Дамира Сафонова
Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Как жили люди на Руси».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«КАК ЖИЛИ ЛЮДИ НА РУСИ»
Цель: Формировать интерес у детей старшего дошкольного возраста к культуре и обычаям своего народа.
Задачи:
1) Развивать в разговорной речи детей пословицы и поговорки о русском быте.
2) Активизировать словарь детей названиями русского быта:
самовар, ухват, печь и т. д.
3) Воспитывать любовь к Родине, ее традициям и обычаям.
Интеграция образовательных областей:
Публикация «Конспект НОД по патриотическому воспитанию „Как жили люди на Руси“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
«Коммуникация» - Активизировать в разговорной речи у детей пословицами и поговорками о русском быте, обогатить словарь детей новыми словами.
«Познание» - Формировать у детей представления о традициях русского народа.
«Художественное творчество» - Совершенствовать навыки и приемы лепки с соленым тестом.
«Социализация» - Воспитывать чувство коллективизма и товарищества.
«Здоровье» - Привлекать детей к здоровому образу жизни.
«Музыка» - Развивать танцевальные движения, песенное творчество.
Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, компьютер, музыкальный центр, записи русских народных мелодий, песен о России, макет «Горница», предметы быта: икона, рушники,чугунок,сундук,ухват, кочерга, половик, самовар, ложки деревянные и т. д.
Словарь: Красный угол, горница, изба и т. д.
Звучит песня «С чего начинается Родина?»(1Валерия)
Воспитатель за руку заводит детей в зал
В: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она – наша Родина! Родина – значит родная, как мать и отец. Давайте подойдем к карте. Посмотрите, какая она – наша Родина.
Д: Большая, огромная, необъятная, красивая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. Россия самая большая страна в мире.
В: А всегда ли наша Родина была такая?
Д: Она была меньше. Здесь жило мало людей.
В: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки?
Д: Это люди, которые жили много-много лет назад.
В: Правильно, наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Сегодня я хочу познакомить вас с тем, как зарождалась наша Русь, как развивались на Руси ремесла и быт.
(Дети садятся на стульчики.) Просмотр презентации.
В: Селились славяне по берегам рек, озер, рядом с лесом. Они очень придирчиво относились к выбору места.
В: Они выбирали ровное место на пригорке, чтобы вода не затопила жилище. Нужна была река, богатая рыбой; нужны были щедрые леса; земля, чтобы сеять хлеб.
В: Если мужчины вспахивали землю, сеяли зерно, женщины – убирали урожай, делали они это серпом.
В: Жили славянские семьи в избе. Главным частью избы являлся Красный угол, где в углу обязательно есть иконы. Красный – означает красивый.
В: Дети сами мастерили себе кукол, они могли быть из соломы, ткани или дерева. Женщины-славянки были большие мастерицы: они пряли пряжу, вязали, шили одежду и украшали ее вышивкой. А еще плели коврики, кружева и красивые полотенца-рушники. Всю одежду хранили в сундуках.
В: Также на Руси издавна плели из соломы или лозы: кувшины, коробочки и конечно же лапти.
В: Но в избе главное место было у русской печи. Посмотрите, сколько их в наших русских народных сказках.
В: Предметы русского быта.
В: Славяне не только любили трудиться, но и веселье устраивали - деревенские посиделки.
В: Так более 1000 лет назад образовалось русское государство – Русь.
В: Ребята, а вы хотите попасть в прошлое, к нашим предкам? А для этого у нас есть «машина времени» (встаем вокруг машины).
Звучит музыка 2 Спайс «Назад в будущее»
В: Ребята, посмотрите, мы с вами стоим перед жилищем наших далеких предков-избой.
(звучит музыка 3 Иван Купала «Лето», появляется Хозяюшка)
Х: В доме расписном я живу,
К себе в избу всех гостей приглашу.
Приходите, кто с добром,
Мы всегда вас в гости ждем.
Здравствуйте, гости дорогие.
Д: Здравствуй, хозяюшка. Мы прибыли из далекого будущего на вас посмотреть, да себя показать.
Х: Ну что ж, расскажу я вам о нашем житье-бытье. Посмотрите, рядом со входом лежит клубок. У ваших предков был такой обычай:
На новоселье хозяин дома «втягивал» за нить всех домочадцев. Давайте и мы последуем этому обычаю. (Хозяйка разматывает клубок, дети держаться за веревочку, хозяйка наматывает клубок,обходя дом, дети идут за ней). Ваши предки были очень гостеприимными людьми, и дверь в доме была открыта для гостей, а на столе всегда стояла какая-нибудь еда. Если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, какое угощение было главным на столе: «Черная гора, а всем мила?».
Д: Хлеб!
Х: Вырастить хлеб – большой труд. Пшеницу сеяли вручную: сеятель надевал большое лукошко, насыпал туда зерно, шел по вспаханному полю и разбрасывал зерна в стороны.
В: Дети, а мы знаем пословицы о хлебе.
Д: 1. Хлеб – всему голова.
2. Хлебом обед начинается, хлебом и заканчивается.
3. Нет хлеба – нет обеда.
4. Хлеб – батюшка, водица – матушка.
5. Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
Х: Что пожнешь, то и смолотишь!
Что смолотишь, то и смелешь!
Что смелешь, то и съешь!
Будет хлеб – будет и праздник!
Х: Ребята, а еще ваши предки – славяне не только умели трудиться, но и веселиться и песни петь любили.
В: А наши ребята хороводную песню знают и сейчас нам покажут.
(Дети встают в круг и исполняют песню и танец) «А я по лугу…»
Х: Ой, ребятушки, позабыла я. Тесто-то у меня давно подошло, пироги стряпать пора. А гостей-то у меня много, может вы мне, ребята, поможете?
В: Конечно, хозяюшка! Наши ребята любят трудиться! (подходим к столи-кам, лепим)
Звучит музыка 4 Иван Купала «Кострома» на всем занятии.
(Дети лепят за столом из соленого теста). Готовые пирожки хозяйка ставит в печь.
В: Хозяюшка, а наши ребята стихи приготовили.
Дети читают стихотворения:
Родина моя – бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, и Урал.
Все места для русского святые,
Где бы ты в России не бывал.
Каждая березка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля,
Все напомнит нам о самом важ-ном-
Только здесь родимая земля!
Х: Приглашает поиграть в «РУЧЕЕК»
В: А еще ребята приготовили песню.
(Выходят все дети, поют песню «Моя Россия»)
Хозяюшка достает пироги из печи и угощает детей пирогами.
В: Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Прощаемся с хозяюш-кой. Звучит музыка 5 Спайс.
В: Вот и закончилось наше путешествие. Где мы были? Что мы видели?
Что узнали?Понравилось вам путешествие?
Уходим в группу. Звучит музыка 6 Иван Купала «В роще»