Валентина Кондрашина
Конспект непосредственно образовательной деятельности. «Эти улицы мне с детства знакомы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
Направление деятельности : «Познавательно - речевое»
Образовательная область «Познание»
Тема: «Эти улицы мне с детства знакомы»
Форма организации деятельности : экскурсия
Возрастная группа: подготовительная
Подготовила:
Кондрашина В. С. воспитатель
МАДОУ «Д/с № 22» г. Бугуруслан
г. Бугуруслан - 2012
Тема: «Эти улицы мне с детства знакомы»
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности, „Эти улицы мне с детства знакомы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
Цель: закрепить знания о родном городе Бугуруслане.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному городу, гражданственно-патриотические чувства;
- воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения;
- воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда.
Развивающие:
- развивать детское словотворчество, зрительное восприятие и внимание; расширять и обогащать словарный запас детей.
Образовательные :
- формировать у детей любознательность к истории родного города Бугуруслана, его символике, достопримечательностях;
- учить использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;
- формировать умения выразительного чтения стихотворения;
- формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности (действовать согласно образцу, выполнять инструкции взрослого в целом).
Работа над словарем: новостройка, достопримечательность, герб, многонациональный.
Приемы руководства деятельностью детей :
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей : прослушивание аудиозаписи.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: вопросы; создание развивающей среды: выставка картин, книг; беседа; создание проблемной ситуации; художественное слово, игра, физ. минутка.
3. Приемы организации практической деятельности детей : показ слайдов, рассматривание изделий из хохломы; продуктивная деятельность.
4. Приемы поддержания интереса у детей: физкультурная пауза; музыкальное сопровождение; чередование видов деятельности; рисование.
5. Приемы оценки и самооценки: выставка детских работ, поощрение, самоанализ.
Среда для организации и проведения НОД:
В зоне познания: ноутбук, видеопроектор;
В зоне творчества: гуашь, кисточки, баночки, подставки, салфетки, палитра, заготовки, изделия из хохломы.
В учебной зоне: картины местных художников, книги произведений местных писателей и поэтов.
Виды детской деятельности в НОД :
Коммуникативная
Продуктивная
Музыкально-художественная
Игровая
Чтение художественной литературы
Планируемые результаты:
- личностные: активизация познавательного интереса, формирование любознательности к истории родного города;
- познавательные: накопление у детей знаний о достопримечательностях города Бугуруслана, произведениях местных художников и поэтов;
- интеллектуальные: способности к аргументированным суждениям; формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности (действовать согласно образцу, выполнять инструкции взрослого в целом, расширение и обогащение словарного запаса.
- художественные: развитие продуктивной деятельности детей в рисовании, умение передавать в рисунке вид росписи.
Критерии оценки деятельности детей в НОД
Ребенок активен, задает вопросы, проявляет самостоятельность, ребенок вступает в диалог с взрослым и сверстниками, сопереживает, эмоционально реагирует, проявляет волевое усилие, аргументирует самооценку.
План НОД
1. Вводная часть:
Создание проблемной ситуации.
О каком городе идет речь в песни Н. Бежиной.
Определение цели – совершение экскурсии по городу
Бугуруслану с помощью видеопроектора.
2. Основная часть:
Просмотр слайдов о городе Бугуруслане.
Беседа о городе.
Посещение выставки картин местных художников и книг писателей Бугуруслана.
Физкультурная пауза.
Игра «Колечко» (русская народная игра).
Расписывание деревянных изделий хохломской росписью.
3. Заключительная часть:
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов НОД.
Ход
непосредственно образовательной деятельности
Части НОД Содержание
1. Вводная часть. Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей
Определение цели.
(Звучит песня на магнитофоне «Город юности моей» Натальи Бежиной)
В. : Дети, а вы знаете, о каком городе звучит эта песня?
Д. : Песня звучит о городе Бугуруслане.
Мы живем в стране большой-
Матушке – России.
В ней так много городов,
И все они красивы.
Но среди родных просторов
Есть одно местечко.
Все зовут его Бугурусланом,
Здесь моё сердечко.
В. : Вы хотите совершить экскурсию по городу Бугуруслану, не выходя из детского сада?
Д. : Да, хотим.
В. : Как это можно сделать?
Д. : Посмотреть по телевизору, по компьютеру, прочесть книги о городе, рассмотреть фотографии или посмотреть картины художников)
В. : Сегодня мы совершим экскурсию с помощью видеопроектора.
2. Основная часть.
Показ слайдов с достопримечательностями города, дискуссия.
Физминутка «Мы по улице шагаем», выставка картин художников и книг писателей города Бугуруслана
В. : Россия – это наша большая Родина, а у каждого человека есть малая Родина. Бугуруслан – это наша малая Родина. Чувство Родины начинается с малого и близкого, конкретного – любви к тому месту, где человек живет, к своему дому, городу. У каждого города, как у человека, есть своя биография. (Слайд 1) Бугуруслан – старый город, ему 264 года. Название нашего города состоит из двух частей: «буг»- широкая река, которая весной затопляет берега; «арслан» - могучий, гигантский, храбрый. Бугуруслан – это могучая река. (Слайд 2)
В. : Как же называют жителей нашего города.
Д. : Жителей нашего города - называют бугурусланцами.
В. : У нашего города есть герб. (Слайд3) Как по-другому можно назвать герб? Д. : Герб можно назвать знаком.
В. : Да, герб – это знак города.
В. : Что изображено на гербе?
Д. : На гербе изображена черная овечка на зеленом поле.
В. : Герб нашего города прямоугольной формы, на нем изображена овечка : голову овечка держит прямо, хвостик опущен, что выражает покладистость характера и миролюбие. Черная овечка – дань уважения и благодарность животному, давшему бугурусланцам мясо, молоко и шерсть.
В. : Какие цвета есть на гербе?
Д. : На гербе белый, черный, зеленый цвет.
В. : Черный цвет обозначает смелость, а зеленый – богатства окружающей природы.
Меж полей и меж лесов,
Между заливных лугов
Дремлет неширокая,
Самая любимая Кинель-река. (Слайд 4)
В. : Особую роль в выборе места поселения людей сыграла река Кинель. Люди начали селиться вокруг рек и, вместо густых лесов появились узкие улицы с деревянными одноэтажными домами. Раньше наш город был небольшим, а сейчас с каждым годом становится больше и красивее. Город бугуруслан - это переплетение прошлого и настоящего. (Слайд 5)
В. : Река Кинель разделила город на две части. На какие?
Д. : Река Кинель разделила наш город на две части: северную и южную.
В. : В какой части города мы с вами живем?
Д. : Южная.
В. : В нашем городе построили много многоэтажных домов. (Слайд 6)
В. : Как они называются?
Д. : Новостройки.
В. : Что такое «новостройка»?
Д. : Новостройка – это новое здание.
В. : Какие красивые здания! Хотите погулять по городу?
Д. : Да
Физминутка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом. (Слайд-коллаж 7)
Мы по городу шагаем.
(Идут по кругу.)
То, что видим, называем.
(Образуют пары.)
Светофоры и машины,
(Поворачивают голову вправо.)
Ярмарки и магазины,
(Поворачивают голову влево.)
Скверы, улицы, мосты.
(Взмахивают сначала правой рукой, затем левой.)
И деревья, и кусты!
(Поднимают руки вверх, опускают.)
В. : В нашем городе много достопримечательностей.
В. : Вы знаете, что такое достопримечательность?
Д. : Достопримечательность – это то, что отличает один город от другого, то, что гости города запоминают больше всего.
В. : Мы продолжаем экскурсию по городу.
В. : На берегу Кинеля располагается Монумент славы. (Слайд 8) Как вы думаете, почему там он был поставлен?
Д. : На нашу страну напали фашисты. На защиту своей страны встали люди. Многие погибли в боях и среди них были бугурусланцы. Этот памятник поставлен как память о них.
В. : Правильно, этот монумент был поставлен, чтобы люди не забывали наших героев, перед монументом всегда будет гореть вечный огонь. (Слайд 9)
В. : Дети, скажите, а где собрана вся история нашего города?
Д. : История нашего города собрана в музее.
В. : Краеведческий музей одно из старейших культурных учреждений Оренбургской области. В нем собраны экспонаты, отражающие жизнь и быт местного населения, предметы трудовой деятельности, полезные ископаемые. Сотрудники музея продолжают работу по изучению истории родного края.
В. : Сейчас организована выставка экспонатов наших местных художников. Давайте с вами посмотрим, какая красота на них изображена. (Дети подходят к выставке)
В. : Дети, прочитайте, как называются картины и кто их авторы.
Д. : Антонина Мелихова «Фронтовая гармонь», Ксения Ильина «Возвращение», Владимир Татаров «Опять наступила весна».
(Мини-выставка картин художников)
В. : Дети, а вы бывали в театре? (Слайд 10) Расскажите мне, что вы там видели?
Д. : Драматический театр располагается в самом центре города на улице Коммунистическая. Название театр носит имя великого писателя Николая Васильевича Гоголя. Актеры нашего театра знамениты не только в нашем городе, но и по всей России и часто награждают различными премиями и наградами. В театре часто проходят спектакли для детей и взрослых.
В. : В нашем городе есть культурный центр «Юбилейный». (Слайд 11) В Юбилейном находится кинозал для просмотра фильмов, игровой центр для детей. Здесь работают замечательные коллективы художественной самодеятельности : народный хор ветеранов, духовой оркестр «Юбилейный», танцевальный коллектив «Апрель». Сюда дети вместе с родителями приходят отдыхать.
В. : В самом Центре города расположился парк имени Ленина. (Слайд 12) Кто скажет, чем знаменит наш парк?
Д. : В парке растут знаменитые голубые ели и много других деревьев в тени, которых отдыхают люди. Здесь находится памятник В. И. Ленину.
В. : Наш город славен не только своими достопримечательностями, но и своими людьми.
В. : А каких поэтов нашего города вы знаете? (В. Левановский, А. Шиперов, Л. Шлихетская)
(Выставка книг писателей)
В. : Я думаю, что вы знаете стихи поэтов Бугуруслана. (Дети зачитывают стихи)
В. : Бугуруслан многонациональный город. Как вы понимаете многонациональный?
Д. : В городе живут люди различных национальностей: русские, мордва, татары, чуваши.
В. : У каждой национальности есть свои традиции, праздники, народные игры, в которые очень любят играть дети. В какую игру хотели бы вы поиграть?
Д. : Русская народная игра «Колечко».
В. : На развитие нашего города большое влияние оказали заводы: завод «Радиатор», мебельная фабрика.
В. : Что выпускает завод «Радиатор»?
Д. : Завод радиатор выпускает радиаторы, сиденья для машин.
В. : Что изготавливает мебельная фабрика?
Д. : Мебельная фабрика изготавливает мебель для гарожан.
Д. : Раньше на заводе «Радиатор» работали народные умельцы, которые расписывали деревянную посуду хохломской росписью. (Слайд 13) В каждой семье Бугуруслана до сих пор сохранились изделия народного творчества.
Хохломская роспись, алых ягод роспись,
Отголоски лета в зелени травы!
Роспись хохломская словно колдовская,
В сказочную песню просится сама,
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудесней наша Хохлома!
В. : А вы хотите превратиться в народных умельцев.
Д. : Да.
В. : Не заглянуть ли нам в художественную мастерскую?
Д: Да.
В:. Проходите, присаживайтесь. Чтобы лучше рисовать, надо пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика «Пальчики рисуют» (дети выполняют действия согласно тексту, загибая пальчики левой руки.)
Раз, два, три, четыре, пять
Будем дружно рисовать
Этот пальчик завиток,
Этот пальчик лепесток,
Этот – тычинку,
Этот – песчинку,
Ну, а этот деточка
Нарисует веточку.
( На столах у детей лежат деревянные изделия для росписи: ложки и солонки, образцы росписи)
В. : Выберите любой предмет, который вы хотели бы расписать хохломской росписью. Обратите внимание на золотые завитки, ярко-красные ягоды. Постарайтесь отразить на своих изделиях.
(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Апрель.)
Практическая деятельность детей.
3. Заключительная часть.
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов НОД.
В. : Посмотрите сколько замечательных работ получилось. Они такие неповторимые, ни в чем не уступают изделиям местных умельцев. Что можно сделать?
Д: Давайте устроим выставку.
В. : Ребята, что нового, интересного вы узнали, совершив экскурсию по городу Бугуруслану?
Д: Мы совершили экскурсию по улицам города. Увидели достопримечательности нашего города. Побывали на выставке местных художников и поэтов. Стали настоящими мастерами по хохломской росписи.
Список литературы:
1. Попова В., Туровская Л., Худякова Л. Мичуринск: город моей души. //Дошкольное воспитание №10 - 2005, с. 20-25.
2. Кинельская чаша. Книга-альбом. -2-е изд. перераб. и доп. - Оренбург: Печатный дом «Димур», 2008.-160с.
3. Митятина В. В. Наш город – Хотьково. //Ребенок в детском саду №4 - 2010, с. 25-27.