Инна Зайцева
Конспект НОД по формированию целостной картины мира (расширение кругозора) «Путешествие по родному краю»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД – образовательная область «Познание», раздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»
Тема: Путешествие по родному краю.
Цель:
Познакомить с природой родного края.
Задачи:
Знакомить с растительным миром малой Родины;
Учить образовывать прилагательные от существительных: берёза – берёзовая роща, берёзовый листок и т. д. ;
Усвоить правила безопасного поведения в лесу;
Формировать речевые навыки в составлении рассказов на заданную тему;
Публикация «Конспект НОД по формированию целостной картины мира (расширение кругозора) „Путешествие по родному краю“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Пополнить словарный запас детей новыми словами: заповедник исследователь, лиственные и хвойные деревья.
Воспитывать любовь к природе.
Коррекционные задачи:
Развитие воображения;
Наглядно – образного мышления;
Развитие и коррекция эмоциональной сферы;
Совершенствование коммуникативных навыков.
Оборудование:
1. Имитация научной студии;
2. Изображения лиственных и хвойных деревьев, листья, животные;
3. Корзинка, муляжи грибов, картинки грибов;
4. Доска из фанеры для мостика;
5. Изображения рыб – щука, карась, сом;
6. Рисунки детей о родном крае, кино - хлопушка.
7. Фотоаппараты, кинокамеры.
Раздаточный материал: смоделированное дно Волги, лупы, плоскостные картинки рака и рыбок.
Оборудование для зрительной гимнастики.
Приоритетная: Познание (ФЦКМ).
Интеграция: коммуникация, чтение художественной литературы, здоровье, социализация.
Предшествующая работа: беседа о животном мире Волжского края, составление альбома на заданную тему, составление схематического изображения лиственного дерева, и хвойного - ели (у лиственных ветки растут вверх, а у ели вниз).
Работа с родителями: Подготовить небольшой рассказ о растительном и животном мире родного края, рисунки.
Ход.
Воспитатель: Ребята, вас пригласили в клуб юных путешественников и исследователей, хотите пойти? (да)
(воспитатель подводит детей к дефектологу, сам уходит)
- Здравствуйте дорогие ребята, приветствую вас в студии «Юных исследователей» сегодня я предлагаю Вам вступить в ряды юных исследователей.
А знаете ли, вы, кто такие исследователи и что они делают? (они много путешествуют по разным местам и изучают жизнь животных, растений, других народов).
Да и потом записывают, в книги или создают фильмы о своих исследованиях.
- Вот и я вам предлагаю исследовать природу нашего Волжского края? А почему наш край называется Волжским? (течёт река Волга)
Ну, что готовы? Давайте возьмём с собой камеры, фотоаппараты, записные книжки и по окончании нашего исследования создадим фильм о нашем родном крае. А отправимся мы в заповедник. Заповедник – это то место, где растения и животные находятся под охраной человека. Давайте поедем на автобусе.
(дети встают друг за другом и имитируют езду на автобусе, подходят вместе с педагогам к деревьям).
Первое, что встретилось нам на пути – это место, где много деревьев, как оно называется? (лес) А какие леса есть в нашем крае и что в них растет, давайте посмотрим.
(педагог читает загадки о деревьях,)
На лесной опушке стоят подружки.
Платьица белёны, шапочки зелены.
(берёзы)
Как называется лес из одних берёз? (берёзовая роща)
Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем!
Ответ: Дуб
Как называется лес из одних дубов? (дубовая роща)
Зимой и летом - одним цветом.
Ответ: Ёль
Как называется лес из одних елей или сосен? (бор)
(если дети затрудняются в отгадках, следует сначала выставить картинку, а потом ждать от них ответа)
А теперь давайте подышим (дыхательная гимнастика)
Глубоко вдыхаем носом, выдыхаем ртом 3 – 4 раза.
Введение нового понятия
Ребята, подумайте и скажите, почему одни деревья называются лиственными, а другие хвойными?
- На одних растут листья, а на других иголки – хвоя.
Назовите, какие лиственные видите вы (берёзы, дубы)
Хвойные – сосна и ель.
А сейчас я проверю, как усвоили, что на лиственных листья, а на хвойных хвоя: дидактическая игра: «С какого дерева упал листик?»
Посмотрите на «земле» лежат листья упавшие с деревьев, поднимите по одному, подумайте, с какого дерева мог упасть этот листочек и подойдите и прикрепите.
А теперь давайте проверим (проверяем)
- Почему листья вы прикрепили на эти деревья? (лиственные)
- Почему иголки на это (хвойное)
- А сейчас приготовьте свои пальчики (пальчиковая гимнастика)
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы, листья рябины,
(загибать пальчики, начиная с большого)
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём.
Маме осенний букет отнесём.
Посмотрите, а под деревьями кто – то нас ждёт (дети выбирают животного, называют, отмечают их индивид). Особенности – медведь и ёж впадают в зимнюю спячку, заяц и белка меняют шубки, дают ответы кто живёт в лесах родного края.
Давайте сфотографируем животных (дети имитируют движения фотоаппарата).
А теперь давайте отдохнём. (Физминутка)
За грибами
Все зверюшки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
Ну раз мы с вам собирали грибы давайте посмотрим, что мы с вами насобирали.
(рассматриваем картинки маслёнка, белого гриба, мухомора, дети делают вывод, что мухомор ядовитый гриб, не надо его трогать, фотографируем грибы, проговариваем, какие грибы растут в наших лесах).
- Ребята, я предлагаю всем закрыть глаза и представить звуки природы: (аудиозапись звуков реки,)
- Откройте глаза посмотрите мы с вами подошли к нашей великой, могучей реке – как называется наша река? (Волга)
Что бы перейти на другой берег реки, нам надо пройти по мостику (упражнение на осанку).
- Давайте посмотрим кто водится в реке (показываю картинки с рыбой дети называют – щука, сом, карась, дают им краткую описательную характеристику). Дети фотографируют речных обитателей.
- А сейчас я приглашаю вас в исследовательскую лабораторию, давайте исследуем дно нашей реки.
У каждого ребёнка, смоделированное дно реки (песок, камни, лупа)
Дети рассматривают песок, трогают его, дают ему характеристику, то же с камнями.
Делают вывод, что дно реки бывает песчаным и каменистым.
А теперь возьмите и поселите в реку рыбку и рака (у детей плоскостные картинки).
А вот я вам предлагаю поиграть с рыбкой, следите за ней только глазами (зрительная гимнастика – «Рыбка в реке»)
Итог:
Ну вот ребята мы много интересного узнали о нашем крае, вы фотографировали, снимали а теперь пора вернуться в нашу студию и создать научный фильм о нашем Волжском крае. Садимся в наш автобус и отправляемся. (садимся на места в имитированной студии. У каждого из вас есть рисунки - это будут кадры нашего фильма (дети, выходя с рисунками)
- Кадр первый растительность наших лесов (ребёнок с рисунком леса рассказывает о том, какие деревья растут).
- Второй ребёнок о грибах и ягодах в лесах Волжского края.
- Кадр второй животные наших лесов (ребёнок с рисунками животных)
- Кадр третий о Волге.
- Кадр четвёртый «Берегите природу»
Молодцы, вы хорошие исследователи, с заданием справились! Вы приняты в клуб «Юных исследователей»