Наталья Гукливская
Конспект НОД «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Масленица».
Цель:
- Знакомство детей с русским народным праздником «Масленицей».
- Приобщение детей к русской национальной культуре.
Задачи:
- Вызвать интерес к русскому национальному празднику «Масленице», ее значением, символами, традициями, обрядами масленичной недели.
- Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни.
Публикация «Конспект НОД „Масленица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Темочки
- Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры. Создать радостное настроение.
- Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с соленым тестом и крупами.
Материалы и оборудование:
- презентация «Масленица»,
- кукла «Масленица»,
- желтое соленое тесто,
- крупа, покрашенная в разный цвет,
- МР3 проигрыватель с подборкой тематических аудиоматериалов,
- обруч с завязанными на нём лентами,
- русский народный костюм «Весна»,
- блины и чай.
Предварительная работа: знакомство с народными подвижными играми, разучивание стихотворений о зиме, разучивание русской народной песни «Блины!»
Ход НОД:
I. Воспитатель:
- Ребята, какое сейчас время года? (зима)
- А какой месяц? (февраль)
- Мы знаем, что февраль - это последний месяц зимы.
- Какие праздники мы отмечаем зимой? (Новый год, Рождество, День защитника Отечества).
- А какое время года настанет после того как пойдет февраль, после зимы? (весна). Правильно после зимы приходит весна.
- В старину люди считали, что весна не наступит, если не провести в свой срок нужный обряд. Зиму надо было проводить, а весну встретить, иначе весна - красна мимо проедет.
Хозяйки в это время пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а масленица – это праздник встречи с солнышком. Показ презентации «Масленица».
Масленица и есть праздник в честь возрождающегося по весне солнца. Длился праздник целую неделю – с понедельника по воскресенье. Хотели бы вы оказаться на празднике «Масленице»? (ответы).
II. Праздник Масленицы начинался в понедельник и назывался этот день - «Встреча».
В старину к первому дню праздника изготавливали из тряпок и соломы чучело Масленицы. Наряжали ее в расписной сарафан и платок нарядный. Эта кукла – символ зимы. Ее возили на санях по всему городу и люди ей радовались.
- Давайте и мы с вами позовем к нам в гости «Масленицу».
Дети читают закличку:
Утро. ПОНЕДЕЛЬНИК. Наступает " ВСТРЕЧА".
Яркие салазки
с горочек скользят.
Целый день веселье.
Наступает вечер.
Накатавшись вволю,
все блины едят. (появляется кукла «Масленица»).
III. Второй-день недели назывался «Заигрыш».
В этот день устраивались игры и потехи. Заливали ледяные горки и весело катались на санках. Закрывали лица смешными масками, верили, что в ином обличье и жизнь начнется другая – радостная и благополучная
- А вы хотите покататься на санках. (Да)
Игра «Катание на санях».
Дети встают парами друг за другом и «катаются на санках», пока звучит музыка.
Уж мы саночки возьмем,
Мы на улицу пойдем,
Сядем в саночки-самокаточки,
Да с горы-то-ух.
В снег пушистый-бух.
IV. Третий день Масленицы - среда - «Лакомка».
В этот день лакомились блинами. Блины самый главный символ «Масленицы». А вы хотите полакомиться блинами? (ответы).
Пальчиковая гимнастика.
Брынцы - брынцы,
(ладушки)
Пеките блинцы!
(Хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)
Мажьте масленее
(Поглаживают друг другу ладони)
Будьте повкуснее!
Брынцы - брынцы, (ладушки)
Подайте блинца!
(Протягивают руки вверх ладонями).
Творческая работа «Испеки блин».
- Давайте и мы с вами напечем вкусных и румяных блинков (звучит песня «Вы блины мои, блины»).
Детям предлагается соленое тесто и крупа. Дети «пекут» блины и украшают их раскрашенными крупами.
По окончании работы дети любуются своими блинами, рассматривают работы друг друга.
V. В четверг проходила «широкая» Масленица - «Разгуляй».
Самый веселый день. В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы. А еще возили чучело зимы, устраивали соревнования в силе и ловкости.
Игра «Карусели».
Воспитатель держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель кружится с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу.
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите, карусель остановите,
Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!
VI. Пятый день назывался «Тещины вечеринки». Масленица – это еще и семейный праздник. В этот день ходили к родственникам в гости на блины.
VII. А на шестой день Масленицы «Золовкины посиделки» ходили в гости к знакомым и друзьям и угощались блинами.
Этот день был всегда шумным, с ряжеными, играми, любимыми русскими забавами: катанием с гор на салазках, катание на лошадях.
VIII. В воскресенье - седьмой и последний день Масленицы - был обычай «проводов зимы». Назывался он «Прощенное воскресенье».
Это самый важный день на всей масленичной неделе. Все, от мала до велика, просят друг у друга прощения, чтобы встретить весну с чистой совестью.
Воспитатель:
- В этот день чучело из соломы выносили на улицу и сжигали его, звали в гости весну:
Приди, Весна, приди, красна!
Приди, Весна, с радостью,
С великой милостью:
С жарким солнцем,
С высоким хлебом,
С урожаем богатым,
С добром ко всем ребятам!
Звучит песня - закличка «Ясна, красна приди, Весна».
Входит весна с угощением (блинами) для детей.
Весна:
Жаль с Масленицей расставаться, да делать нечего.
Пришла пора её провожать. Проводим?
"Масленица, прощай! На тот год опять приезжай!"
(Дети провожают «Масленицу».)
Воспитатель:
Масленица приходила, нас блинами угостила.
Блины - хороши, с маслом, с вареньем.
Подходите, пробуйте наше угощенье!
(Весна приглашает детей за столы и угощает чаем и блинами).