Любовь Богатырева
Проект «Масленица, масленица! Словно солнце катится»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар
ПРОЕКТ
«Масленица, масленица!
Словно солнце катится»
для детей средней группы
Составитель: Богатырева Л. Ю.
Сыктывкар 2016 г.
Паспорт проекта «Масленица, Масленица! Словно солнце катится»
Вид проекта : познавательно-творческий, общественно-полезный, краткосрочный.
Публикация «Проект „Масленица, масленица! Словно солнце катится“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Солнце, солнышко
- Солнышко. Проекты
- Темочки
Продолжительность проекта : 1 неделя (с 29.02 по 06.03.2016 г.).
Участники проекта : дети средней группы (4-5 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность проекта : В современном мире люди стали забывать о традиционных русских народных праздниках. В стародавние времена русский народ веселился на таких праздниках как Масленица, Иван Купала, Троица, Рождественские Колядки. В наше время практически никто не занимается организацией этих праздников. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на Программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей, родителей и детей.
Цель проекта : Знакомство с историей и культурой своей страны, с народными обрядами и обычаям (Масленица); создание условие для совместной творческой деятельности.
Задачи:
1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», с различными жанрами устного народного творчества.
2. Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
3. Формировать любовь к Родине, ее традициям.
4. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.
Проблема проекта : Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Ожидаемые результаты проекта :
• Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
• Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Формы реализации проекта :
• Организованная образовательная деятельность
• Познавательно-игровые занятия
• Игры
• Беседы
• Прогулки
• Наблюдения
• Театрализованные постановки с участием детей
• Консультации родителям, анкетирование
• Художественная деятельность
• Музыкальная деятельность
Стратегия проектной деятельности : данный проект осуществляется в рамках педагогической системы ДОУ, внутри детского сада.
Продукты реализации проекта :
1. Выставка детских работ «Чучело Масленицы».
2. Развлечение «Здравствуй Масленица»
Этапы работы над проектом :
I. Подготовительный этап:
1. Изучение специальной методической литературы.
2. Определение целей и задач.
3. Разработка перспективного плана, основных направлений деятельности. Разработка занятий, бесед, подбор художественной литературы, музыкального сопровождения, материального оснащения, составление плана реализации проекта и т. д.
II. Основной этап:
1. Создание условий, побуждающих детей к познавательной и творческой деятельности.
III. Заключительный этап:
Выставка детских рисунков «Чучело Масленицы».
Содержание проектной деятельности.
Вид деятельности Задачи
Прогулки
«Пришла Весна»
«Капель»
Масленичные игры : «Снежки», «Взятие снежной крепости», «Катание на санках».
Дать представление о ранней весне, о том, какие изменения произошли в природе.
Расширить представление детей о весне, обогатить их знания новыми словами и понятиями
Пробудить интерес и приобщить детей к русской культуре, развитие движений.
Игровая деятельность
Игры пальчиковые
1. «Весна»
2. «Распускаются цветы
3. «Солнышко – ведрышко»
Игры подвижные
1. «Горелки»
2. «Золотые ворота»
3. «Коршун»
4. «Селезень за уткой гоняет»
5. «Петушки»
Игры хороводные
1. «Заинька»
2. «Веснянка»
3. Игра - забава «Солнышко»
4. Игра-сковорода
5. «Верба-вербочка»
Игры музыкальные
1. «Ворон»
2. «Заплетайся плетень»
3. «Заря-заряница»
4. «Живое домино»
Сюжетно-ролевые игры
«Зовем гостей на блины»
Развивать моторику пальцев рук; вызвать у детей интерес и желание играть в пальчиковые игры.
Закрепить умение действовать по сигналу; развивать ловкость.
Учить стоять на воротах и не пропускать ни одного игрока.
Развитие быстроты, координации движений и умения ориентироваться в пространстве.
Познание детьми окружающего мира в процессе игровой, певческой деятельности; развивать ловкость и выносливость; умение петь в темпе и ритме хороводного шага.
Развитие силы, ловкости, смелости
Развивать двигательную активность, точность движений, чувство ритма. Дать почувствовать радость от совместных действий со сверстниками. Дать детям представления о русских народных играх – забавах.
Закреплять умение детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку. Учить выполнять движения по текст. Закреплять умение чувствовать в музыке характер, переход от быстрого темпа к умеренному и наоборот. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
Побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игру. Учить играть дружно, не ссориться. Помочь выбрать роли. Прививать элементарные навыки социального общения. Использовать игру для формирования разнообразных интересов и творческих способностей детей; прививать чувство коллективизма, отзывчивость, доброжелательность. Развивать ролевой диалог. Воспитывать чувство ответственности за выбранную роль, инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
Организованная образовательная деятельность
Социально-коммуникативное развитие
Беседы о праздниках, традициях русского народа.
Беседа о правилах поведения во время праздника, беседа на тему: «Огонь – не забава!».
Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
Обогащать духовный мир детей.
Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
Выявить и закрепить знания детей о пожаре: причины пожара, первые действия при пожаре, порядок действий на пожаре.
Познавательное развитие
Беседы о традициях и обрядах праздника. Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
Обогащать духовный мир детей.
Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
Речевое развитие Разучивание стихотворений, потешек, закличек, пословиц о зиме, весне, Масленице.
Беседы о сезонных изменениях в природе.
Отгадывание загадок по тематике проекта.
Чтение русского фольклора, стихотворений и закличек о масленице : «Этот праздник к нам идет…», «Широкая Масленица» и др.
Закрепить представления о зимних и весенних явлениях природы, о Масленице, развитие памяти, речи, внимания.
Развитие логики.
Помочь учащимся обнаружить и осознать обрядовый характер жанров в литературе и музыке
Познакомить с новыми сказками. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, мышление. Воспитывать любовь и уважение к сказкам, книгам.
Художественно-эстетическое развитие Рассматривание репродукции картины Б. М. Кустодиев «Масленица», В. И. Суриков «Взятие снежного городка»
Рисование на тему: «Чучело Масленицы»
Лепка на тему: «Масленичное солнце»
Разучивание закличек «Весна-весна красная», «А мы Масленицу дожидались» и др.
Разучивание русских народных песен, «масленичных» частушек, русских народных наигрышей «Здравствуй красная, весна», «А мы масленку встречаем», «Веснянка».
Познакомить детей с художественным творчеством. Дать представление о русской тройке, праздновании Масленицы на Руси. Развивать творческое начало, воображение, эстетическое восприятие, активизировать словарь.
Развивать у детей самостоятельность, активность при выборе листа бумаги, способов изображения; совершенствовать технику рисования гуашью; обогащать знания детей о народном празднике.
Развивать художественно-творческие способности, побуждать самостоятельно использовать разные техники и способы лепки, крашения изделия.
Закреплять умение чувствовать музыку, ее изобразительность, передавать характер музыки в движениях и игре. Продолжать учить инсценировать знакомые песенки. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.
Физическое развитие
Народные подвижные игры «Ручеек», «Звонарь», «Заря», «Жмурки», «Горелки».
Игры-эстафеты «Перетягивание каната», «Снежный тир», «Кто быстрее на метле».
Закрепить умение действовать по сигналу; развивать ловкость.
Учить стоять на воротах и не пропускать ни одного игрока.
Развитие быстроты, координации движений и умения ориентироваться в пространстве.
Список использованной литературы:
2. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Москва Мозаика-синтез 2010.
3. И. В. Романова «Технология проектирования образовательной деятельности» 2011.
4. Харченко Т. Е. Физкультурные праздники в детском саду. Сценарии спортивных праздников и развлечений: Пособие для педагогов ДОУ. – СПб. : «Детство – Пресс», 2009.
5. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. «Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия». Москва, 2005.
6. Шмелев И. С., Островский А. Н., Чехов А. П. «Детям о Масленице» - Белорусия: «Православная церковь», 2014.
7. Интернет- ресурс: https://moikompas.ru/compas/maslenitsa.