МААМ-картинки

Конспект НОД «Масленица»

НАГАЕВА ТАТЬЯНА
Конспект НОД «Масленица»

Конспект НОД “ Масленица”

Образовательная область: «Познание»

Интеграция с другими областями: «Речевое развитие», «Художественно-

эстетическое развитие», «Музыкальное развитие», «Коммуникация».

Программное содержание:

1. Обучающие задачи:

— продолжать расширять представления детей о русских народных праздниках, а

именно Масленице.

— Познакомить с историей возникновения и традициями праздника широкой

Масленицы. Рассказать о символе Масленицы.

Публикация «Конспект НОД „Масленица“» размещена в разделах

— Дать представление о значении каждого дня Масленицы.

2. Развивающие задачи:

— Развивать свободное общение, и взаимодействие детей со сверстниками и

взрослыми.

— Развивать координацию речи с движением.

— Развивать мелкую моторику, учить снимать мышечное напряжение.

— Развивать внимание, любознательность.

3. Воспитательные задачи:

— Воспитывать уважительное отношение к народным традициям Руси.

вызвать эмоциональный отклик и положительные эмоции в процессах: чтения

стихотворения, прослушивание песни и рассматривании слайдов на тему

Масленица.

4. Речевые задачи:

Пополнять и активизировать словарный запас детей словами «зять», «тёща»,

«трапеза», «символ», «седмица». Учить детей использовать в речи пословицы и

заклички.

Оборудование: Магнитофон, мольберт, 2 кисти, 2 набора гуаши, 2 листа размером

с мольберт с нарисованным желтым кругом в центре.

Демонстрационный материал: иллюстрации и рисунки к празднику Масленица,

изображение картин «Масленица» художника Б. Кустодиева. Аудиозапись с песней

«Масленица», из сборника «Обрядовые песни масляничной недели» в исполнении

этнографических коллективов.

Предварительная работа: Рассматривание книг с иллюстрациями русских

народных гуляний. Чтение русских народных сказок, потешек.

Беседы с детьми о русских народных праздниках, о традициях, которые были в

старину и до сих пор существуют в нашей жизни.

1. Работа с демонстрационным материалом — иллюстрации на тему

«Масленица».

-Ребята, что вы видите на иллюстрациях?

(Обобщаю ответы детей)

На иллюстрациях вы увидели, что народ веселиться, играет, угощается блинами.

Почему же всем так весело? Какой же это праздник?

Я вам сейчас попробую помочь, послушайте стихотворение:

Прослушать стихотворение на тему: «Масленица»Сколько радостей несет

Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает.

Дома аромат блинов

Праздничный, чудесный,

На блины друзей зовем,

Будем есть их вместе.

Шумно весело пройдет

Сырная Седьмица,

А за ней Великий пост,

Время чтоб молиться.

2. Масленица — это праздник, который еще называется как масленичная (сырная)

неделя. Называлась Масленица — широкая, весёлая, «барыня-масленица»,

«госпожа масленица». Это был один из самых любимых в народе праздников.

Во время масленичной недели пекли круглые, желтые, масляные блинчики, отсюда

и название – Масленица. Всю неделю нужно было кушать блины, потому что

блины – это символ Масленицы, так как напоминают солнышко, которое с

приходом весны начинает все чаще появляться на небе и пригревать землю-

матушку.

-Давайте сравним блин и солнышко, какое сходство вы найдете? (ответы детей).

Обобщаю ответы детей: — Правильно, и солнышко и блинчик круглые, желто-

золотистого цвета.

Подвижная игра «Солнышко».

Нам для игры потребуется два больших листа, мольберты 2 штуки, на каждом

листе нарисован большой желтый круг и гуашь желтого цвета. Дети делятся на две

команды. Каждая команда становится напротив своего будущего рисунка, в

нескольких метрах от листов, после чего каждый ее участник поочередно

подбегает и рисует лучик солнышку. Выигрывает та команда, которая быстрее

всего дорисует солнышко. Должно быть столько лучиков, сколько ребят в команде.

Вот и закончилась игра. И один из смыслов праздника Масленицы в том, что все

имеет конец: конец зимы, конец года — и одновременно — все возрождается к

новому движению. Так и после долгой, холодной и суровой зимы приходит какое

время года? (Теплая, греющая, звенящая Весна).

Масленичную неделю называли еще, «Седмица», как вы думаете почему? (Потому

что длилась она одну недельку, всего 7 дней). Все люди отдыхали, праздновали

Масленицу. У всех людей, а особенно детей, сил и задора хватало на всё, была

всеобщая радость и веселье. Каждый день Масленицы имел свое значение и

назывался по-особенному, а еще были правила поведения на этой неделе.

Понедельник — «встреча»- закликание Весны.

В этот день из соломы сооружали чучело, надевали на него женскую одежду,

насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Пелись

радостные веселые песни.

Вторник — «заигрыш».

В этот день начинались развлечения: катания на санях, гуляния взрослых и детей,представления с театрализованной деятельностью. Сооружались крупных размеров

балаганы, так назывались сцены, на которых устраивали представления различные

гости: скоморохи, Петрушки и другие актеры. Люди наряжались в маски, одевали

яркие, праздничные одежды. Большими группами катались по деревням, многие

ездили у лошадиных упряжках с гармонями и бубнами. Народ очень любил

кататься с гор, которые специально готовили к Масленице.

Среда — «лакомка», сладкоежка», «разгул».

Именно в этот день начинали активно печь, и есть блины. Во всех домах вкусно

пахло блинами и другими яствами. В каждой семье старались накрыть стол с

вкусной трапезой. Около базаров и на площадях появлялись маленькие театры,

торговые палатки-лотки. В них продавались горячие напитки, орехи, медовые и

мятные пряники.

Четверг — «разгуляй-четверток», «широкий».

На этот день приходилась середина игр и веселья. Устраивались кулачные бои, со

своими строгими правилами. 1) нельзя бить лежачего (пословица — «лежачего не

бьют», 2)нельзя вдвоем и больше, нападать на одного («двое дерутся — третий не

лезь», 3)нельзя бить ниже пояса. За нарушение этих правил грозило наказание. В

этот день колядовали, то сесть ходили по дворам, поздравляли соседей, водили

хороводы и плясали, пели частушки (объясняю, что частушка-это народная мини-

песенка или четверостишие шутливого содержания) :

Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

и произносили заклички (заклички — это обращения, непременно в стихотворной

форме, к природным явлениям.)

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных,

Живет масленица семь деньков,

Оставайся семь годков.

А мы с вами знаем закличку для солнышка, давайте произнесем ее:

Солнышко покажись.

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей!

Обсудить с детьми смысл закличек.

Пятница — «тёщины вечера» или «вечорки»масленичные бои.

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы,

содействовать молодежи в нахождении себе пары. А тех, кто недавно поженились

(молодожены, особенно поздравляли, и веселились вместе с ними. В этот день

зять едет к теще на блины (зять-это муж дочери, а теща- это мама жены).

Суббота — «проводы».

В этот день вспоминали умерших близких, провожали зиму и сжигали соломенное

чучело.

Воскресенье — «прощённый день» или целовальник. Блинами провожали Масленицу, чтобы год был урожайный, плодородный. А еще

обычай этого дня таков, надо было друг у друга просить прощения, особенно, если

люди до этого были в ссоре, произносилось: «Прости меня, пожалуйста». Второй

отвечал: «Бог тебя простит». Обида была забыта. Люди обнимались и целовались.

3. Ребята, а вы любите блины?

Давайте и мы напечем много вкусных и золотистых блинов:

Пальчиковая гимнастика:

Мама нам печет блины,

очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

и едим их со сметаной

(попеременно касаться стола ладонью и тыльной стороной кисти)

Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши)

И Иван приди (загибаем поочередно пальчики правой руки, начиная с большого)

И Степан приди,

Да и Андрей приди,

Да и Матвей приди,

А Митрошечка,

Ну, пожалуйста! (указательным пальцем левой руки поглаживаем мизинец правой

руки).

Стала Маша гостей угощать (похлопать в ладоши).

И Ивану блин (загибаем поочередно пальчики левой руки, начиная с большого,

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

А Митрошечке

Мятный пряничек! (большим пальцем правой руки покачиваем мизинец левой

руки).

Стала Маша

Гостей провожать (хлопаем в ладоши).

Прощай Иван! (по очереди машем пальчиками обеих рук, начиная с больших).

Прощай, Степан!

Прощай, Андрей!

Прощай, Матвей!

Прощай Митрошечка!

Вот сколько нового вы сегодня узнали о русском народном празднике Масленица.

А теперь будем провожать нашу Масленицу. Включить аудиозапись с песней

«Масленица», из сборника «Обрядовые песни масляничной недели» в исполнении

этнографических коллективов.

Публикации по теме:

«Пришла Масленица дорогая!» Конспект НОД с детьми дошкольного возраста«Пришла Масленица дорогая!» Конспект НОД с детьми дошкольного возраста Цель: приобщать детей к ценностям русской культуры через знакомство с историей и традициями народного праздника «Масленица» Программные.

Фотоотчет «Масленица звонкая, Масленица широкая!»Фотоотчет «Масленица звонкая, Масленица широкая!» Фото отчет «Масленица звонкая, Масленица широкая!»Весь народ празднует широкую Масленицу, а для детей это один из самых любимых праздников.

Фотоотчет «Наша масленица, чудо-масленица!»Фотоотчет «Наша масленица, чудо-масленица!» Еще с языческих времен до христианства на Руси праздновали Масленицу. Правда, в те далекие времена праздновали ее целых две недели: семь.

Фотоотчет «Масленица пришла, Масленица широкая»Фотоотчет «Масленица пришла, Масленица широкая» Масленица, Масленица, Дай блинком полакомиться. Прогони от нас метели, Прокати на карусели. Растопи холодный лёд, Пусть весна скорей.

Конспект праздника «Масленица-веселуха» на улицеКонспект праздника «Масленица-веселуха» на улице «Масленица-веселуха» (на улице) Детям раздают колокольчики, бубенчики, шумелки. Ведущая выводит детей на улицу. Дети звонят в колокольчики,.

Конспект НОД по познанию «Масленица» в старшей группеКонспект НОД по познанию «Масленица» в старшей группе Интеграция с другими областями: «Развитие речи», «Художественно- эстетическое», «Музыкальное», «Коммуникация» Цель:формировать представление.

Конспект НОД в старшей группе «Масленица»Конспект НОД в старшей группе «Масленица» Цель: Расширять представления о народных русских праздника, объяснять их происхождение и назначение, воспитывать интерес к истории родного.

Конспект занятия «Масленица» в старшей группе Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» ДО №2 Всеволожского района.

Конспект занятия по развитию речи «Госпожа Масленица» Цель: формирование представлений детей о традициях празднования русским народом Масленицы Задачи: - познакомить детей с традициями русского.

Конспект НОД по изготовлению куклы-масленицы (обережка) «Широка Масленица»Конспект НОД по изготовлению куклы-масленицы (обережка) «Широка Масленица» КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ-МАСЛЕНИЦЫ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Масленица»
Опубликовано: 10 марта 2021 в 23:45
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД