Осипова Жанна Борисовна
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Животные леса родного края» (область «Познание») для детей 5–7 лет.
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Способствовать формированию обобщенных представлений о животных леса Сахалинской области, пониманию ценности животного мира.
2. Развивать умение правильно называть диких животных, давать описание внешнего вида и краткую характеристику жизнедеятельности каждого животного.
3. Воспитывать у детей интерес к жизни животных местных лесов, бережное отношение к ним; уточнить представления о назначении Красной книги.
Материалы:
- Красная книга России;
- макет теремка с открывающимися окошками;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Животные леса родного края“ (область „Познание“ ) для детей 5–7 лет,» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
- картинки животных для теремка (бурый медведь, кабарга, белка, росомаха, заяц-беляк, бурундук);
- иллюстрации лисы, рыси, соболя, ласки, горностая, белки-летяги, волка, косули, барсука;
- конвертики с заданиями для детей;
- игра-пазлы «Кабарга»;
- аудиозапись голосов зверей;
- фонограмма песни «В гостях у сказки».
Звучит фонограмма песни «В гостях у сказки». Воспитатель показывает детям макет теремка с закрытыми окошками (в окошках спрятаны картинки животных).
Воспитатель: «Стоит в поле теремок – теремок.
Он не низок, не высок – не высок.
Кто – кто в теремочке живет,
Кто – кто в невысоком живет?»
- Ребята, посмотрите, какой красивый теремок! В этом домике поселились животные, которые обитают в нашем лесу. А лес находится на острове. Как называется наш остров?
Дети: Остров, на котором мы живем, называется Сахалин.
Воспитатель: Правильно. Давайте же узнаем, какие животные живут в Сахалинском лесу. Нужно открывать по одному окошку.
Открываем окошко с картинкой бурого медведя.
Воспитатель: Кто это?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Медведи бывают разные. Какой же именно медведь обитает в наших лесах?
Дети: Бурый медведь. У него шерсть коричневого цвета.
Воспитатель: Расскажите, что вы знаете о жизни бурого медведя.
Дети: Медведь – хищное животное. Он большой, лохматый, ловкий и
хитрый. Ходит медведь на четырех лапах. Любит кушать рыбу, которую ловит в речке сам. Может задрать любое животное. Любит лакомиться ягодами и мёдом. Все лето он накапливает жир, а зимой ложится в берлогу на сон.
Воспитатель: Слово «медведь» произошло от древнерусского «мёд ведать», то есть «знающий, где мёд». С давних пор так и называют любителя мёда медведем.
Посмотрите, в окошке для нас медведь приготовил задание.
(Воспитатель читает задание – загадать загадки о медведе.)
Ребё нок: Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Бурый медведь)
Ребё нок: Вперевалку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Бурый медведь)
Открываем следующее окошко теремка с картинкой кабарги.
Воспитатель: Кто знает это животное?
Дети: Это – кабарга. Животное похоже на маленького оленя без рогов. Шерсть коричневая с пятнами на боках. Задние лапы длиннее передних. У самцов растут клыки. Кабарга пугливое животное, как заяц может запутывать следы, чтобы её не поймал хищник. Любит прыгать по склонам. Питается кабарга лишайниками, веточками, листиками, хвоёй и другими растениями.
Воспитатель: Собирая корм, животное может подниматься по наклонному стволу дерева или прыгать с ветки на ветку до высоты 3-4 метров.
- Кого опасается кабарга в лесу?
Дети: На кабаргу охотятся хищники: медведь, росомаха, рысь и лиса.
Воспитатель: Вы правильно сказали, что кабарги пугливые, робкие, но очень неосторожные. Они легко попадают не только под пули охотников, но и в силки, петли, различные западни. В результате численность этих удивительных животных резко сократилась, и сейчас встретить кабаргу, к сожалению, очень трудно. Она занесена в Красную книгу России (показ книги).
- Для чего люди создали Красную книгу?
Дети: Чтобы все люди знали, каких животных нужно охранять и беречь.
Задание от кабарги – собрать картинку с её изображением из пазлов.
Открываем окошко с картинкой белки.
Дети: Это пушистый зверёк – белка. Живёт она на дереве в дупле. Любит белочка грибы, орехи, ягоды и разные растения. Но может забраться в гнездо птички и съесть яички или птенцов. На зиму она делает запасы еды, чтобы выжить. В дупло складывает желуди и орехи, а грибы высушивает на веточках. Белочка – шустрая, заботливая, трудолюбивая. Шубка у неё рыженькая, а зимой серенькая. У белки большой пушистый хвост, на ушках кисточки.
Воспитатель: Хвост служит ей рулём при прыжках с ветки на ветку или парашютом при падении с дерева на землю. А вот родственница обыкновенной белки – белка-летяга (показ картинки) вовсе умеет летать. Её передние и задние лапки соединены широкими кожными складками и покрыты мягкой, пушистой шерстью. Летяга планирует с самой высокой вершины ели на нижнюю ветку, управляя своим хвостом.
Задание от белочки – сделать беличью зарядку.
Физминутка
Зарядкой белочке не лень Руки перед собой, согнуты
Заниматься целый день. в локтях; прыжки на месте.
С одной ветки прыгнув влево, Прыжок влево.
На сучке она присела. Присесть на корточки.
Вправо прыгнула потом, Прыжок вправо.
Покружилась над дуплом. Покружиться на месте.
Влево-вправо целый день Прыжки вправо-влево.
Прыгать белочке не лень. Прыжки на месте.
Воспитатель: Молодцы! Открываем следующее окошко. Кто же там поселился?
Дети: Это животное называется росомаха – хищник. Похожа росомаха на маленького лохматого медведя с темно-коричневой шерстью. Этот зверь очень сильный и ловкий, может загнать даже оленя. Питается грызунами, яйцами птичек, птенчиками, ягодами. Росомаху считают санитаром леса, так как она поедает умерших животных.
Воспитатель: Это животное очень отважное. Бывает, что росомаха попадает в капкан охотника. В этом случае она может сама отгрызть себе лапу и убежать. Лапа быстро заживает, так как слюна этого зверя целебная.
Задание от росомахи – прочитать стихотворение о животном.
Ребё нок: Росомаха, росомаха,
Ты не кошка, не собака.
Не боишься ты пурги
И глухой ночной тайги.
Вот мелькнули чьи-то тени –
Это гонишь ты оленя.
Хоть мала и неказиста,
Бегаешь ты очень быстро,
Ты сражаешься отважно,
Чтобы выжить, это важно!
Открываем следующее окошко теремка, но животного не видно
(картинка перевёрнута).
Воспитатель: Кто же это? Отгадайте.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы.
Дети: Это заяц.
Воспитатель: Правильно (переворачивает картинку). В наших лесах водится заяц-беляк. Так его прозвали из-за цвета шерсти в зимнее время.
Дети: Заяц – пугливое животное. От врагов прячется под кустами и деревьями. У него длинные уши и короткий пушистый хвостик. Задние лапы длиннее передних. Очень быстро бегает и умеет прыгать.
Воспитатель: Всё верно. Во время прыжка заяц выбрасывает вперёд сначала длинные задние ноги, а потом короткие передние. Поэтому заяц легко взбегает на горку, а вот спуститься ему трудно.
Убегая от погони, заяц старается избежать спуска с горы, но если всё-таки оказывается на вершине, то скатывается с неё кубарем.
Дети: Шубка летом серая с рыжиной, а зимой становится белой, только кончики ушек остаются черными.
Воспитатель: А почему зайца в народе называют косым? Да потому что глаза у него не в центре мордочки, а по бокам расположены, и зайчик может видеть, что делается у него сбоку и даже сзади. Ни лиса, ни росомаха незамеченными к нему не подкрадутся!
Дети: У зайцев очень острые зубы, поэтому он легко может грызть кору и веточки деревьев. Любят питаться разными растениями, овощами, семенами.
Задание от зайчика – спеть песенку.
Дети исполняют русскую народную попевку «Зайчик» :
Зайка бегает в лесу,
Щиплет травку-лебеду,
Он рвёт и берёт,
Под берёзоньку кладёт.
Воспитатель: Открываем последнее окошко теремка. Кто же это?
Дети: Это бурундук. Маленький зверёк весёлый, шустренький. Шерсть у него желтоватая с тёмными полосками. У бурундука длинный хвостик. Ест это животное всё подряд : ягоду, грибы, растения, ловят насекомых и червей. На зиму ложатся спать в свои домики. А домики бурундуки устраивают в пнях и дуплах деревьев.
Ребё нок: Бурундук, бурундучок –
Полосатенький бочок.
Ни минуты не молчит,
То щебечет, то свистит.
Этот умненький малышка
Собирает кедра шишки,
Их старательно лущит,
Напевает, не молчит.
Он внимательно, без спешки
Чистит вкусные орешки,
И несёт их за щекой
В свой уютный дом лесной.
Задание от бурундука – определите голоса животных, которые живут
по соседству с бурундуком ( воспитатель включает аудиозапись голосов зверей: медведя, лисицы, рыси, белки.)
Воспитатель: Ребята, вот мы и открыли все окошки лесного теремка. А как вы думаете, все ли животные леса в нём поселились?
Дети: Нет. В лесу живёт много других зверей.
Дидактическая игра «Найди животных нашего края»
(воспитатель раскладывает иллюстрации лисы, соболя, ласки, горностая, рыси, волка, косули и барсука, просит назвать животных и убрать лишние иллюстрации).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы правильно убрали иллюстрации животных :
в наших лесах не водятся волк, косуля и барсук.
Скажите, дети, а может кто-то угрожать этим животным?
Дети: Да. Хищники могут съесть травоядных животных. А человек может убить всех зверей.
Воспитатель: Какие последствия могут произойти с гибелью животных?
(ответы детей)
Ребё нок: Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.