Юлия Аверьянова
Конспект НОД для детей 5–6 лет «Волшебное дерево»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей 5-6 лет
Тема: «Волшебное дерево»
(образовательная область «Художественное творчество», с элементами ТРИЗ)
Цель занятия: создать комплекс педагогических условий, способствующих развитию интеллектуальных способностей и творчества дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять представления детей о строении и внешнем виде деревьев, их разнообразии, значении растений для жизни на Земле;
Публикация «Конспект НОД для детей 5–6 лет „Волшебное дерево“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Чудо-дерево. Волшебные и сказочные деревья
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
- совершенствовать умение отражать окружающую действительность в художественном образе, создавать собственный художественный образ волшебного дерева с использованием разнообразных средств выразительности (цвет, фактура, форма, величина).
- формировать умение находить и разрешать противоречия в предметах и явлениях.
Воспитательные:
- воспитывать основы экологического сознания;
- воспитывать аккуратность, усидчивость;
Развивающие:
- развивать творческое мышление;
- развивать познавательную активность;
- развивать мелкую моторику, сенсорное восприятие.
Предварительная работа: беседа о деревьях, образовательная деятельность по теме «Деревья» (строение, виды, питание и рост деревьев, рассматривание фотографий, картинок, гербария.
Методы и приемы:
Развивающая среда: топиарии, изготовленные педагогом. Цветной картон.
Прогнозируемые результаты:
Ход проведения НОД
1. Организационный момент: ритуал приветствия «Давайте познакомимся».
Воспитатель встречает детей в той зоне группы, где достаточно места, чтобы встать в круг. Дети входят. Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята. Проходите, пожалуйста, здоровайтесь с нашими гостями и вставайте в круг. Я очень рада видеть вас и хочу с вами познакомиться. У меня в руке мяч, я назову свое имя и, а затем передам этот мяч стоящему рядом ребенку. Он сделает то же самое – назовет свое имя и и передаст мяч дальше. Так мяч обойдет весь наш круг, мы познакомимся друг с другом. Итак, здравствуйте, меня зовут Юлия Владимировна.
Проводится ритуал приветствия.
Воспитатель:
- Мне очень приятно с вами познакомиться. А теперь я приглашаю вас присесть за столы. Ребята, сегодня у нас с вами необычная встреча: мы находимся в школе творчества Цветика - разноцветика, а я его помощница. Скажите, вы любите рисовать и делать поделки? (ответы детей). Сегодня в нашей школе творчества произойдет интересное событие, но сначала хочу предложить вам отгадать загадки:
1. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ёлка, Ель)
2. У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту. (Сосна)
3. Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)
4. Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)
5. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
8. С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
Воспитатель: вы очень сообразительные ребята, молодцы. Скажите, а о чем были все загадки? (ответы детей).
Правильно, я загадала вам загадки о деревьях. Когда я подбирала для вас загадки, я задумалась: а деревья живые или нет? Как вы думаете? (предположения детей).
Очень интересно вы рассуждаете. Конечно, деревья живые, потому что они дышат, растут, питаются, поглощают воду. А еще деревья помогают жить всем живым существам на земле. А как они помогают, знаете? (дерево – дом и пища для птиц, животных и насекомых; дерево лечит людей и животных; дерево дает кислород, которым дышат все живые существа).
Все, что вы говорите, очень важно. Действительно, деревья – это живые существа, которые дают нам кислород для жизни, плоды для пищи и лекарств, древесину для строительства и изготовления разных предметов.
А главная общая способность всех деревьев мира – это очищение воздуха. Поэтому деревья и называют «зелеными легкими планеты».
Сегодня я хочу рассказать вам об очень необычных деревьях и предложить сделать их своими руками. Ой, но что за шум я слышу? ( слышится крик: Ой, ой, подождите, не начинайте без меня)
В зал с криком вбегает Цветик-разноцветик:
- Ребята, подождите, не начинайте без меня, я очень – очень спешу!
Воспитатель:
- Ребята, познакомьтесь, это – Цветик – разноцветик. Давайте узнаем, почему он так спешил и все-таки опоздал.
Цветик-разноцветик:
- Здравствуйте, ребята. (дети здороваются). Не думайте, что я просто так опоздал, у меня есть уважительная причина.
Воспитатель:
- И какая же у тебя уважительная причина, Цветик-разноцветик?
Цветик-разноцветик:
- Я спал и видел сон. Очень, очень волшебный сон.
Воспитатель:
- И что же тебе приснилось, Цветик – разноцветик?
Цветик-разноцветик:
- Снились мне деревья. Но не просто деревья, а целый лес волшебных, необычных деревьев. Подошел я к одному дереву – а оно сделано из бумажных цветов. Подошел к другому дереву – у него вместо листьев кофейные зерна. У третьего дерева ветви были из проволоки, а вместо листьев – конфеты. В общем, в этом лесу все деревья были очень необычные и сказочные. И очень красивые!
Воспитатель:
- Замечательный сон приснился тебе, Цветик-разноцветик. А я хочу порадовать тебя: как раз сегодня мы с ребятами будем мастерить такое дерево, а называется оно топиарий. Присаживайся и твори чудеса вместе с нами! (Цветик-разноцветик садится)
Цветик-разноцветик:
- Какое странное название - топиарий!
Воспитатель:
- Посмотрите, пожалуйста, на эти необычные поделки (снимает покрывало со столика с поделками). Это и есть топиарии, я сделала их сама.
Этот – из из салфеток; этот – из монет; этот – из кофейных зерен.
Топиарии – это небольшие деревца, украшенные всевозможными декоративными материалами: лентами, нитками, природным материалом, перьями, ракушкамии, фруктами, бусинами, пуговицами и всем, что подскажет фантазия. Их еще называют «европейскими деревьями счастья». Вам нравится, ребята? (ответы детей).
Сегодня вы впервые попробуете сделать топиарий своими руками, поэтому мы начнем с простых приемов. Посмотрите, пожалуйста, на этот образец и напомните мне, какие части есть у дерева. (дети – корни, ствол, ветки, листья). Совершенно верно. Ветви и листья дерева образуют крону. Из чего изготовлена крона этого топиария? (из ватных дисков) А ствол? Из тесьмы, а вот этот красивый горшочек – из кружева.
Цветик-разноцветик:
- я тоже вместе с ребятами попробую смастерить топиарий, ведь не зря мне приснился такой волшебный сон. Вот я сделаю волшебное деревце, как у меня во сне было.
Сегодня в нашей школе творчества мы делаем волшебные деревья - топиарии своими руками. Возьмите, пожалуйста, лист картона.
Сначала мы будем делать крону нашего волшебного деревца из ватных дисков. Делаем крону, педагог показывает образец.
Цветик-разноцветик: а хорошо было бы, если бы все-все деревья были волшебными, необычными, как топиарии!
Воспитатель: ребята, давайте порассуждаем – что хорошего в том, если бы все деревья стали бы волшебными? (ответы детей). А теперь подумайте – а что плохого в том, что все деревья были бы волшебными? (не было бы яблок, груш, черешни, красоты сирени, березы. Волшебные деревья может быть не умели бы очищать воздух. Птицы и животные потеряли бы свои дома и пищу и т. д.) Получается, что волшебные деревья – это и хорошо, и плохо. Как же тогда быть, как разрешить это противоречие? (надо, чтобы были и обычные, и волшебные деревья). Правильно, ребята. Волшебство – это хорошо, но когда его слишком много, то это уже становится плохо.
Ну, а мы в нашей школе творчества с помощью волшебства творчества создаем маленькие необычные деревья – топиарии. Мы сделали крону деревца. Посмотрите, у каждого из вас она получилась своя, особенная.
Теперь к основе нашей кроны мы добавляем ствол. Для этого у вас на столах лежат полоски тесьмы. Мы берем клей, намазываем картон под кроной, накладываем тесьму и прижимаем салфеткой полоску тесьмы, удаляя излишки клея.
При изготовлении топиария можно использовать какой угодно природный материал – перья, шишки, ракушки. Я положила полоску тесьмы на картон и прижала, чтобы она приклеилась. У всех получается, ребята?
А теперь намажем по контуру место для горшочка и приложим на основу заготовку из кружева.
Пока наша поделка подсыхает, предлагаю вам немного отдохнуть. (физминутка)
Воспитатель: итак, ствол деревца готов и мы приступаем к украшению кроны. Перед вами на тарелочках лежат разные украшения.
С их помощью мы украсим наши деревья счастья, как кому нравится. Вы можете добавить снизу или по краям топиария любой декоративный элемент, который есть у вас на тарелочках
Цветик-разноцветик: Юлия Владимировна, а я переживаю, что мое деревце получится таким маленьким, что какой-нибудь великан может его не заметить и раздавить.
Воспитатель: не переживай, Цветик – разноцветик. Размер предмета, например, дерева, может быть и большим и маленьким одновременно.
Цветик-разноцветик: я думаю – так не бывает.
Воспитатель: А вы как вы думаете, ребята? Может так быть? (ответы детей).
Посмотрите на мои топиарии. Для вас они какого размера? (маленького, небольшого). А для кого эти деревца могут показаться большими? (для муравья, мухи, лилипутика). Или высокий, могучий дуб. Нам он кажется очень большим. А кому он может показаться маленьким? (великану). Мы с вами узнали, что предметы могут быть одновременно и большими, и маленькими. Это зависит от того, кто смотрит на предмет.
Для прикрепления украшения нужно намазать его клеем и прижать к основе топиария. Я для свое поделки использую….
Цветик-разноцветик: Юлия Владимировна, ребята! Я все сделал. Теперь мне не терпится побежать в библиотеку и посмотреть журналы, почитать про то, какие топиарии можно еще сделать. Мне так понравилось их делать! А о новых идеях я вам обязательно расскажу! Отпустите меня, пожалуйста?
Воспитатель: Цветик - разноцветик, какой же ты нетерпеливый. Ребята, ну что, отпустим Цветика-разноцветика? (ответы детей). Спасибо, Цветик – разноцветик, что ты рассказал нам о своем чудесном сне и подсказал идею для творчества. Мы отпускаем тебя в библиотеку и прощаемся с тобой до следующего события в нашей школе творчества.
(Цветик – разноцветик уходит)
Воспитатель: ну вот мы и закончили нашу поделку. Пока некоторые ребята доделывают, я предлагаю тем ребятам, кто уже закончил свое произведение, рассказать - понравилось ли вам делать деревья счастья – топиарии. (дети рассказывают). Что понравилось больше всего? Вы запомнили, как называют деревья счастья, которые мы с вами сегодня делали? (спрашивает 2-3 детей по именам). Запомните, ребята: деревья, лес – это наши природные богатства, их надо беречь и охранять, потому что они дают живым существам воздух, лекарства, дом. Ну а теперь я предлагаю вам оценить нашу встречу с помощью веселого и грустного смайлика: кому она понравилась и у кого осталось хорошее настроение, тот поднимает веселый смайлик, а у кого стало плохое настроение, тот воспользуется грустным. Спасибо, ребята, мне очень приятно.
Воспитатель: мы поместим все наши топиарии на магнитную доску и у нас получится целый волшебный лес. Я рада, что познакомилась с вами и у нас состоялось такое интересное событие в школе творчества Цветика-разноцветика. Спасибо за совместное творчество и до свидания!