Рыжкова Ольга
Конспект НОД «Кто такой герой» по стихотворению С. В. Михалкова «Дядя Стёпа«
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- закрепить знание содержания произведения С. В. Михалкова «Дядя Стёпа»;
- формировать понятие детей о том, какого человека можно назвать героем;
- развивать интерес детей к различным профессиям взрослых;
- закреплять умение детей отвечать на вопросы по содержанию произведения, давать характеристики героям;
- воспитывать доброту, порядочность, желание приходить на помощь тем, кто в этом нуждается.
Публикация «Конспект НОД „Кто такой герой“ по стихотворению С, В, Михалкова „Дядя Стёпа„» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Михалков С.В.
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
Материалы и оборудование: коробка, в которой находится книга С. В. Михалкова «Дядя Стёпа»; портрет автора; иллюстрации из книги; д/и «Разрезные картинки. Военные профессии» (танкист, лётчик, моряк, пограничник). Фотографии детей-героев нашего времени; музыкальное сопровождение: песенка «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот» В. Я. Шаинского; мяч; звёздочки с пожеланиями для каждого ребёнка и гостя.
Предварительная работа: предварительное чтение и беседа по стихотворению С. В. Михалкова «Дядя Стёпа»; беседа с детьми на тему «Что такое доброта?», беседа о празднике «23 февраля», рассматривание иллюстраций «Военные профессии».
Ход совместной деятельности:
Орг. момент.
Дети заходят под песенку «Улыбка»
В: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и подарим им свои улыбки.
Д: Здравствуйте, доброе утро (день, мы рады вас видеть.
В: Ребята, посмотрите, что лежит на столе?
Д: Коробка.
В: Как вы думайте, что в ней может быть?
Д: Игрушка, конфета, фломастеры и т. д.
(Если дети не отгадали, можно загадать загадку о книге).
В: Давайте проверим (достаю из коробки книгу).
Д: Это книга.
В: Вы узнали, что это за книга?
Д: «Дядя Стёпа».
В: Кто автор этого произведения?
Д: Сергей Михалков.
Показываю портрет автора и ставлю его и книгу на подставку на стол (полку).
В: Как вы думаете, что можно делать с книгой.
Д: Читать, рассматривать, иллюстрации.
В: А еще по книге можно беседовать (вспоминать содержание, обсуждать поступки героев книги). Сегодня я предлагаю вам побеседовать об этой книге.
Воспитатель предлагает детям присесть на стулья.
В: Напомните, пожалуйста, как звали главного героя этого произведения (назовите его полное имя).
Д: Степан Степанов.
В: Чем отличался Степан от других людей?
Д: Он был очень высокого роста.
В: Какое прозвище было у Степана?
Д: Каланча.
В: Читаю отрывок из стихотворения :
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча,
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.
В: Ребята, Дядя Стёпа, как вы сказали, был очень высокого роста. Это приносило ему некоторые неудобства. Вспомните, какие неудобства испытывал Степан Степанов из-за своего роста?
Д: Ему было трудно подбирать одежду и обувь. При виде Дяди Стёпы собаки поднимали лай, принимая его за вора. Ему неудобно было спать, потому что длины кровати не хватало для его роста и под ноги ему приходилось подкладывать табурет. В кинотеатре Степана просили пересесть на пол, так как его могучая спина закрывала зрителям весь экран. Единственным животным, на котором мог ездить Дядя Стёпа, был слон. В ТИРЕ он стрелял стоя на коленях, а его руки были такие длинные, что он мог с лёгкостью достать любую мишень рукой. На карнавале ни одна маска не могла сделать его неузнаваемым, потому что его все узнавали по росту.
В: Всё правильно.
Но зато на стадион
Проходил бесплатно он:
Пропускали дядю Степу —
Думали, что…
Д: Чемпион.
В: Ребята, посмотрите друг на друга. Все мы с вами разные. Мы отличаемся друг от друга не только внешними качествами (цвет глаз, волос, рост и так далее, но и характером. Дядя Стёпа, как вы уже сказали, отличался от других людей очень высоким ростом. А какими качествами характера обладал Степан?
Д: Он был добрый, смелый, отважный, любил свою Родину.
В: Очень хорошо. Ребята, вспомните, какие добрые поступки совершил Дядя Стёпа.
Д: Снимал ребятам змея с телеграфных провод. На параде поднимал тех, кто ростом мал, чтобы они могли видеть армию страны.
Ответы детей сопровождаются показом иллюстраций и чтением отрывков из стихотворения :
От ворот и до ворот
Знал в районе весь народ,
Где работает Степанов,
Где прописан,
Как живет,
Потому что всех быстрее,
Без особенных трудов
Он снимал ребятам змея
С телеграфных проводов.
И того, кто ростом мал,
На параде поднимал,
Потому что все должны
Видеть армию страны.
В: А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «Что такое доброта?». Для этого нам нужно встать в круг (дети строятся в круг).
В: Мы будем передавать мяч по кругу и называть добрые поступки. Я начну, а вы продолжайте:
В: Добрый поступок - это сделать своими руками кормушки для птиц зимой.
Д: Сделать уборку в доме, навести порядок в комнате, накормить бездомную собаку, помочь помыть посуду маме, помочь перейти дорогу пожилым людям, помочь другу в беде, помочь младшей сестричке одеться, навестить бабушку и дедушку, помочь пожилому человеку донести сумки до дома и т. д.
В: Молодцы. Воспитатель предлагает присесть на стулья.
Д: Молодцы! Дети очень любили и уважали Дядю Стёпу, для которых он был надёжным верным помощником. А ещё он подавал ребятишкам хороший пример: вставал рано утром, принимал душ и никогда не забывал что делать…
Д: чистить зубы.
В: Дядя Стёпа был не только добрым, но и смелым. Где проявил свою смелость Степан Степанов?
Д: Спас птиц из огня. Спас тонущего ученика. Показывает машинисту паровоза, что путь размыт дождями.
Ответы детей сопровождаются показом иллюстраций и чтением отрывков из стихотворения :
Что случилось?
Что за крик?
— Это тонет ученик!
Он упал с обрыва в реку —
Помогите человеку!
На глазах всего народа
Дядя Степа лезет в воду.
— Это необыкновенно! —
Все кричат ему с моста. —
Вам, товарищ, по колено
Все глубокие места!
Жив, здоров и невредим
Мальчик Вася Бородин.
Дядя Степа в этот раз
Утопающего спас.
***
Паровоз летит, гудит,
Машинист вперед глядит.
Машинист у полустанка
Кочегару говорит:
— От вокзала до вокзала
Сделал рейсов я немало,
Но готов идти на спор —
Это новый семафор.
Подъезжают к семафору.
Что такое за обман?
Никакого семафора —
У пути стоит Степан.
Он стоит и говорит:
— Здесь дождями путь размыт.
Я нарочно поднял руку —
Показать, что путь закрыт.
***
Что за дым над головой?
Что за гром по мостовой?
Дом пылает за углом,
Сто зевак стоят кругом.
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.
Весь чердак уже в огне,
Бьются голуби в окне.
На дворе в толпе ребят
Дяде Степе говорят:
— Неужели вместе с домом
Наши голуби сгорят?
Дядя Степа с тротуара
Достает до чердака.
Сквозь огонь и дым пожара
Тянется его рука.
Он окошко открывает.
Из окошка вылетают
Восемнадцать голубей,
А за ними — воробей.
Все Степану благодарны:
Спас он птиц, и потому
Стать немедленно пожарным
Все советуют ему.
В: Ребята, совсем недавно был праздник «День защитника Отечества». Все, кто служит в армии, люди смелые и отважные. Давайте вспомним, кто защищает нашу Родину. Для этого нам нужно разделиться на команды по 2 человека.
В: Предлагаю детям выбрать по кружочку и найти свою пару (на подносе по 2 кружочка одинаковых цвета (красного, жёлтого, зеленого, синего).
В: Ребята, на столе вы видите конверты. В каждом конверте лежит разрезная картинка. Вы должны в паре собрать картинку и назвать, кто изображён на этой картинке. Выбираем конверт того же цвета, что и кружочки.
Дети выполняют задание.
В: Кого вы собрали?
Д:Лётчика, моряка, пограничника, танкиста.
В: Молодцы. Справились с заданием.
В: Ребята, Дядя Стёпа очень любил свою Родину. Он хотел служить в армии и хотел её защищать!
— Я готов служить народу, —
Раздается Степин бас, —
Я пойду в огонь и воду!
Посылайте хоть сейчас!
В: Вспомните, кем мечтал стать Степан Степанов?
Д: Дядя Стёпа мечтал служить на флоте, он хотел стать моряком.
В: Правильно.
В: Дядя Стёпа был сильным и здоровым, его взяли служить на флот. Долго не было весточки от моряка.
Вот прошли зима и лето.
И опять пришла зима.
— Дядя Степа, как ты? Где ты?
Нету с моря нам ответа,
Ни открытки, ни письма…
В: Побывав на войне, Дядя Стёпа вернулся настоящим героем. Он даже был ранен, защищая свою Родину от врагов.
В: Ребята, как вы думаете, кто такой герой?
Д: Это тот, кто совершает добрые дела, защищает слабых, приходит на помощь к тем, кто в этом нуждается.
В: Молодцы, ребята. Поэтому героем может быть не только взрослый и сильный человек, но и маленький ребёнок.
В: Обращает внимание на фотографию.
В: Ребята, посмотрите. Это Максим Конов и Георгий Сучков (показ фотографии детей, ученики 3 класса. Они спасли женщину, которая провалилась в прорубь, когда пришла набрать воды.
В: А это Паша Иванов (показ фотографии). Ему 9 лет. Во время вспыхнувшего пожара Паша не растерялся, вбежал в полыхающую постройку, разбудил спящую мать и вывел 2-х младших сестер из дома.
В: А это первоклассница Мичурова Екатерина (показ фотографии). Катя спасла своего одноклассника, который провалился в ледяную воду.
В: Вот такие смелые, добрые и отважные ребята живут среди нас.
Рефлексия:
В: Ребята, чему учит стихотворение «Дядя Стёпа»?
Д: Стихотворение учит быть добрым, порядочным человеком, помогать тем, кто оказался в беде, любить и защищать свою Родину.
В: Молодцы. Быть непохожим на других совсем не страшно. Внешность человека не имеет никакого значения, если он обладает такими качествами, как отзывчивость и доброжелательность.
В: Вас я тоже хочу похвалить. Вы проявили смелость, выступая перед такой большой публикой, правильно отвечали на все вопросы. Поэтому я хочу каждого из вас наградить вот такой красной звездой – символом мужества и смелости. И предлагаю подарить нашим гостям такие же звёздочки с пожеланиями.
Дети подходят к гостям, говоря своё пожелание, вручают гостям подарки.