Марина Алейникова
Конспект НОД «Богатыри земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности.
Музыкально-логопедическая игра
Тема: Богатыри земли русской.
Цели:
приобщать детей к истокам русской народной культуры;
воспитывать интерес к национальной культуре.
Задачи:
1. Общеобразовательные:
формировать представления о героическом прошлом;
вызывать интерес к языку былин;
Публикация «Конспект НОД „Богатыри земли русской“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
воспитывать уважение к русским воинам;
давать почувствовать свою причастность к истории своего народа;
вызывать интерес к первым защитникам русской земли – богатырям.
2. Коррекционные:
закреплять умение определять положение данного звука в слове;
закреплять умение маршировать, двигаясь уверенным шагом;
учить умению реагировать на смену характера музыки;
учить умению ориентироваться в пространстве;
вырабатывать у детей четкую координацию рук;
развивать ритмический и мелодический слух, воображение;
формировать фонематический слух, учить различать на слух сонорные звуки;
закреплять слуховое дифференцирование сонорных звуков;
учить умению формировать новые слова путем замены одного звука другим.
Оборудование:
слайды;
мольберт, магниты;
карты для выполнения заданий на звуковой анализ слов;
карты для выполнения заданий по формированию новых слов путем замены одного звука другим;
игрушки со звуками С, З, Ш, Ж;
корзины со звуками;
кукла Забавушка;
корзинка с шоколадными медалями;
костюмы богатырей;
русские сарафаны;
мелки для рисования.
Ход совместной деятельности:
Дети входят в зал под песню «Богатырская наша сила…».
Мальчики – богатыри, девочки красные девицы. Проходят и садятся на стулья.
Логопед: Здравствуйте, дети. Какие вы все красивые добрые молодцы и красны девицы. Вот такие молодцы и девицы жили когда-то давно на Руси. Это были наши предки – русичи. Они были мирными людьми. А чем они занимались?
Дети отвечают (пахали землю, сеяли, разводили скот, выращивали хлеб).
Логопед: Им жилось тяжело?
Дети: Да.
Логопед: Почему?
Дети: Потому что на них нападали враги, сжигали их дома, уводили в плен людей…
Логопед: Кто же вставал на их защиту?
Дети: Богатыри.
Логопед: Сильные войны богатыри. Про них мы можем прочитать в былинах.
На экране появляется слайд – репродукция картины Васнецова «Три богатыря».
Логопед: Давайте посмотрим на репродукцию картины Васнецова. Как она называется?
Дети: Три богатыря.
Логопед: Как зовут этих богатырей?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
Логопед: А у нас тоже есть богатыри. Смотрите какие… Расскажите нам о себе.
Выходят три богатыря и рассказывают стихотворение.
Покой всех городов и сел старинных
Стерег дозор богатырей былинных.
И если богатырь стоит на страже,
То может быть уверен каждый,
Что от врагов любых защищены
Все рубежи родной страны.
Логопед: Давайте покажем какие были богатыри.
Стихотворение с движениями.
Богатырь, вот он каков:
Он силен, он здоров,
Он из лука стрелял,
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко – зорко наблюдал.
Подрастем мы, и смотри,
Станем, как богатыри.
Все садятся.
Логопед: А богатыри нам очень нужны. Случилось горе великое. Похитили Змей Горыныч и Соловей Разбойник племянницу князя Владимира Забаву (слайд «Забава Путятична»).
Горюет князь, и никто не может ему помочь. Но мы-то с вами сможем!
Дети: Да.
Логопед: Отправляемся в прошлое, в старину?
Дети: Да.
Логопед: И я пойду с вами в путь дороженьку дальнюю, в глубину веков и помогу, если с бедою придется встретиться неминучею.
Танец-построение под песню «Богатырская наша сила…».
Логопед: Вот мы с вами и оказались в древней Руси (слайд «Соловей Разбойник»).
Звучит музыка. Влетает Соловей Разбойник.
С. Р. : А-а-а вот вы где?
Логопед: А ты кто такой?
С. Р. : Я – Соловей Разбойник. Своим свистом все уничтожаю. Вот я сейчас как свистну, вы все улетите от сюда.
Логопед: Подожди, Соловей Разбойник. Не надо свистеть. Скажи лучше, почему ты такой злой?
С. Р. : А у меня добрым быть не получается.
Логопед: А ты не пробовал с людьми по-хорошему, по-доброму разговаривать.
С. Р. : Ой, не пробовал. Надо попробовать. Девицы и молодцы, пожалуйста, пожалейте меня горемычного. А если не будете меня жалеть, я как свистну со всей силы, все улетите отсюда.
Логопед: Ты опять за старое.
С. Р. : А как же мне быть тогда?
Логопед: Ну, например, подари что-нибудь нашим девицам и молодцам. Только что-нибудь такое, что тебе самому нужно, но и хорошим людям отдать не жалко.
С. Р. : Ой, это я с удовольствием. Я свои игрушки могу подарить. Только вот беда. Свистнул я вчера, они все и перемешались. Вот куча какая…
Логопед: Ну это не беда. Мы тебе сейчас поможем. Правда, ребята? Давайте аккуратно разложим игрушки в две корзины. В одну мы будем складывать те игрушки, в названии которых мы услышим звук «Л», в другую – те игрушки, в которых мы услышим звук «Р».
На столе – корзинки и рассыпанные игрушки. Дети должны разложить игрушки по корзинкам. Одни дети раскладывают игрушки, остальные проверяют.
Логопед: Вы молодцы. Видишь, Соловей Разбойник, как помогли тебе девицы и молодцы. Отдавай нам теперь Забаву Путятичну.
С. Р. : Не у меня она, а у Змея Горыныча. Это он похитил Забаву и заточил ее в пещеры каменные. К нему и идите. А мне возвращаться пора.
Логопед: Иди, Соловей Разбойник, да смотри – хорошо веди себя, людей не пугай.
Соловей Разбойник уходит.
Логопед: Ну что ж, оказывается Забаву похитил Змей Горыныч. Но прежде чем отправиться в дорогу дальнюю, давайте отдохнем и поводим хоровод.
Хоровод «Березка».
Логопед: Ну что, отдохнули?
Дети: Да.
Логопед: Но как же нам добраться до Змея Горыныча? Кто дорогу укажет? А, может быть, вы сами ее найдете? Вы же такие сообразительные. Надо провести дорогу от одного предмета к другому. Каждый последующий предмет начинается на тот звук, на который заканчивается предыдущий.
На мольберте задание. Ребенок проводит дорожку, остальные дети проверяют.
Логопед: Вот какая получилась у нас дорожка. Теперь мы знаем куда идти. Ну и конечно, чтобы одолеть Змея Горыныча, нужно быть очень дружными. Давайте поиграем в игру «Подружимся».
Игра «Подружимся».
Логопед: А вот и Змей Горыныч (слайд «Змей Горыныч» + игрушка «Змей Горыныч»). Он говорит, что не будет мериться с богатырями силой, надоело ему кости в сражениях мять-ломать. Хочется ему помериться с вами умом-разумом. Тогда отпустит он Забавушку.
Мольберт с картами для выполнения задания на звуковой анализ слов и на нахождение места звука в слове.
Логопед: Какие вы молодцы. Все правильно сделали. И Соловья Разбойника, и Змея Горыныча – всех победили. Ничего им не осталось делать, как вернуть нам Забаву. А вот и она…
Появляется большая кукла в национальном костюме.
Логопед: Теперь наша Забава вернется домой. Она очень этому рада. А помогли ей вы – красны девицы и сильные, могучие богатыри славной Руси.
Значит, не скакать врагам
По нашей земле.
Не топтать их конями землю русскую.
Не затмить им солнце наше красное.
Век стоит Русь – не шатается
И век простоит – не шелохнется.
А Забавушка вам сказать что-то хочет.
Логопед (за куклу) :
Спасибо вам, дорогие ребята,
Защитники нашей прекрасной страны.
Вы дороги нам и безумно нужны.
Примите же в этот торжественный час
Сладкий и вкусный подарок от нас.
Забава раздает всем шоколадные медали.
Под музыку «Богатырская симфония» Бородина дети уходят в группу.