Приложение МААМ

Конспект НОД по реализации регионального компонента «Мой край степной»

тамара соловьева
Конспект НОД по реализации регионального компонента «Мой край степной»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Мой край степной».

Цель:

Реализация регионального компонента на основе культурно-исторических и природных особенностей родного края.

Задачи

1. Расширить представления детей об истории возникновения села, ее национальном колорите.

2. Развивать дружеское, толерантное отношение детей к людям других национальностей.

3. Закрепить знания детей о природно-климатических особенностях края.

4. Воспитывать у детей любовь к своей малой родине.

Публикация «Конспект НОД по реализации регионального компонента „Мой край степной“» размещена в разделах

Словарная работа:

Крученобалковцы, краеведы, общегосударственный, сельскохозяйственные культуры.

Предварительная работа:

1. Заучивание стихов о селе.

2. Беседы о родном крае.

3. Посещение мини-музея «Русская изба».

4. Рассматривание макетов.

5. Экскурсии по улицам села.

Демонстрационный материал, оборудование:

Слайды села Крученая Балка, детского сада, реки, поля, степи, сельскохозяйственных культур, животных края, аудиозаписи голосов и фотографии птиц региона, семена злаков в пакетиках, фотографии с изображением растений поля, гербарий растений Сальской степи, фотографии растений степи.

Ход образовательной деятельности

Звучит аудиозапись «Песня о Родине» в исп. В. Толкуновой.

Дети входят в музыкальный зал.

Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждет невероятное путешествие по просторам нашего родного края. Но для начала, давайте перенесемся в древние времена. Очень, очень давно, на этом месте, где сейчас расположено наше село, когда-то были дикие, пустые степи и жили здесь только дикие звери и птицы. (Включается видеоролик об образовании села).

(Демонстрация ролика идет с голосовым сопровождением педагога) Но, так же давно, это место понравилось, проезжавшим мимо переселенцам, которые искали себе подходящее место для жизни. Люди ехали семьями. Они увидели глубокую балку, которая могла скрывать их от пронизывающих холодных ветров, и решили здесь остановиться. Они селились вдоль берега реки, не только потому, что здесь можно было брать материал для строительства своих домиков, но и для того, чтобы можно было ловить рыбу для пропитания, купаться в ней и стирать белье.

Люди начали распахивать сохой землю и выращивать для своего пропитания пшеницу. Взрослые люди работали в поле весь день, им всегда помогали дети, потому что труд в поле был очень тяжелым, ведь тогда не было ни тракторов, ни комбайнов, ни каких других машин.

Чтобы обеспечить доставку пшеницы из поля люди научились изготавливать разные повозки.

Так постепенно первые поселенцы стали обживаться на новом для них месте и налаживать быт. Село было сначала очень маленькое, всего несколько домиков, но постепенно стали приезжать люди из других краев и тоже селиться здесь.

Вот так давным-давно и появилось наше село. (Конец видеоролика).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему наше село так назвали Крученая Балка?

Дети: Село так назвали за то, что вся местность состояла из мелких и глубоких балок.

Воспитатель: А как же называют людей, которые живут в Крученой Балке?

Дети: Крученобалковцы.

Воспитатель: А на каком языке мы с вами говорим?

Дети: Мы говорим на русском языке.

Дети: Потому что мы живем в России и для всех народов, живущих в нашей стране, русский язык является главным.

Воспитатель: Правильно, ребята, русский язык в нашей стране избран главным, общегосударственным, произнесите это слово «общегосударственный». А как вы думаете, зачем нам нужен общегосударственный язык?

Дети: Чтобы люди разных национальностей могли понимать друг друга.

Воспитатель: Назовите, национальности людей живущих в нашем селе?

Дети: Это русские, турки, мордва, чеченцы, армяне.

Воспитатель: Да, ребята, правильно, много национальностей проживает в нашем селе, но люди разных национальностей не только разговаривают и поют по-разному, но у них есть разные праздники, они отличаются друг от друга по одежде, у каждого народа свои определенные имена у людей и фамилии. Но все мы живем в одном селе, вы все ходите в один детский сад, пойдете все вместе в одну школу, а если так, то все мы и русские, и мордва, и турки, и другие национальности, должны жить дружно, уважая друг друга и помогая друг другу, чтобы всем семьям было хорошо и уютно жить в нашем селе. Вы согласны со мной?

Дети: (ответы).

Воспитатель: Сегодня, ребята, я предлагаю вам всем стать краеведами. А кто такие краеведы?

Дети: Краеведы это люди, которые знают и изучают свой край.

Воспитатель: А сейчас, мы отправляемся с вами в удивительное видеопутешествие по родным местам, у нас будет много остановок, где мы будем вспоминать и рассказывать, чем знаменит наш край, что в нем особенного, чем он отличается от других. Итак,видеопутешествие начинается!

Первая остановка: «Степь»

Появляется слайд – «степь».

Звучит аудиозапись песни перепела.

Воспитатель: Ребята (удивленно переглядываясь с детьми) куда мы попали, кто расскажет?

Дети: Мы попали в степь. Наш край ещё называют Сальскими степями, потому что наш район располагается в степной зоне.

Воспитатель: А как вы думаете, чем наш край отличается от других мест района? (слайды балок).

Дети: У нас очень много разных балок, но нет леса и высоких гор.

Воспитатель: Ребята, а вы заметили, голос какой птицы мы все время слышим?

Дети: Это поет перепел, его дом в степи в высоких травах.

Воспитатель: Найдите на фотографии эту птицу и покажите всем.

Дети: выполняют задание.

Воспитатель: А какие же животные живут в степи?

Дети: В нашем краю живут дикие животные:(слайды животных) волки, лисы, дикие кабаны, зайцы, суслики, хомяки, ежи.

Воспитатель: Ребята, а как же животные приспосабливаются к жизни в степи?

Дети: Заяц летом серый и его почти не видно среди земли и травы, а зимой он меняет цвет своей шубки с серой на белую и на снегу его совсем не видно, так он спасается от волка, лисы и охотников. Еж с приходом зимы засыпает: находит себе укромное место, натаскивает себе листьев, делает гнездо и засыпает до самой весны. Хомяк зимой не спит, он всю осень заготавливает себе на зиму корм – таскает с полей колоски пшеницы, много ест, чтобы накопить жира, а потом в норе глубоко под землей и снегом спокойно живет, дожидаясь весны.

Воспитатель: А кто может назвать и рассказать о растениях степи?

Дети: (хоровые ответы названий степных растений в соответствии со слайдами). В степи очень много всяких растений. В балках, где никогда не вспахивается земля очень много лекарственных растений: это чабрец, пижма, шалфей, расторопша, цикорий.

Воспитатель: Ну, раз вы все краеведы, то я предлагаю вам выполнить вот такое задание.

Дидактическая игра: «Найди растение в гербарии по фотографии». Дети выбирают себе фотографии с изображением растений степи и, соотнося их с растением в гербарии, находят.

Вторая остановка "Поле"

Появляется слайд – «поле».

Звучит аудиозапись песни степного жаворонка.

Воспитатель: Ребята, куда мы попали, кто расскажет?

Дети: Мы попали на поле. Земля - это богатство нашего края, потому что она очень плодородна. На полях выращивается большое количество разных культур, которых хватает и жителям нашего края и отправляют в закрома Родины.

Воспитатель: А кто из вас угадал, что за птица поет свою песню?

Дети: Это поет жаворонок, он поет свою песню, высоко поднимаясь в небо над полем, его так и называют «полевой жаворонок».

Воспитатель: Найдите на фотографии эту птицу и покажите всем.

Дети: выполняют задание.

Воспитатель: А сейчас давайте вспомним какие растения выращивают у нас на полях? (слайды культур)

Дети: У нас выращивают пшеницу, из которой получают муку, а потом из нее выпекают хлеб, пироги, булочки, торты, печенье и еще много разных вкусных изделий. Ячмень идет на корм животным, из гороха получается вкусный гороховый суп, из кукурузы – кукурузные хлопья и палочки, из подсолнечника – семечки и подсолнечное масло. (Слайды полевых культур, хлебобулочных и других изделий, которые получают в процессе переработки культур).

Воспитатель: А кто, ребята, помнит, как еще можно назвать растения, которые выращивают в поле?

Дети: Растения поля называют еще сельскохозяйственными культурами, потому что они не сами вырастают, а их сеют люди, а потом за ними ухаживают: удобряют, убирают сорняки, опрыскивают их от вредителей.

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, вас можно назвать знатоками поля? Давайте посмотрим, как вы справитесь с таким заданием: Каждый из вас возьмет сейчас по одному пакетику с семенами полевой культуры и положит его к той картинке, чьи это семена. Кто первый справится с заданием, тот садится на свое место, а мы внимательно смотрим кого можно называть знатоками.

Дидактическая игра «Чьи семена?». Дети соотносят пакетики семян растений поля с их картинками.

Воспитатель: А еще у нас в хозяйстве возделывают огород, где выращивают овощи. Кто хочет рассказать об этом?

Дети: У нас выращивают овощи: картофель, морковь, помидоры, огурцы, лук. А еще выращивают арбузы, дыни и сахарную свеклу, из которой получают сахар.

Третья остановка "Река"

Слайд реки.

Звучит аудиозапись песни камышовки, шум прибоя с криками чаек.

Воспитатель: Куда теперь мы с вами попали? Самое время узнать, чем еще богата наша земля.

Дети: Это наша река, она называется Средний Егорлык. Люди называют речку кормилицей, потому что в ней водится много рыбы и раков. Летом в реке купаются дети и взрослые, ловят рыбу, а зимой ходят кататься на коньках и тоже ловить рыбу.

Воспитатель: (обращая внимание детей на слайды) А какие рыбы живут в нашей реке?

Дети: Окунь, тарань, сазан, плотвица, толстолобик и много еще другой рыбы.

Воспитатель: Когда мы бываем на реке, то можно увидеть там (обращая внимание детей на слайды) кого?

Дети: Диких уток, гусей, чаек и лебедей. А еще там живут черепахи и лягушки.

Воспитатель: Молодцы! Отправляемся дальше.

Четвертая остановка "Парк"

Слайды парка с памятником.

Звучит аудиозапись птичьих голосов.

Воспитатель: Ребята, кто догадался, в каком месте села, мы сейчас находимся?

Дети: Мы в парке у памятника погибшим летчикам, эти летчики знамениты тем, что во время войны освобождали наше село от врагов. Их самолет подбили во время тяжелого боя, летчики погибли в небе над Крученой Балкой, но люди не забыли их подвиг и поставили в парке в их честь памятник, дети и взрослые ходят к этому памятнику, чтобы почтить их память и положить цветы.

Пятая остановка "Центр села Крученая Балка"

Слайды мемориала, летящих в небе птиц.

Воспитатель: А это место узнаете? (обращаясь к детям).

Дети: Это центр нашего села, здесь находится мемориал «Павшим односельчанам», он поставлен в честь наших земляков, которые ушли на войну сражаться с врагом, но так и не вернулись больше домой, потому что погибли в страшных боях за освобождение родной земли.

Воспитатель: А сейчас давайте тихо постоим и почтим память погибших солдат. Звучит аудиозапись песни «Журавли» (минусовка).

Воспитатель: Отправляемся дальше.

Шестая остановка "Детский сад «Ромашка"

Слайды детского сада, детей.

Звучит аудиозапись из к-ф «Усатый нянь»

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше удивительное видеопутешествие по родному краю, теперь мы все увидели, что вы настоящие краеведы, знатоки своего родного края.

Я надеюсь, что когда вы вырастите, то все станете хорошими людьми и будете прославлять наш Сальский район и село Крученую Балку.

Звучит аудиозапись песни «Края родные» в исполнении Ю. Антонова.

Дети уходят из зала.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация на тему «Байкал». Часть 2 Целью данной презентации является эмоциональное восприятие образа Байкала как самого большого и древнего озера в мире, с драгоценной питьевой.

Презентация на тему «Республика Бурятия» Целью данной презентации является эмоциональное восприятие родного края. Республики Бурятия Основной проблемой для создания данной презентации.

Автор публикации:
Конспект НОД по реализации регионального компонента «Мой край степной»
Опубликовано: 19 октября 2013 в 23:51
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по реализации регионального компонента «Мой край степной»» (включая файлы) размещена пользователем тамара соловьева (УИ 145015) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД