Ольга Тюрина
Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста «Город пяти чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид деятельности : совместная познавательно-исследовательская деятельность воспитателя с детьми.
Образовательная область : «Познавательное развитие»
Цель: в процессе разнообразной деятельности закрепить представления о пяти органах чувств (глаза, как орган зрения; уши, как орган слуха; нос, как орган обоняния; язык (рот, как орган вкуса и кожа (руки, как орган осязания).
Задачи:
1. создавать условия для развития представлений детей об органах чувств как помощниках человека в познании окружающего мира;
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста „Город пяти чувств“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
2. формировать умение воспринимать объекты и явления окружающего мира с помощью разных анализаторов (органов чувств) ;
3. стимулировать детей к описанию предметов, с опорой на схему, с называнием основных свойств (размер, форма, твердость/мягкость) ;
4. способствовать развитию любознательности, поддерживать проявления самостоятельности.
1 этап
Мотивационно-побудительный
Цель: установление контакта с воспитанниками, создание положительного психологического настроя на общение и совместную деятельность.
Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро улыбчивым лицам!
Пусть каждый день начинается весело, пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель приглашает детей встать в круг.
Психологический этюд «Волшебный клубок».
2 этап
Основной
Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в город пяти чувств. Давайте вспомним, какие органы чувств мы знаем, а помогут нам в этом загадки:
Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам (глаза)
Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различать поможет (нос)
Есть у зайца на макушке,
У тебя, твоей подружки,
Бывают слушки и неслушки
Что же это? Наши (ушки)
Чтоб попробовать компот,
Есть у человека (рот)
Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое…
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша (кожа)
1 улица «Зрение»
Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко.
Сразу сделалось темно.
Где ребятки? Где окно?
Страшно, скучно и обидно –
Ничего вокруг не видно.
(Н. Орлова «Ребятишкам про глаза»)
Подводит детей к выводу: глаза нужны человеку для того, чтобы видеть (маму, красивые цветы, друг друга).
-Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека. А чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? (Дети перечисляют правила)
• Нельзя тереть глаза грязными руками.
• Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
• Нельзя близко и долго смотреть телевизор.
• Нельзя долго играть в компьютерные игры
• Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.
Воспитатель: Молодцы, правила вы хорошо знаете. А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику. (Проводится комплекс зрительной гимнастики)
Гимнастика для глаз (использование мультимедийной презентации)
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
(закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют.
(продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
(открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву «О», получается легко.
(глазами рисуют букву «О»)
Вверх поднимем, глянем вниз.
(поднимают глаза вверх, вниз)
Вправо, влево повернем.
(смотрят глазами вправо, влево)
Заниматься вновь начнем.
2 улица «Слух»
Раздаются звуки: щебет птиц, журчанье ручейка (аудиозапись) .
Воспитатель: Ребята, что это? Как вы думаете? Что вы услышали?
Дети: журчит ручеек, водичка льется, птицы поют и т. д.
Воспитатель: А как вы услышали? С помощью чего?
Воспитатель подводит детей к выводу: уши нам нужны для того, чтобы слышать разные звуки (голос мамы, пение птиц, музыку) .
Дети: С помощью ушей.
- Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.
Воспитатель предлагает детям закрыть плотно уши ладонями, потом открыть и сравнить, когда лучше слышно.
Дети: Лучше слышно, когда уши открыты.
Игра: "Угадай-ка" (использование мультимедийной презентации)
3 улица «Обоняние»
Воспитатель: Ребята, вы ничего не ощущаете? Что-то изменилось.
Дети: Появился запах.
Воспитатель: Как вы узнали, что чем-то запахло? С помощью чего?
Дети: С помощью носа.
Воспитатель читает детям стихотворение:
Есть прямые носики,
Есть носики-курносики… .
Очень нужен всякий нос,
Раз уж он к лицу прирос.
(Ю. Прокопович «Зачем носик малышам?»)
Вывод: нос человеку нужен для того, чтобы различать запахи (вкусного пирога, первой зеленой травки, маминых духов) .
Воспитатель: Ребята, а вы часто болеете? Болеть это хорошо или плохо?
Дети: Болеть плохо.
Воспитатель: Хотите, я научу вас гимнастике для носа, которая поможет вам меньше болеть?
Массаж носа «Улитка» (по китайской методике) - повышает иммунитет к заболеванию верхних дыхательных путей.
От крылечка до калитки
Три часа ползти улитке,
Три часа ползти подружке,
На себе таща избушку. Дети указательными пальцами гладят крылья носа сверху-вниз и наоборот
Дыхательная гимнастика….?
Нос не должен быть простужен,
Нос здоровым всем нам нужен.
(Ю. Прокопович «Зачем носик малышам?»)
4 улица «Вкус»
: Я хочу вас угостить. Я буду угощать вас фруктами, потому что они вкусные и полезные, а какими, вы должны догадаться сами.
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и узнать фрукт на вкус.
Воспитатель: Что помогло вам узнать, какой фрукт вы съели?
Дети: Рот, язык.
Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.
В- Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.
Выполняется артикуляционная гимнастика:
"Улыбка" Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И.
"Бублик" Округлить губы, удерживать под счет до десяти.
"Покусывание кончика языка"
"Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.
"Лошадка" Поцокать языком.
"Подуть на кончик языка"
Молодцы.
5 улица «Осязание»
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая у меня есть чудесная коробочка, а вам хотелось бы узнать, что в ней лежит? Как мы можем это узнать, не заглядывая внутрь?
Выслушивает предложения детей, подводит детей к выводу: узнать, какой предмет спрятан внутри можно с помощью рук (ощупывая то, что лежит внутри). А давайте сначала разомнем наши пальчики специальной гимнастикой.
Пальчиковая гимнастика
Мы очень хорошо потренировали свои пальчики.
Какие помощники нам в этом помогут?
Давайте сейчас по очереди возьмем предмет из коробочки и угадаем что это.
Воспитатель: В этом ящике что-то лежит. Как мы можем это узнать, не заглядывая внутрь?
3 этап
Итоговый
Воспитатель обращает внимание детей на магнитную доску
Дети с воспитателем еще раз рассматривают схематичные изображения, называют органы чувств.
Обращает внимание детей на то, что листы бумаги по форме напоминают лепестки.
Затем вместе с детьми на магнитную доску прикрепляются лепестки «Цветок ощущений».
Вместе с детьми подводится итог: Мы слушали, смотрели, нюхали, трогали, пробовали на вкус. У человека есть специальные органы, которые ему помогают познавать мир: уши, глаза, нос, рот, руки (кожа). Эти органы нужно беречь, так как они очень важны для человека, как для цветка важен каждый лепесток, так и для человека важны все органы чувств.