Лариса Черненко
Конспект НОД во второй младшей группе «В гостях у Матрёшки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе №2
По формированию целостной картины мира
На базе «Художественно – Педагогического музея игрушки РАО».
Тема: «В гостях у Матрёшки»
Воспитатель ФГК ДОУ
«Детский сад №1»
Черненко Л.
19 апреля 2014г.
Цель : Формирование представления о разнообразии народного декоративно- прикладного искусства;
Познакомить с «Художественно – Педагогическим музеем игрушки РАО»
Задачи:
Обучающие.
Публикация «Конспект НОД во второй младшей группе „В гостях у Матрёшки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
• Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалом, из которого они изготовлены.
• Познакомить детей с русской игрушкой - Матрешка.
• Сенсорное развитие ребенка (понятие больше - меньше).
• Знакомство с особенностями народного творчества,
• культурой и обычаями родного народа
• Развитие речи дошкольников.
• Дать представление о предметах ближайшего окружения (игрушки) и её назначении.
Воспитательные.
• Воспитать чувство любви к деревянной игрушке.
• Воспитание у детей интереса к культуре своих предков.
• Приобщение к общечеловеческим ценностям.
• Воспитание толерантности.
• Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
• Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа и своих земляков - Сергиево Посадских мастеров.
Развивающие.
Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Материалы и оборудование:
Музейные экспонаты, витрины с игрушками, игрушки для рассматривания (Богородские игрушки, матрёшки, косынки горохом для физминутки – игры «Матрёшечка - Матрёшка»
Предварительная работа:
1. Рассматривание матрешек-кукол, сравнение их отличий в цветовой гамме.
2. Рисование с использованием дидактических упражнений с художественным содержанием.
3. Рассматривание иллюстраций в книгах: Соловьева Л. «Русская матрешка» 1997 г., Новиков Е. «Семёновский сувенир».
4. Изготовление дидактических альбомов на тему: «Матрёшка», «Музей игрушки в Сергиевом Посаде».
5. Создание в группе мини - музея «Русская народная игрушка».
6. Расписывание деревянных игрушек для мини-музея, нетрадиционное рисование матрёшек на камушках.
7. Разучивание стихов, потешек, загадок, песенок о Матрёшке.
Словарная работа:
Музей, экспонат, витрина, болванка, заготовка, сувенир.
Ход занятия.
В. - Вы знаете ребята, куда мы пришли?
Д. - в музей
В. - Кто знает, что такое музей? Ребята, музей это помещение, где хранятся старинные предметы, которыми пользовались наши прабабушки, прадедушки или даже прапрабабушки и прапрадедушки. Предметы, которые хранятся в музее, называются (экспонаты.)
В. - А как надо себя вести в музее?
Д. - тихо, спокойно, ничего не трогать руками, а только смотреть и внимательно слушать.
В. - Этот музей уникальный и своеобразный, в нём хранятся игрушки, и называется он «Музей игрушки». Наш музей игрушки единственный в России, и расположен он в старинном двухэтажном здании, в красивейшем месте города, на горе Волокуше, напротив Троице-Сергиевой лавры. Этому музею почти сто лет. С разных уголков нашей страны приезжают сюда ребятишки посмотреть современные и старинные игрушки. Есть здесь даже те, игрушки, которыми играли царские дети, а так же целые коллекции матрёшек. Среди них и первая матрёшка, расписанная известным художником С. В. Малютиным. Вот к ней мы и пойдём в гости
Дети входят в выставочный зал музея.
В. - Давайте посмотрим вокруг, сколько всего здесь много интересного
В музеи собрана богатейшая коллекция Сергиево-Посадской игрушки. Сергиев Посад называют "игрушечной столицей России".
Посадские мастера делали игрушку из дерева, папье-маше, использовали привозные фарфоровые головки для кукол. На первой витрине декоративные произведения народных мастеров. Это бравый гусар и красиво одетая барышня. Изготовили их, вырезав из дерева, а затем расписали красками. Это были настоящие деревянные скульптуры, умело раскрашенные, отличались индивидуальностью, жизненной правдивостью, большим мастерством исполнения.
Мы переходим к следующей витрине. Это игрушки мастеров села Богородское, расположенного недалеко от Сергиева Посада. Там мастера режут игрушку из липы, сразу начисто, без предварительного рисунка на бумаге. Одной из отличительных черт Богородской игрушки всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Простейшие приспособления приводят игрушку в движение, что всегда вызывает восторг детей и взрослых.
Мы можем лучше рассмотреть и даже потрогать эти игрушки. В коробке лежат такие же игрушки; специально для маленьких посетителей.
Дети подходят к стеллажу, где в коробке лежат Богородские игрушки, рассматривают, как сделаны.
Ребята, а куда мы сейчас пойдём, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука.
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может - три, а может - шесть.
Разрумянилась немножко.
Эта русская ….(матрёшка).
Подходим к витрине, где стоят матрёшки.
Матрешка у нас появилась давно, более 100 лет назад. Вот эта красивая, расписная кукла, первая матрёшка, которая появилась в России, хранится в нашем музее, а расписал её художник С. В. Малютин. Давайте рассмотрим её лучше.
В. - Как вы думаете, из чего делается матрёшка?
Д. - из дерева.
Фигурку матрешки вытачивают из деревянного бруска. Она состоит из двух частей. (Рассказ сопровождается показом)
А какой секрет таится в матрёшке?
Д. -(в ней ещё есть матрёшки)
Раньше ребята – девочек часто называли Матрёнами, вот и эту красавицу назвали Матрёшкой.
Она «одета в русский костюм» ( перечисляю детали костюма: платок, передник, сарафан.)
Давайте повторим новые слова :
Д. - передник, сарафан, платок.
Давайте и мы с вами превратимся в Матрёшек, наденем красивые платочки, станем в круг и поиграем в игру «Матрёшечка – матрёшка»
проводится игра «Матрёшечка — матрёшка»
Из детей выбираю 3-х матрёшек. Им завязываю платочки.
Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок» :
Ах, Матрешечка, матрёшка
Аленький платочек
Сарафан в цветочек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили.
На ноги поставили.
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
Матрёшка — настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё, то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами.
Матрё шка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: приземистую форму, верх, плавно переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки, роспись гуашью и лаковое покрытие. В росписи обычно используются 3-4 цвета - красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий - с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды Есть матрешки, которых не расписывают красками, а украшают выжженными узорами. А порою матрешку Матреной и не назовешь! Это былинные богатыри, веселые музыканты, важные бояре, а то и цари. Бывают матрешки крохотные, не больше наперстка, а есть и настоящие великаны — в метр высотой. Внутри такой «матрешки» спрятан не один десяток ее сестричек, или братишек. Итог занятия: Ребята, где сегодня проходило наше занятие?
Д. - В музее
А что такое музей?
Артём, повтори ребятам – что же такое музей.
- Музей- это место где хранятся старинные предметы.
А что хранится в музее, Игнат?
- экспонаты,
В. - из чего делали раньше игрушки? Света?
- Из дерева.
А такие игрушки делают до сих пор. Кирилл?
- да, деревянные ракеты, грибочки, пирамидки.
В. - В нашем городе, какие деревянные игрушки самые популярные, Настя?
- Матрёшки
А что же такое Матрёшка, Саша?
- Матрёшка-это русская игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся куклы меньшего размера.
В. - Среди коллекций матрёшек, какая есть матрёшка, Матвей?
- Самая первая, ей больше ста лет.
Ребята послушайте стихотворение о Матрёшке
-Ой, ты барышня-матрёшка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!
Ой, ты барышня-матрёшка,
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир.
Этот русский сувенир!
Вам понравилось в музее?
-Да, очень понравилось.
Теперь вы знаете, что такое музей, как тут интересно и можете придти сюда ещё раз, но теперь уже со своими родителями. На этом наше занятие закончено.