолжать развивать умение соотносить речь и движение. Развивать коммуникативные навыки.

Активизация словаря: олень, серая, теплая, мягкая, гладкая, ноги, копыта, рыхлая.

Обогащение словаря: вечная мерзлота, пищевые цепочки.

Воспитательная - воспитывать интерес к природе родного края, внимание, умение слушать друг друга и взрослого.

Демонстрационный материал: два больших конверта, письмо, иллюстрации растений (лишайники, мхи, ягоды, деревья) модель «цепи питания», географическая карта России, модели - схемы, алгоритм проведения опыта, картинка (пазлы, интерактивная доска.

Раздаточный материал: два стакана с землей (в одном - лед, баночка с водой, мерные стаканчики, деревянные палочки, салфетки, белые халаты.

Ход НОД

Дети стоят полукругом перед географической картой России.

Воспитатель. Ребята, мы живем с вами в большом, сильном государстве.

- Как называется наше государство?

Дети: Россия

Воспитатель: - Назовите край, в котором мы с вами живем

Дети: (полуостров Ямал, на Крайнем Севере) (показ границ на карте).

Воспитатель: - Правильно, мы находимся близко к Северному полюсу. Большую часть нашего края занимает тундра.

(На экран проецируется картинка тундры) «фото ris1.jps»

http://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1

Звенит колокольчик: Почтальон принес письмо.

Воспитатель: Кто же нам прислал такое большое письмо?

(рассматривают конверт и читают письмо)

- Дети из жаркой Африки просят вас, ребята, рассказать - что такое тундра?

Воспитатель: Ребята, вы сможете это сделать?

-Как же мы можем написать письмо, если мы писать не умеем?

Дети: нарисовать картинку.

Воспитатель: - Верно. А у меня есть части картинки - пазлы, если мы правильно их сложим, то получится рассказ о тундре.

- О ком мы поговорим вначале? Кто самый важный в тундре для человека?

Дети: Олень.

- Что мы можем рассказать об олене?

(выставляется схема – модель рассказа)

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы очень интересно рассказали об олене и можно выложить первый пазл.

1 ребенок выкладывает первый пазл.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, почему олени могут жить в тундре?

Дети: Для них есть корм.

- Чем же питаются олени?

Дети: Листья деревьев и кустарников, ягель, ягоды - растения.

Воспитатель: - Верно, а что же необходимо каждому растению для роста?

Дети: Свет, тепло, вода, почва.

Работа у доски с моделью (1 ребенок).

Воспитатель: Ребята, какой же вывод можно сделать?

Вывод: В тундре есть растения, потому что есть условия для их роста.

Воспитатель: А как называются растения тундры?

(На экран проецируются картинки с изображением мхов, ягод - морошки, брусники, голубики, черники). «фото ris2.jpg», «фото ris3.jpg»[url=http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2F900igr.net%2Fdatai%2Fpriroda%2FTundra.files%2F0013-016-JAgel-olenij-mokh.jpg&uinfo

http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2F900igr.net%2Fdata%2Fpriroda%2FTundra.files%2F0020-029-Moroshka.jpg&uinfo=sw-1920-sh-1080-ww-1096-wh-860-pd-1-wp-16x9_1920x1080&_

]http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2F900igr.net%2Fdatai%2Fpriroda%2FTundra.files%2F0013-016-JAgel-olenij-mokh.jpg&uinfo

http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2F900igr.net%2Fdata%2Fpriroda%2FTundra.files%2F0020-029-Moroshka.jpg&uinfo=sw-1920-sh-1080-ww-1096-wh-860-pd-1-wp-16x9_1920x1080&_

[/url]

- А это что за дерево? (карликовая березка). «фото ris4.jpg»https://www.google.ru/search?q=картинки+береза+в+тундре&newwindow=1&hl=ru&tbm=isch&imgil=uj26pZ-LC0-VXM%253A%253BbMuwlTh5ed2c-M%253Bhttp%25253A%25252F%25252Fmoicveti.ru%25252Fkarlikovaya-bereza-dlya-ozeleneniya.html&source=iu&pf=m&fir=uj26pZВоспитатель : Как вы думаете, почему ее так называют?

Дети: Маленькая, низкая.

Воспитатель: - Верно, можно еще сказать – низкорослая или карликовая (дети повторяют).

Воспитатель: - Вы правильно назвали растения тундры, поэтому мы можем положить второй пазл.

1 ребенок выкладывает второй пазл.

Воспитатель: - Ребята, можно ли сказать, что в тундре много растений?

Дети: нет

Воспитатель: -Почему?

Дети: потому что холодно, дуют сильные ветры.

(на экран проецируется картинка с изображением тундры) «фото ris5.jpg» http://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1Воспитатель: - Посмотрите, почти вся тундра покрыта болотами.

- Как вы думаете, какие корни у растений тундры могут быть?

Дети: (короткие, не очень короткие, длинные.)

Воспитатель: У вас много предположений. А как их проверить?

Дети: Нужно провести опыт.

Воспитатель: - Верно, чтобы ответить на этот вопрос, давайте отправимся в нашу экологическую лабораторию.

Дети проходят и садятся за столы.

Воспитатель: - Ребята, перед вами на столе стоят стаканы с одинаковым количеством земли.

-Скажите, одинаковые ли они?

- По каким признакам вы определили, что они одинаковы?

Воспитатель: -Да, они одинаковые по размеру, величине, цвету, в каждом из них находится земля. Для проведения опыта вам предлагается инструкция – карточка с алгоритмом.

(На экран также проецируется алгоритм проведения опыта) «ris6.jpg»

Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите: что нужно сделать?

Дети: добавить воду

Воспитатель: - Верно, в каждую из этих стаканов нужно добавить одинаковое количество воды.

-Скажите, как отмерить одинаковое количество жидкости?

Дети: (взять мерный стаканчик)

Воспитатель: - Верно, нужно использовать мерные ёмкости, у нас это стаканчики.

- Как вы думаете, что должно произойти с водой?

Дети: (вода должна просочиться в землю).

Воспитатель: - Итак, начинаем наш эксперимент. Наливаем воду сначала в стакан №1.

- Что же происходит?

Дети: (вода впиталась в землю)

Воспитатель: - Правильно, вода действительно «впитывается» почвой, просачивается в почву.

Воспитатель: - А теперь то же самое давайте проделаем со вторым стаканом (дети выполняют)

-Что же мы наблюдаем?

Дети: Вода не впитывается, остается сверху.

Воспитатель: Да, вода не впитывается, а остаётся на поверхности.

- Как вы думаете, почему?

Дети: Воде что – то мешает.

Воспитатель - Да, вероятно, воде что-то помешало просочиться внутрь.

- Как проверить, что мешает)

Дети: Нужно проткнуть палочкой землю.

Воспитатель: - Проверяйте.

(Дети палочками протыкают землю в стакане).

- Что же мешало воде? (под землей - лед)

Воспитатель - Вы правы, в нашей модели Ямальской почвы проходить воде в землю мешает лёд – лед вечной мерзлоты.

(На экран проецируется модель «Вечная мерзлота») «ris7.jpg»

Воспитатель: Как вы думаете, что это? (предположения детей)

Воспитатель: Это вечная мерзлота (дети повторяют.)

-Что же такое вечная мерзлота? В тундре зимой земля промерзает на большую глубину, а летом успевает оттаять только верхний слой, а на глубине почва так и остаётся ледяной и мёрзлой.

Воспитатель: - Ребята, подтвердились наши предположения? Какое из них оказалось верным?

Дети: Корни у растений короткие

Воспитатель: - Теперь мы можем ответить на вопрос, почему же у растений тундры короткие корни?

Дети: В земле тундры есть вечная мерзлота, которая мешает корням растений вырасти длинными.

Вывод: Какой вывод можно сделать?

Дети: В тундре - вечная мерзлота, поэтому у растений короткие корни, все растения - низкорослые.

1 ребенок выкладывает третий пазл.

.Динамическая пауза

Отдых нам - физкультминутка!

Занимай свои места.

Раз - присели, два - привстали,

Сели, встали, 2р. ,

Руки вверх подняли,

Сели, встали, 2р. ,

Ванькой - Встанькой словно стали.

А потом помчались вскачь,

будто - мой веселый мяч.

Дети присаживаются на ковер.

Воспитатель: Ребята, вы уже доказали, что в тундре есть растения, хотя и мало (Вывешивается звено «Растения»).

- А кто же может питаться растениями?

Дети: (олень, заяц, куропатка).

Воспитатель: Как можно назвать таких животных?

Дети: (травоядные).

Вывешивается звено «Травоядные животные».

Воспитатель: - А есть ли враги у травоядных животных?

- Какие животные охотятся на них?

Дети: (волк, песец, полярная сова).

Воспитатель: - Как можно назвать этих животных?

Дети: (хищники).

Вывешивается звено «Хищные животные».

Воспитатель: - Ребята, что у нас получилось?

Дети: (цепочка).

Воспитатель: - Верно, такая цепочка и называется - «Пищевая цепочка».

- Ребята, подумайте, что произойдет, если все растения исчезнут? (убирается звено «растения»)

Дети: Погибнут травоядные и хищные животные

Воспитатель: - Можно ли сказать, что травоядные хорошие, а хищники - плохие? Рассуждения детей

Воспитатель: В природе все животные полезные. Хищники - санитары природы.

Вывод: В природе все взаимосвязано и нарушать эти связи нельзя.

Выкладывается 4-й пазл.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень интересно рассказали своим друзьям из Африки о тундре, собрали картинку.

- Ребята, о чем мы с вами беседовали?

- Какое исследование мы с вами провели?

- Что нового вы узнали?

Оценка деятельности каждого ребенка

А сейчас вы можете нарисовать другие рисунки о нашем крае и мы отправим их вот в этом конверте в Африку.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Путешествие в Финляндию» Конспект НОД по образовательной области «Познание» раздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора». Тема. Путешествие.

Планирование целевых прогулок с детьми младшего дошкольного возраста с марта по май Планирование целевых прогулок. месяц тема цель Интеграция оо март Благоустройство города Уточнить представления детей о малой родине. Формировать.

Автор публикации:
Конспект непосредственно — образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в тундру»
Опубликовано: 25 ноября 2014 в 21:09
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно — образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в тундру»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Лыкова (УИ 14886) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД