Приложение МААМ

Конспект НОД «Берёза-символ России» (4 фото)

Светлана Котлярова
Конспект НОД «Берёза-символ России»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по познавательному развитию

«Береза-символ России»

Цель: формировать представление детей о русской березе, как одном из символов России.

Задачи:

• Дать представление о самом почитаемом дереве России – берёзе, о значении её в жизни человека.

• Раскрыть перед детьми богатство русского языка, используя слова: берёзонька, белоствольная, кудрявая, стройная. Познакомить со стихами, песнями, загадками о берёзе.

Публикация «Конспект НОД „Берёза-символ России“» размещена в разделах

• Воспитывать любовь и бережное отношение к русской березе, желание изучать русскую культуру, историческое прошлое России, народное творчество.

Ход НОД

Дети входят в зал

Приветствие

Как повезло тебе и мне,

мы родились в такой стране,

где люди все одна семья!

Куда ни глянь, кругом друзья.

Крепко за руки возьмемся

и друг другу улыбнемся.

Очень рады мы гостям

Теплоту мы дарим вам.

Воспитатель: -Мы сегодня на занятии отправимся в путешествие, а поможет нам в этом волшебный ветерок, закройте глазки и не открывайте их, пока будет шуметь ветер.

Дети закрывают глаза и слушают шум берез.

Воспитатель надевает платковую куклу.

Бабушка Загадушка. Здоровается с детьми.

-Посмотрите, куда мы с вами попали? (в лес) (Слайд 2)

-Какие деревья растут в этом лесу?

-Сегодня мы с вами поговорим об одном из этих деревьев, а о каком, вы узнаете из загадки.

Дети садятся.

А вот и загадка,

Внимательно слушаем, ребятки. (Слайд 3)

Загадка

Стоит в поле древо древлянское-на том дереве семь угодий:

Первое угодье-в избе обиходье.

Другоеое угодье в кругу вертится.

Третье угодье-старому и малому потеха.

Четвёртое угодье-по дорожке след.

Пятое угодье-во всю ночь всеет.

Шестое угодье-всему миру масло.

Седьмое угодье- людям колодец. (Берёза)

Бабушка Загадушка: -Правильно, ребятки, это береза. А сейчас мы с вами подробнее поговорим об этом замечательном дереве.

(Слайд 4).

Бабушка-Загадушка. В толковом словаре слово «обиход» обозначает текущую жизнь в её постоянных привычных проявлениях, уклад жизни;предметы домашнего обихода. Значит в загадке обиходье»-это некий предмет в избе для наведения порядка.

С помощью чего наводят порядок в избе? Конечно, с помощью веника или метелки. (Слайд 5)

История метлы насчитывает сотни лет. Действительно, с давних времен улицы,придворовые и дворовые территории дворники убирают березовой метлой. В чем же секрет? Чем занимаются люди на селе зимой, когда урожай уже собран, дрова заготовлены, в лес по грибы не сходить? Одним из занятий является заготовка берёзовых метёл. Заготовка метлы происходит с ноября по апрель, когда на березе нет листвы. Процесс изготовления происходит следующим образом: срез берёзовых прутьев определённой длины с дерева, подбор прутьев по размеру и количеству, обвязка их-вот и всё-метла готова. Так именно простота изготовления и практичность применения-это и есть секрет данного инструмента.

Бабушка достает корзинку.

-Не только на забавушку

Пришла к вам я, Бабушка Загадушка.

В гости к вам друзья пришла

И корзинку принесла

Предметы в ней чудесные

Такие интересные.

Бабушка Загадушка показывает берёзовый веник. Что же это такое, мои внучата (Ответы детей).

Бабушка Загадушка: Конечно, это берёзовый веник для бани. Веник помогает при ломоте в мышцах и суставах, при боли, при тяжелых физических нагрузках, ускоряет заживление ран, улучшает настроение.

Бабушка Загадушка достает берестяной туесок.

-Что же это за предмет из моей березовой корзинки?

Дети: Это посуда из бересты. (Слайд 6)

Конспект НОД «Берёза-символ России»

В старину на Руси бересту, благодаря её свойствам: гибкости, прочности, издавна применяли для изготовления посуды. Береста не пропускает воду, а в ведёрках и туесах из бересты молоко не киснет и сохраняется холодным в жаркое время года. А ещё берестой в старину скрепляли битые горшки. Почти вся домашняя утварь и мебель в крестьянских избах делалась из берёзы. Берёза очень хороший строительный материал. Какие берёзы можно использовать в своих целях? (Старые, которые мешают молодым и обязательно с разрешения лесника) Что выделяют растения и деревья? (Кислород) Зачем он нужен? (Кислородом мы дышим, он нужен всему живому) Мы должны очень бережно относиться к деревьям, ведь одно дерево растёт много, много лет.

Бабушка Загадушка : А это угодье можно отгадать, представив главные женские занятия-пряденье и тканье; и саму прялку, с крутящимся колесом, и легкое веретено делали из бересты. Пряли на Руси все женщины. (Слайд 7)

Бабушка Загадушка: -Третье угодье-старому и малому потеха»

(Слайд 8)

Что это за «потеха»? Ну, конечно, игрушки, которые мастерили из березы для ребятишек. А при чем тут «старые» спросите Вы?

Мастерить эти игрушки любили дедушки для своих внучат. Игрушки вырубали или вырезали из чурки, куска доски. Из узких полосок бересты плели погремушки. Положат в такую погремушку орешков, заплетут сверху-и готово.

Бабушка Загадушка достает из корзинки лапти. Что это, внучатки? (Ответы детей). (Слайд 9)

Бабушка Загадушка : «Четвёртое угодье-по дорожке след»

Конечно, речь идет о лаптях -одном из самых распространенных видов обуви на Руси. Любой крестьянин мог сплести лапти для своей семьи. В старину лапти носили и мужчины, и женщины и дети. Обувь эта была очень удобной, лёгкой, просторной.

Исключено и мозоли натереть в ней. А праздничные расписные лапти ещё и очень красивы. Жаль только, что очень уж они были непрочны. О недолговечности плетёной обуви свидетельствует поговорка «В дорогу идти, пятеры лапти сплести». Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в 4 дня. В среднем за год один деревенский житель изнашивал 50-60 пар лаптей. Сейчас лапти носят разве что участники фольклорных ансамблей, но некоторые продолжают изготавливать их в качестве сувениров.

Бабушка Загадушка: (Слайд 10)

-«Пятое угодье-во всю ночь свет»

О том, что береза давала «во всю ночь свет», мы знаем из сказок-лучина- тонкая и длинная щепка от сухого полена, предназначенная для растопки печи или для освещения избы. Для получения лучин полено щепили, то есть разделяли на щепы. Для более яркого освещения одновременно жгли несколько лучин. Их закрепляли в светец. Это специальное металлическое приспособление, вбивавшееся нижним заостренным концом в чурбак или иную подставку. Под лучины ставили сосуд с водой. Зачем? (Ответы детей).

Вода отражала свет, а также предохраняла от пожара, который могли вызвать падающие угольки.

«Шестое угодье-всему миру масло» (Слайд 11)

Бабушка Загадушка: Что это? Вы узнали?

- Да, это дёготь. Добывают это вещество из берёзовой коры. Выглядит берёзовый дёготь как маслянистая, тёмная и вязкая жидкость, имеющая резкий запах и неприятный вкус. Слово «дёготь» обозначает жжёное или горелое. И, такое название является подсказкой тому, как добывали раньше это вещество. Ремесленниками набивалась берестой специальная ёмкость -гильза, которая имела узкое отверстие, в которое могла стекать смола. Саму гильзу начинали подогревать лучиной. Береста начинала плавиться и выделять дёготь. В его составе ученым удалось обнаружить до десяти тысяч полезных элементов. В фармацевтической промышленности деготь добавляют в состав мази Вишневского. Народная медицина использует дёготь в чистом виде, а косметологи добавляют это вещество в специальные средства по уходу за кожей и волосами.

Бабушка Загадушка-«Седьмое угодье-людям колодец»(Слайд 12)

-Узнали, ребята? Конечно, это берёзовый сок.

Как же получить берёзовый сок? (Ответы детей).

В теплую пору сокодвиженья вся Русь заготавливала берёзовый сок. Он придавал людям бодрость и силу. Берёзовый сок это не только вкусный напиток, но и лечебное средство, применяемое в народной медицине. Существует в народе поверье - «Кто сока берёзового досыта напьется, тот здоровья и бодрости на весь год наберётся». Весной, когда у берёз начинается сокодвижение, люди, птицы, звери спешат полакомиться берёзовым соком. Но только люди могут нанести самый большой вред деревьям. (Обсудить с детьми что нужно сделать после того как набрали сок.) Целебен у березы не только берёзовый сок, но и почки, и чага. (Слайды 13-14).

Бабушка Загадушка: «Береза прекрасна в любое время года. (Слайды 15-15)

Художники с давних пор пишут о красоте белоствольной красавицы картины.

-Узнали вы их? (Ответы детей)

Бабушка Загадушка:- Картины художников смогли вы назвать, а я предлагаю вам поиграть.

Дидактическая игра «Найди пару»

Фото «Берёза-символ России»

Дети садятся на стульчики. Звучит музыка. Входит березка.

Конспект НОД - фото

Бабушка Загадушка: - Ребята, наша березка еще не проснулась. Нужно разбудить ее ото сна! Как будем её будить? Давайте попробуем сказать ей добрые слова, ласково позвать.

Дидактическая игра «Назови, какая берёзка»

Дети по очереди придумывают красивые определения для березки, называют ее ласково.

Бабушка Загадушка : Берёза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой. Ни в одной стране нет столько берёз, сколько у нас. Где бы ни росла берёзка – всюду она приносит людям радость и свет. Про неё сложено много загадок, сказок, песен, стихов. Давайте и мы расскажем стихи о берёзе.

Стихи детей.

Стихи

Вова: Что мы Родиной зовем?

Дом, в котором мы живём.

И березку, вдоль которой

Рядом с мамой мы идем.

Мирослава: На полях, и на пригорке,

Под окном, среди полей,

Белокурые березки-

Символ Родины моей.

Вероника: Укрытая снегами

Стоит она зимой.

В расшитой жемчугами

Накидке кружевной.

Алиса: Каждый день я вижу

Берёзку у окна.

И нет подружки ближе,

Милее, чем она.

Бабушка Загадушка : Почитался на Руси праздник русской берёзы, его празднуют и в наши дни — это праздник Троицы. (Слайды 17-18). На Троицу берёзовыми ветками украшают дома. Этот праздник напоминает встречу Нового года, только на Новый год украшают ёлку, а на Троицу берёзу. Посмотрите, как берёзка принарядилась! В старину девушки завивали берёзку, навязывали на неё цветные ленточки, загадывали желания. Давайте и мы нарядим нашу берёзку.

Раздать ленточки. Украшают берёзку, загадав желание.

Бабушка Загадушка: Где бы не росла березка, она приносит людям радость. Может исполнить желание. Только к ней надо крепко-крепко прижаться и тихо-тихо прошептать заветные слова. Конечно, желание не исполнится сразу - в сей же час как в сказке, но если очень постараться, то обязательно все так и будет.

Бабушка Загадушка: С вами, детки, я прощаюсь.

В путь дорогу отправляюсь.

До свиданья, мои крошки

Помашите мне ладошкой.

Вы же в группу возвращайтесь.

Вас уже давно заждались.

Вас волшебный ветерок

В детский сад перенесет.

Звучит шум берёз. Воспитатель снимает платковую куклу.

Воспитатель: Ох, мои хорошие, ох, мои пригожие, а я уж вас потеряла. Расскажите мне скорее, где вы побывали, что вы повидали. Ответы детей.

Воспитатель показывает детям карту. -Что это такое, ребята? (карта нашей Родины, где отмечены зеленым цветом места, где растет береза).

Воспитатель: Почему это дерево так называется? Название связывают с цветом коры: «бер» (славян.)«светлый», «белый», «ясный». А какого цвета кора у березы? Ее называют берестой. Это защитный слой дерева. Дети, кто вспомнит как называются черные полоски на березовой коре? (чечевички) И для чего они служат? (через них береза дышит, когда стоит без листвы)

Воспитатель: Почему березу называют символом России. (Ответы детей).

Да, ребята, берёза растет повсюду, радует нас своей красотой, дарит нам здоровье, из почек изготавливают лекарство, из листьев – желтую и зеленую краску. Березовые дрова считаются ценным топливом. Из древесины делают бумагу, фанеру, мебель, лыжи. Много пользы приносит нам береза. Белоствольная, кудрявая, шелковистая, русская красавица – такими ласковыми словами называют березу. За это и называют берёзу - символ России.

У меня для вас последнее задание - подойдите к столу, на карточках среди разных деревьев найдите березу и её листочек и закройте их камушком Марблс. Дети выполняют задание.

Фото №1 Конспект НОД по познавательному развитию Береза символ России Цель формировать представление детей о русской березе как одном из символов России

Воспитатель: -Давайте ещё раз полюбуемся на нашу красавицу! (Слайд 19)

-Берёза – самое красивое дерево России. Берёзу милую, родную, издавна считают символом нашей Родины. Россия и берёза! Эти два понятия неразделимы. Давайте попрощаемся с берёзкой.

Дети: До свидания, березка!

До свидания, прощай!

Ты без нас, краса-березка,

На лужайке не скучай!

Воспитатель:- Я хочу, чтобы и в природе оставались берёзке добрыми и верными друзьями. Всего вам самого хорошего!

Список литературы:

1. Интернет ресурс:school-science.ru

2. Лапшина Г. А. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста. -Волгоград :Учитель. 2008

3. Молодова Л. П. Экологические праздники для детей. -Минск:Асар,1997

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Коллективная творческая работа детей разновозрастной группы ко Дню России «Берёзка — символ России»Коллективная творческая работа детей разновозрастной группы ко Дню России «Берёзка — символ России» Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна. Могучая воля, великая слава - Твоё достоянье на все времена! 12 июня наша.

Конспект интегрированной НОД («познание», «художественно-эстетическое развитие») «Береза-символ России»Конспект интегрированной НОД («познание», «художественно-эстетическое развитие») «Береза-символ России» Цель: Дать детям представление о том, что береза – символ России. Задачи: Закрепить знания об окружающем мире, о березе. Совершенствовать.

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка — символ России»Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка — символ России» Программные задачи: - Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству — деревянной игрушке, как символу России; - Развивать.

Конспект НОД «Береза — символ России» в средней группеКонспект НОД «Береза — символ России» в средней группе Конспект НОД по окружающему миру Тема: «Береза – символ России» в средней группе Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,.

Конспект прогулки «Берёза — символ России»Конспект прогулки «Берёза — символ России» Задачи: закрепить ранее полученные знания о лиственном дереве - берёзе; способствовать развитию наблюдательности,любознательности;воспитывать.

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе «Берёза — символ России»Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе «Берёза — символ России» Цель: способствовать развитию детского творчества, прививать любовь к природе и своей стране. Задачи: - расширять представления детей.

Конспект занятия по обрывной аппликации «Берёзка — символ России» в младшей группеКонспект занятия по обрывной аппликации «Берёзка — символ России» в младшей группе Конспект занятия по обрывной аппликации «Береза – символ России» в младшей группе. Цель: - Воспитание чувства гордости и любви к.

Мастер-класс «Береза — символ России»Мастер-класс «Береза — символ России» Мастер-класс «Береза - символ России» Ты до того, березонька, красива И в полдень жаркий, и в час росы, Что без тебя немыслима Россия,.

Проект «Матрёшка-символ России»Проект «Матрёшка-символ России» Во второй младшей группе в марте проводился проект «Матрёшка – символ России». В проекте участвовали дети, посещающие группу, их родители,.

Ширма «Символ России — русская береза»Ширма «Символ России — русская береза» «…вопрос о патриотическом воспитании молодежи – это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Берёза-символ России»
Опубликовано: 26 июня 2022 в 16:17
+156Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Берёза-символ России»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Котлярова (УИ 23455) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 56.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД