МААМ-картинки

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Край мой северный, любимый». (2 фото)

Ольга Петрова
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Край мой северный, любимый».

Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.

Образовательные задачи:

- Закреплять представления и знания детей о разных видах северного народно-прикладного искусства: каргопольской игрушке, мезенской росписи, Северном прянике-козуле, пермогорской росписи.

- Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах северных умельцев с использованием мнемотехники.

Развивающие задачи:

- Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.

-Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками.

Публикация «Конспект НОД для детей подготовительной группы „Край мой северный, любимый“,» размещена в разделах

Коррекционно-развивающая задача;

- Развивать детальность, целостность зрительного восприятия.

Воспитательные задачи:

-Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, любовь и уважение к культуре и быту русского народа.

Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугунок, самовар, кочерга, лапти. Архангелогородцы, Беломорье, северяне, поморы.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, хороводов. Чтение русских народных сказок. Экскурсия в музей северной избы. Лепка каргопольской игрушки, росписи силуэтов посуды.

Оборудование: "Русская изба" с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка, записи русских народных песен, шапка скомороха, схемы).

Ход занятя:

Дети заходят в студию, оформленную под русскую избу. На лавке спит Незнайка.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, кто здесь спит?

Незнайка просыпается. В руках у него портфель.

Воспитатель: - Что ты здесь делаешь, Незнайка? Как сюда попал?

Незнайка: Я хожу в школу дошколят. Мне много домашних заданий надо сделать. Они очень трудные. Помогите мне их выполнить.

- Дети, вы согласны помочь Незнайке?

Воспитатель достаёт из портфеля конверты с заданием.

Воспитатель: - В конвертиках разрезные картинки. Соберите их и мы выполним первое задание Незнайки.

Проводится игра «Собери картинку»

Воспитатель: - Молодцы, быстро справились. Что у вас получилось?

Дети: - На картинках изображены Малые Карелы, Высотка, предметы Мезенской росписи, каргопольской игрушки, козули.

- О чём нам рассказывают эти предметы?

Дети: - О нашем родном городе Архангельске, о разных промыслах.

Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, где находится наш любимый город?

Дети: На Севере. На берегу реки Северная Двина.

Воспитатель: - Как ещё называют наш Северный край?

Дети: Беломорье.

Воспитатель: - Как называют людей, которые живут на Севере?

Дети: Северяне, поморы, Архангелогородцы.

Воспитатель: - Молодцы, первое задание Незнайки мы выполнили. Почему он не смог его выполнить?

Обсуждаются предположения детей.

Воспитатель: - Откуда вы узнали столько о родном крае?

Дети вместе с воспитателем выставляют карточки по исследовательской деятельности.

- спроси у другого человека

- посмотри в книгу, энциклопедию

- посмотри телевизор

- загляни в компьютер

Воспитатель: - Незнайка, теперь ты знаешь, где искать ответы на трудные вопросы. Доставай из портфеля следующее задание.

Незнайка достаёт следующий конверт.

Воспитатель заглядывает в конверт, достаёт карточки с загадками.

Воспитатель: - Трудное задание, чтобы его выполнить, вам нужно ответить на несколько вопросов.

Воспитатель: - Дети, а знаете ли вы, в каких домах люди жили в старину? (в избе).

Что самое главное в северной избе? (печь).

- Посмотрите, у нас тоже печь стоит. Внимательно посмотрите на разные предметы, которыми пользовались в старину жители северной деревни. Мы их видели в музее Северной избы, который находится у нас в саду. Внимательно рассмотрите их и попробуйте отгадать загадки, которые принёс Незнайка.

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Край мой северный, любимый».

Воспитатель загадывает загадки:

Зимой нет, теплей,

Летом нет, холодней (печь)

Черный конь,

Прыгает в огонь (кочерга)

Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает,

Что схватит - отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло.

Держит ведра (коромысло)

Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк

Кашу сварит (чугунок)

Выпускает жаркий пар

Древний чайник (самовар)

Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят (лапти)

Воспитатель: - Молодцы! Трудные загадки мы отгадали, и Незнайка теперь сможет дать ответ в школе дошколят.

Воспитатель: - Ребята, в старину семьи были большие, детей было много, поэтому и посуды было много. Давайте научим Незнайку считать предметы:

Проводится игра «Сосчитай предметы».

-Один большой чугунок, два больших чугунка,

Один блестящий самовар, два блестящих самовара…

Один железный утюг, два железных утюга…

Воспитатель: - Незнайка, ты научился считать предметы?

Незнайка: - Спасибо вам, ребята, но у меня ещё задания есть.

Достаёт из портфеля ещё один конверт.

Воспитатель: - Ещё одно задание нужно выполнить, чтобы помочь Незнайке. Посмотрите внимательно на предметы, которые находятся в нашей избе и найдите слова, состоящие из трёх слогов.

Проводится игра «Найди слова, состоящие из 3 слогов».

Ко-чер-га, са -мо-вар, пря-лоч-ка, чу-гу-нок.

Воспитатель: - Все задания мы с ребятами помогли тебе выполнить, Незнайка. Оставайся с нами. Мы тебе ещё расскажем много интересного о нашем Северном крае. Присаживайтесь на лавочку.

-Вспомнили мы, как жили люди в далёкие времена, какими предметами пользовались. Летом много работали: выращивали хлеб, ходили в лес по грибы, да по ягоды, дрова заготавливали, рыбу ловили. Вспомните, какие вы пословицы о труде знаете.

- Делу время, потехе час.

- Что посеешь, то и пожнёшь.

- Делаешь наспех – сделаешь на смех.

- Недаром говориться, что дело мастера боится.

- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

- Каков мастер, такова и работа.

- Не будет скуки, когда заняты руки.

- Упорство и труд всё перетрут.

Фото «Край мой северный, любимый»

Воспитатель: - А зимой люди что делали, чем занимались?

Дети рассказывают: лепили глиняные игрушки, вырезали из дерева посуду, прялки, расписывали разными росписями, пекли козули.

Воспитатель: - А вы знаете в старину после работы, северяне любили отдохнуть, поиграть, хороводы поводить. Вставайте в круг.

Воспитатель: - Давайте выберем Скомороха.

Раз, два, три,

Раз, два, три,

Скоморохом будешь ты.

Проводится хороводная игра «Скоморох идет по улице».

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, у нас открылась лавка Северных промыслов. Сколько товаров разных. А вот и Хозяюшка.

Воспитатель:- Здравствуй, Хозяюшка!

Хозяюшка:- Здравствуйте! Товаров у меня много. Мастера старались, работали. Из разных Северных деревень свои работы привезли.

Воспитатель: - Дети, какие предметы вам знакомы? Расскажите Незнайке.

Дети рассказывают, что они видят.

Воспитатель: - Глазки ваши устали, надо им немного отдохнуть.

Проводится зрительная гимнастика «Что я вижу»

Смотрим вправо - никого,

Смотрим влево – никого,

(Переводить взгляд влево – вправо)

Раз – два, раз – два

Закружилась голова

(Круговые вращения глазами)

Глазки закрывали

Глазки отдыхали.

Воспитатель: - Хозяюшка, мы хотим у тебя товары купить. Сколько они стоят?

Хозяюшка: - Товары за деньги не продаются. Попробуйте составить рассказ - загадку. Опишите предмет, не называя его.

Воспитатель: - Опять нам сложное задание задали. Давайте соберём дорожку, которая нам поможет составить рассказ.

Дети составляют схемы с использованием мнемотехники. Рассказывают рассказ по схемам и получают предмет - отгадку.

Воспитатель: - Молодец! Составил рассказ и чтобы без дела не сидеть собери узор с северными росписями.

Ребёнок, который составил рассказ, играет в игру по выбору в настольные игры: «Разрезные картинки» (мезенские росписи, «Собери узоры» (пермогорские росписи).

Воспитатель: - Хорошие рассказы вы составили. Полюбуйтесь на красоту северных узоров.

- Спасибо тебе, Хозяюшка, за гостеприимство.

Хозяюшка:- Понравились мне ваши загадки. На прощанье хочу вас угостить.

Хозяюшка угощает детей сладостями и уходит.

Воспитатель: Вот, Незнайка, мы и помогли тебе выполнить задания. Дети, чему мы научили нашего гостя?

Дети: - Считать предметы, отгадывать загадки, находить слова из трёх слогов, познакомили с разными старинными предметами.

Воспитатель: - Теперь, Незнайка, ты много знаешь о нашем родном крае и можешь спокойно идти в школу.

Незнайка прощается и уходит.

Воспитатель: - Дети, мы тоже пойдём в группу, но мы обязательно сюда вернёмся, чтобы узнать как можно больше о Северном крае, в котором мы живём.

Публикации по теме:

Мини-музей «Разноцветная Россия»Мини-музей «Разноцветная Россия» Так как в нашей группе большой интерес детей вызвала тема народно-прикладного искусства и различные виды декоративной росписи, мы решили.

Планирование НОД по рисованию «Мезенская роспись».Планирование НОД по рисованию «Мезенская роспись». «Мезенский конь».Предварительная работа: Д/у «Мезенские прописи» - упражнять детей в рисовании узоров и элементов мезенской росписи в клеточках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Край мой северный, любимый».
Опубликовано: 2 ноября 2014 в 17:57
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД