Чулпан Хабибуллина (Баязитова)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Воздух и вода — наши лучшие друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №100 «ЖАР-ПТИЦА»
Республика Татарстан г. Набережные Челны
образовательной деятельности
по экологическому воспитанию
«Воздух и вода – наши лучшие друзья»
(старшая группа)
Подготовила:
Воспитатель
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию „Воздух и вода — наши лучшие друзья“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Баязитова Чулпан Флюровна
г. Набережные Челны
2012
Тема: «Воздух и вода – наши лучшие друзья»
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь.
Задачи:
Образовательные :
• познакомить детей со свойствами воды и воздуха через опыты;
• совершенствовать знания детей о значении воды и воздуха в жизни человека;
• обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:
закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности;
• уточнить представления детей о том, что вода и воздух важны для всех живых существ.
Воспитательные :
• развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде;
• воспитывать усидчивость, аккуратность.
Развивающие:
• развивать у детей фонематический слух;
• развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать;
• активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
• учить отгадывать загадки.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде и воздухе, роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстрации на тему: «Вода» и «Воздух».
3. Чтение художественной литературы по теме.
4. Отгадывание загадок о воде и воздухе.
5. Проведение экспериментов с водой и воздухом.
Оборудование и материалы: Иллюстрации на тему: «Вода», «Воздух»; прозрачные стаканчики, гуашь; камень, вода, молоко, мелкие игрушки, чеснок, сахар, лимон, ложка, лист бумаги.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Приветствие воспитанников.
II. Изучение нового материала.
Воспитатель :
- Ребята, чтобы узнать о чем сегодня пойдет речь, отгадайте загадки:
Мен пью, меня льют. Чем мы дышим?
Всем нужна я, Что мы не видим? (Воздух)
Кто я такая? (Вода)
Чего в комнате, ни на улице не увидишь? (Воздух)
- Сегодня мы поговорим о воде и воздухе; о свойствах и о значении. Сейчас, я приглашаю вас в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты.
Дети садятся за столы.
Опыт №1. «Вода не имеет вкуса и запаха»
- Ребята. Попробуйте воду из стакана №1, какой у нее вкус? (ответы детей). А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? (ответы детей). Мы изменили вкус воды.
Вывод: вода не имеет вкуса.
- Ребята, а теперь понюхайте воду в стаканчике №2. Как она пахнет? (ответы детей). Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и снова понюхайте. Что произошло с водой? (ответы детей – вода изменила запах, пахнет чесноком).
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №2. «Вода без цвета, прозрачная»
- Ребята, а что произойдет с водой, если добавим в нее краску? (добавляем, перемешиваем). Что изменилось? (ответы детей). Растворилась ли краска? (ответы детей). Теперь сравним воду и молоко. В оба стакана кладем пуговицы (этот опыт делает только воспитатель). В каком стакане мы видим пуговицы? (ответы детей).
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
Пальчиковая игра «Дождик».
Дождик капнул на ладошку – правой рукой касаемся левой
На цветы – круговые движения правой рукой
И на дорожку – обе руки перед собой
Льется, льется – ой-ой-ой! – покачивание головы
Побежали мы домой – бег на месте.
- Ребята, мы узнали, что вода – не имеет вкуса, запаха; она прозрачная. Не имеет цвета. Как вы думаете, что еще не имеет запаха, вкуса, цвета? (ответы детей – воздух).
Воспитатель : Что это?
Дети: Стакан
Воспитатель : В стакане что-то есть?
Дети: Ничего нет. Стакан пустой.
Воспитатель : Вы уверены в своих ответах? Может быть, у вас есть другие предположения?
Дети: Может быть в стакане воздух?
Воспитатель : Правильно, молодец! Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?
Дети: Да.
Воспитатель : Давайте проверим. Правда это или нет (наливает в стакан воды, накрывает его бумагой). Что произойдет, если стакан перевернуть?
Дети: Вода вытечет, выльется.
Воспитатель : Давайте проверим (переворачивает стакан, вода перемещается вниз, но не вытекает). Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги?
Дети затрудняются ответить.
Воспитатель : На лист бумаги давит воздух, он прижимает к краям стакана и не дает воде вылиться.
Воспитатель : А что такое воздух?
Дети: Это то, чем дышат люди, животные, растения.
Воспитатель : Посмотрите внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите?
Дети: Нет, мы тоже не видим.
Воспитатель : Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем. Поймайте воздух ладонями.
Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещение»
Воспитатель показывает, как рукой обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. Предлагает детям сделать также. Спрашивает у них: что они почувствовали? (Ответы детей). Какой воздух? (Ответы детей).
Вывод: воздух невидим.
Воспитатель : Мы постоянно окружены воздухом и так привыкли к нему, что почти его не замечаем. Но стоит только резко взмахнуть рукой или немного пробежать – и мы убедимся, что вас окружает воздух. Мы живем в нем и дышим им.
Таким образом, мы выяснили что вода и воздух нам необходимы каждый день, значит они наши друзья.
III. Закрепление знаний.
Ребята, вам понравилось то, что мы сегодня делали? (Да.) А чем мы сегодня занимались? (Ответы детей.) Что вам больше всего понравилось? Что для вас было самым сложным? (Ответы детей.)
Список использованной литературы:
1. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет.
2. С. Н. Николаева Юный эколог.
3. О. А. Соломенникова Занятия по формированию элементарных экологических представлений.
4. Л. Н. Менщикова Экспериментальная деятельность детей.