Мария Неупокоева
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии для подготовительной группы. «Природа-чудесница»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Тема: «Природа – чудесница»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ‘ПОЗНАНИЕ’
2012
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии для подготовительной группы, „Природа-чудесница“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
Интеграция в образовательной области “Познание” с образовательными областями “ Художественное творчество”,”Коммуникация’.
Цели: - выявить и обогатить представления детей о лесе, о состоянии растений
осенью;
- закрепить знания детей о деревьях, различных их частей (корни,
ствол, крона);
- совершенствовать речь, пробуждать фантазию;
- воспитывать бережное отношение к лесу, умение видеть красоту при-
роды.
Предварительная работа:наблюдения на прогулке за деревьями; отгадывание загадок о деревьях; чтение пословиц о лесе; беседы «Кто заботится о лесе?», «Лес и здоровье»; рассматривание альбомов «Дикие звери», «Растения леса»; рисование на лесную тематику; чтение рассказов Верзилина «Деревья в лесу», «В лесу», «Враги леса»; заучивание стихотворений о деревьях, рассматривание и обсуждение экознаков.
Материал: два дерева (клен, береза); листья деревьев; пень с корнями; звукозапись «Музыка природы»; маски облачков, гриб подберезовик, березовый сок.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
(Звучит звукозапись «Музыка природы», дети заходят под музыку)
Воспитатель: Ребята, вы были когда-нибудь в лесу? А хотите отправиться в осенний лес не за грибами и не за ягодами, а за чудесами?
- Как можно до леса добраться?
(Дети высказывают свои варианты, в итоге проще превратиться в кого-нибудь, или во что ни будь. Предлагаю превратиться в облако.)
В облака мы превратимся
К лесу ближнему помчимся,
Чтоб увидеть с высоты
Деревья, травы и кусты.
(Звучит музыка, дети надевают на голову маску облака, змейкой проходят вдоль группы)
Вот мы и в лесу.
Здравствуй лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес.
Выходит Лесовик.
Лесовик: Это кто здесь расшумелся?
- Кто нарушает тишину леса?
Воспитатель:Ой, кто здесь?
Лесовик: - Это я, седой старик,
Называюсь Лесовик.
Этот лес я сторожу,
За порядком здесь слежу.
Что вы здесь делаете? Зачем пожаловали в мой лес? (Садиться на пень).
Дети: Мы пришли за чудесами.
Лесовик: Знаю,знаю, за какими чудесами. Вы пришли деревья качать, ветки ломать, листья обрывать, да шуметь. Не пущу вас в лес!
Воспитатель:Лесовик, у нас нет таких ребят. Мои дети любят природу, умеют ухаживать за растениями. Среди них ты найдешь себе помощников. Пропусти нас в лес, пожалуйста!
Лесовик:Да? Говорите, любят природу? Умеют ухаживать за ней? Ну, ладно, пропущу,только с одним условием, если вы мне расскажите правила поведения в лесу.
Дети называют правила поведения влесу.
- Ветки не ломать, деревья не калечить;
Ни травинку, ни лист зря не рвать;
Не шуметь, а то лес затаится и не узнаете ни одной тайны;
Ходить осторожно, под ногами могут пострадать мелкие животные, ценные растения и др.
Лесовик:Ну, молодцы! Я вижу, среди вас действительно нет плохих ребят. А пословицы о лесе знаете?
Дети называют пословицы.
- Лес не школа, а всех учит;
- Рощи да леса - всему свету краса;
- По лесу ходи - под ноги гляди;
- Лес и вода – брат и сестра;
- Враг природе тот, кто леса не бережет и др.
Лесовик: Ну, молодцы, порадовали старика. Пропущу я вас в лес, проходите, любуйтесь осенними красками природы. Ну, а на прощанье, вот вам чудо!
(Лесовик посохом ударяет об пол; с потолка сыплются листья деревьев. Лесовик незаметно исчезает)
Воспитатель:
Листья разноцветные
На ветру кружатся,
И на землю падают,
И ковром ложатся.
Поймайте листочки (Дети ловят)
Волшебница осень раскрасила каждый листик в свой цвет.
- Какого цвета ваш лист?
- Каким цветом они были летом?
Вот вам и чудо, из зеленых листья становятся желтыми, а потом багряными.
- Рассмотрите свои листочки. Образуйте пары с одинаковыми листочками.
Дети образовывают пары, один ребенок остается без пары.
- С какого дерева достались вам листочки?
Дети называют деревья, один ребенок, который остался без пары затрудняется в ответе.
Предлагаю вам пройти вглубь леса, может быть там найдем отгадку, с какого дерева у Саши листочек?
(Подходим к клену)
Свой самый первый листопад
Встречает это клен.
- В свой самый праздничный наряд
Переоделся он.
Надеты на его сучки
Пять листьев вырезных
Они красны и широки
Совсем как у больших. (В. Берестов)
- У кого в руках кленовые листочки? Возьмите еще по одному.
Продолжаем нашу прогулку по лесу. Отгадайте, что я нашла?
Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошел,
Красную шапочку нашел. (Гриб)
- Вот такчудо! Грибок! Как он называется?
Дети: Подберезовик
Почему он так называется?
Дети:Потому что растет под березой.
- А с чем можно сравнить белый ствол березы?
Высказывание детей.
Воспитатель: Березу за ее кору называют белоствольной красавицей. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный покров дерева, она непроницаема для воды и газа. Но в белой бересте есть своеобразные отдушины –довольно крупные черные черточки, идущие по стволу. Они называются «чечивички», через них береза дышит.
Березонька одинакова хороша и в зеленой накидке весны, и в легком ситцевом платье лета, и в цветном сарафане осени, и в пышном парчовом уборе зимы.
В народе говорят «Где береза вырастет, там русский человек приживется». Она считается символом России. Многие поэты, писатели, музыканты и художники передавали в своем творчестве красоту этого дерева.
- А вы знаете какие-нибудь стихи, песни о березе?
Дети читают стихи о березе.
1) Cловно девица русская, приумолкнув стоит,
Над речушкой березка листвой шелестит.
Только ветер играет в косах длинных листвы,
Только звезды мигают ночью ей с высоты.
Рано утром встает она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет березы родней,
Ведь березка – частица России моей.
2) На березе поутру
Дятел продолбил кору
Льется на песок
Золотистый сок,
А лесной народ
Сок душистый пьет.
Дятел длинным языком
Капли сока лижет,
Бабочка уселась ниже-
Пьет прозрачным хоботком.
Муравьи и мошки
По березе гладкой
Ползут, как по дорожке,
За капелькою сладкой.
Всех береза напоила
Сладким соком оделила!
Сок березовый особенно вкусный и полезный. Люди употребляют этот сок для укрепления здоровья. Кто пробовал березовый сок? А давайте попробуем, березка нас им угощает.
(Дети пьют березовый сок)
Воспитатель: Ой, смотрите, а это что за чудо лесное?
Это Пень Корнеевич-самый старый житель леса. Давайте познакомимся с Пнем Корнеевичем. (Подходим ко пню и пожимаем его корень).
Здравствуйте, Пень Корнеевич! Меня зовут Мария Александровна.
(Дети поочередно знакомятся с пнем)
Ребята, а что вы пожимали Пню Корнеевичу, когда с ним знакомились? (Корни)
- Какие они, корни? (Прямые и изогнутые, толстые и тонкие, твердые и гибкие, длинные и короткие).
- Какого они цвета?
- Зачем корни нужны дереву? (Корни удерживают дерево в земле. Через корни дерево получает питательные вещества, воду)
- Чем покрыт пень? (Корой)
Потрогайте кору и скажите, какая она на ощупь? (Пень пахнет деревом, лесом. землей)
По пню можно определить возраст дерева. Видите эти кольца? Каждое кольцо – прожитый год. Давайте посчитаем, сколько было лет этому дереву?
По расстоянию между годичными кольцами можно определить, как жилось дереву в разные годы. Если два кольца расположены близко друг к другу, значит в этот год дереву не хватало влаги и питания. А посмотрите от Пня Корнеевича отходит молодой росток, и листочки висят на нем. У вас есть в руках такие же листочки? (Дети показывают)
А знаете как это дерево называется? Осина. Осина – подруженька белой березы. Оба дерева любят яркий солнечный свет, поэтому и растут рядом.
Листья у осины – особенные. При малейшем дуновении ветерка они дрожат, колышатся. Черешок у осинового листочка длинный, сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому и дрожит при самом легком ветерке.
Замерли вершины,
Ветры в поле спят
Только у осины
Листья шелестят.
Необыкновенно красивы осины осенней порой. Листья их то розовые, то огненно- красные, то лиловые с багренцем. Вероятно, это дерево когда-то было большое, здоровое, но состарилось, его спилили образовался этот пень.
Ребята, а какая самая заметная осенняя примета?
Дети: Листопад.
Воспитатель: - Почему весной все растения так старались, чтобы у них появились листочки, корни усиленно пили воду с растворенными в ней питательными веществами, стволы проводили этот раствор вверх, солнышко пригревало растения, а теперь деревья и кустарники сбрасывают листья?
Поиграем в игру «Превращение в дерево»
(Дети образуют круг. Самый высокий ребенок встает в центр – это сердцевина дерева. Двое встают с двух сторон от него и берутся за руки так, чтобы ребенок оказался в середине – это древесина, очень важный слой дерева, по которому от корней к листьям поднимается вода с растворенными в ней минеральными веществами; 3-4 детей встают вокруг древесины и берутся за руки: это слой, за счет которого дерево растет в толщину (у него нет никакого другого названия, кроме ботанического термина «камбий») Еще несколько человек встают и, взявшись за руки, замыкают дерево- это кора, по которой движутся питательные вещества. Но кора еще и защищает дерево, потому те, кто составляет кору, встают спиной к кругу. Остальные дети размещаются у подножия дерева, изображая корни. А теперь оживим наше дерево. Предлагаю «корням» показать как они пьют воду; и в то же время дети, воображающие древесину, начинают одновременно приседать и подниматься (это слой, словно насос, поднимает воду к листьям от корней) дети, изображающие кору приседают и встают в другом ритме (вниз по дереву перемещаются питательные вещества созданные листьями). Вcе, кто составляет дерево (кроме корней, поднимите руки.
С наступление осени вода в почве стала холодной, а вскоре и во все замерзнет, превратится в лед. Но листочки, растущие на дереве, все просят воды (дети шепчут –«хотим пить», и дерево задумалось. Что же делать? Сбросить листья. Устройте листопад. Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам, Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от мороза.
Вот и закончились чудеса леса! Пришло время возвращаться в детский сад.
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям.
Мы дружить с тобою будем!
Добрый лес, могучий лес.
Дети надевают маску ‘облака’ и под музыку выходят из ‘леса’
Вот мы опять оказались в группе детского сада. Понравились вам чудеса леса?