Татьяна Дёмина
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
- учить детей находить в слове определенный звук, находить его местоположение в слове;
- закреплять умение делить слова на слоги, учить находить ударный слог; учить выделять в слоге гласный звук;
-закреплять умение составлять предложения, определять последовательность слов в предложении.
Развивающие:
- развивать фонематический слух, слуховое внимание, память;
- развивать усидчивость, умение принять учебную задачу.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
Воспитательные:
- воспитывать интерес к учебной деятельности;
- воспитывать дисциплинированность.
Предварительная работа:
Проводить игры и упражнения по звуковой культуре речи на занятиях по развитию речи и вне занятий, в режимных моментах.
Материалы:
Предметные картинки с изображением разных животных, картина о зиме. Игрушки животных: лиса, медведь, заяц; тетрадь, карандаши, кукла.
Ход занятия:
Воспитатель: - Дети, к нам сегодня пришла кукла Настя. За то время, пока она училась в кукольной школе, она многое узнала. Она узнала много новых слов, что из них можно составлять предложения. Из нескольких предложений можно составить рассказ о чём-то или о ком-то. Она мне рассказала, что умеет делить слова на части – слоги. Гласные звуки можно долго произносить, они как будто поются. Кроме гласных есть и другие звуки – согласные. Как ты много узнала Настя! Мы тоже время зря не теряли и многому научились. Наши ребята всё это знают и сейчас тебе покажут.
Воспитатель: Дети, посмотрите на игрушки, назовите их по слогам.
Дети называют игрушку целым словом, а потом по слогам, определяя их количество и порядок.
Воспитатель: Миша, выбери игрушку, назови её словом, а потом по слогам и определи порядок слов в слове.
Ребёнок: называет слово лиса, затем по слогам – Ли-СА. Говорит, что первый слог – ли, второй – СА. Затем и другие дети делают то же самое.
Воспитатель: Послушайте, я произнесу слово ли-са (второй слог воспитатель проговаривает протяжно ли-сааа). Одинаково звучат эти слоги?
Ребёнок: Нет, второй слог звучит протяжнее и сильнее.
Воспитатель: Теперь вы назовите свое слово так, чтобы один слог звучал сильнее и протяжнее.
Дети называют слова по слогам, стараясь выделить ударный слог: зааа-яц,
мииш-ка, бееел-ка.
Воспитатель: Я запишу ваши слова в виде схемы. Пишет чёрточками, делит их на части и над одной из частей ставит косую чёрточку, проговаривая каждое слово, усиливая ударный слог. Слоги в слове звучат неодинаково, один слог звучит сильнее. Такой слог, который звучит сильнее и протяжнее называется ударным. На схеме его обозначают вот такой чёрточкой ___/. Посмотрите на схемы и обратите внимание, над какими частями стоит чёрточка. Произнесите слов о так, как указано на схеме, выделяя ударный слог. Дети упражняются.
Воспитатель: В слове бывает одно ударение, а если мы его переставим, то получится другое слово. Маша и Ваня, выходите сюда. Маша будет слог за, а Ваня будет слог мок. Встаньте рядом и скажите свои слоги: Маша первая, а Ваня второй. Дети говорят слова с ударением на первый слог, а затем на второй. Получилось два разных слова. Одно – это здание, а другое чем можно запереть. Смысл слов совсем разный. Итак, ребята, давайте повторим. Как звучит ударный звук в слове?
Ребёнок: Ударный слог звучит протяжнее и сильнее.
Воспитатель: Скажите, дети, а может быть два ударных слога в слове.
Ребёнок: Нет, в слове может быть один ударный слог.
Воспитатель: Ударный слог,
Ударный слог –
Он назван так недаром…
Эй, невидимка-молоток
Отметь его ударом.
И молоток стучит, стучит.
И чётко речь моя звучит.
А сейчас поиграем в «Зоопарк». У меня здесь есть картинки с изображением разных зверей и клетки для зверей. Нам нужно рассадить в клетки зверей так, чтобы в одной клетке были звери, в названии которых есть один слог. В другой клетке звери, в названии которых два слога, а третьей – в названиях которых три слога. Чтобы правильно разделить слова на слоги, поставьте правую руку на локоть, ладошку тыльной стороной положите под подбородок, сосчитайте, сколько раз вы откроете рот. Воспитатель делает то же самое, что и дети.
Один слог: Слон, ёж, кот, волк, тигр, лось.
Два слога: Лиса, белка, медведь, кабан, олень.
Три слога: Носорог, бегемот, крокодил и т. п.
Картинки с животными раскладывают в три клетки – кармашка.
Физминутка:
Воспитатель: Молодцы ребята! Отдохнули немного, а сейчас давайте продолжим. Какое сейчас идёт время года? Отвечайте полным ответом.
Ребёнок: Сейчас идёт зима.
Воспитатель: Правильно. Вспомните, что бывает только зимой. Чем она отличается от других времён года?
Ребёнок: Только зимой на улице идёт снег.
Воспитатель: Какой снег бывает?
Ребёнок: Белый, пушистый, блестящий.
Воспитатель: Когда мы идём по снегу, что с ним происходит?
(хрустит, скрипит, поёт песенку).
Воспитатель: Какая погода бывает зимой?
Ребёнок: Холодная, снежная, морозная.
Воспитатель: Какими словами можно сказать о зиме, какая она? (снежная, морозная, красивая, холодная, вьюжная)
Воспитатель: Дети, многие из вас знают стихи о зиме, о снеге, давайте мы их сейчас вспомним.
Оля П: Снег, снег, снег, снег обсыпает ветки,
На берёзе, на сосне снежные конфетки.
А на ёлочке у нас снег не настоящий,
Но такой же, как и здесь, белый и блестящий.
Дима С. : Белый, белый, снег идёт
Белый снег, лохматый.
Мы расчистим снег и лёд
4
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К дому стёжку проведём
Выйдет мама на порог,
Скажет: «Кто бы это мог, провести дорожку
К нашему порожку».
Данил Л: У сестрёнки, у Маринки на ладошке две снежинки,
Всем хотела показать, глядь – снежинок не видать.
Кто же взял снежинки у моей Маринки.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошие стихи вы нам рассказали о зиме. А сейчас давайте поиграем в игру «Назови слово». Вам нужно будет назвать слово, которое начинается со звука «с».
Дети: Снег, стол, сугроб, снеговик, стул, снегирь, санки.
Воспитатель: А теперь со звуком «с/»
Дети: Синица, семечки.
Воспитатель: А сейчас посмотрите на картинку, скажите, что делают дети.
Дети составляют предложения по картине, небольшой рассказ из 3-4 предложений. Воспитатель выбирает одно из них. Например: Дети лепят снеговика.
Воспитатель: Сколько слов в этом предложении? Назовите первое слово, второе, третье.
Воспитатель: Правильно, дети. Вы сегодня хорошо поработали, давайте подведём итоги. Чем мы сегодня занимались? (дети отвечают).
Воспитатель благодарит детей, отмечает работу самых активных, раздаёт звёздочки.