Ирина Акимова
Конспект НОД «Наши друзья — пернатые»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе на тему
«Наши друзья – пернатые».
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о зимующих птицах.
Задачи: 1. Обучающие: - учить детей распознавать голоса птиц по их тональности и особенностям издаваемого звука конкретной птицы, узнавать птицу по внешнему виду; - обучать детей составлению описательного рассказа по плану-указанию: внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы; - обогащать и активизировать словарь детей: оседлые птицы, стрекочущие звуки, шершавый язык, расщелина, распространенная птица, санитар леса, дупло, житница, хищная.
Публикация «Конспект НОД „Наши друзья — пернатые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
2. Развивающие: - развивать звуковую культуру речи ([c], [c'], [ч]); - мелкую моторику пальцев рук путём сбора пазлов- картинок с изображением птиц.
3. Формирующие: - формировать навыки речевой активности: умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы как краткими, так и полными ответами, делать собственные выводы, рассуждать.
4. Воспитывающие: - воспитывать заботливое отношение к птицам; речевую культуру, эмоциональную отзывчивость на сопроводительное стихотворение пальчиковой гимнастики, побуждающее к эмоциональным действиям.
Образовательные области: познание, коммуникация, физическая культура, здоровье.
Материалы и оборудование: декорация зимнего леса с изображениями зимующих птиц, аудиозапись голосов птиц.
Раздаточный материал: картинки-пазлы с изображением птиц, настольно-печатная игра лото "Птицы".
Предварительная работа: рассматривание альбома "Птицы", наблюдения за птицами во время прогулок, чтение и разучивание стихотворений о птицах, отгадывание загадок, игры.
Примечание: при необходимости по ходу занятия объяснять значение некоторых слов и словосочетаний (оседлые птицы, стрекочущие звуки, шершавый язык, расщелина, распространенная птица, санитар леса, дупло, житница, хищная, если будет в этом необходимость.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Воспитатель: "Встаньте, дети, встаньте в круг.
Ты - мой друг, и я - твой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся"
(Дети становятся в круг, в это время - стук в дверь. Заходит девочка)
Девочка: - Извините, я вам не помешала? Мне старший брат загадал загадку, а я её никак не могу отгадать. Помогите мне, пожалуйста. Вот здесь он её записал. (Подаёт записку воспитателю)
Воспитатель: - Дети, поможем девочке?
- Как тебя зовут? (Маша).
- Иди к ребятам, а я загадаю загадку:
"Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…" (птица).
Воспитатель: - Верно.
- Маша, совсем простая загадка. А ты знаешь, кто такие птицы и какие они?
Маша: - Знаю, но очень мало
(Звучат голоса птиц).
Воспитатель: Ребята, что это за музыка?
Дети: Это не музыка, это голоса птиц.
Воспитатель: Да, это голоса птиц. А где их можно обычно услышать?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Конечно, в лесу! А вы хотели бы там побывать?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда, мы сейчас с вами отправимся на прогулку в зимний лес. Маша, ты хочешь с нами пойти?
Маша: А можно? Я очень хочу, я ведь так мало знаю о птицах!
Воспитатель: Дружно за руки возьмёмся и отправимся в путешествие в зимний лес.
II. Основная часть.
Воспитатель: Вот мы и пришли.
- Смотрите ребята! Что это за птица сидит на ветке? (Сорока)
Дети: Сорока.
Воспитатель: А как вы узнали, что это сорока?
Дети: По черно-белому оперению и длинному хвосту.
Воспитатель: Что вы ещё знаете об этой птице?
Дети дополняют ответ.
Воспитатель подытоживает ответы детей небольшим описательным рассказом: "Сороки – это оседлые птицы, они живут на одном месте.
Селятся в негустых лесах, парках, садах, поближе к человеческому жилью. Сороки отлично летают, а по земле прыгают. Они умеют издавать стрекочущие звуки. Так они разговаривают между собой и сообщают о приближающейся опасности. Едят разную пищу: насекомых, мышей, семена растений. Сороки воруют яйца других птиц и пищу людей. Уничтожают гусениц, саранчу, древесных клопов и, тем самым, приносят большую пользу".
- А это что за звуки? Кто это стучит?
Дети: Дятел.
Воспитатель: Верно, а вот и он. Как вы узнали, что это дятел?
Дети: У дятла красная шапочка, цветное оперение, длинный клюв.
Далее ещё ответы детей про дятла.
Воспитатель предлагает одному из детей обобщить все ответы, составив небольшой рассказ по плану-указанию: внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы, опираясь на предыдущий рассказ воспитателя о сороке ( примерного содержания: "Дятлы живут по одному в лесах. Летают неохотно, обычно сидят на дереве. У них тонкий клюв и длинный шершавый язык. Осенью дятел питается семенами шишек. Он выбирает сухое дерево, в расщелину которого вставляет шишку и ударяет по ней клювом, добывая семена. Такие места любят посещать воробьи и синицы. Они подбирают случайно выпавшие семена. Дятел выдалбливает клювом дупло, и самка выводит там птенцов".)
- Ребята, а почему дятла называют санитаром леса?
Дети: Дятел уничтожает много личинок насекомых.
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру «Дятел».
(Физкультминутка)
Воспитатель:
"Встаньте, дети, встаньте в круг.
Ты - мой друг, и я - твой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся"
Выбирается «дятел». Становится в центр круга.
Дети парами ходят по кругу и произносят слова:
- Ходит дятел у житницы,
Ищет зернышки пшеницы.
Дятел:
- Мне не скучно одному,
Кого хочу, того возьму.
Дятел берет за руку любого игрока. Оставшийся без пары игрок становится «дятлом». (2 - 3 раза)
- А, теперь, ребята, мы отправимся дальше.
Смотрите, а это какие птицы сидят на дереве?
Дети: Снегири.
Воспитатель: А как вы узнали, что это снегири?
Дети: У снегирей красные грудки.
Воспитатель: Хорошо! Кто может рассказать о снегирях? (Предлагает такой же план-указание, как и к рассказу о дятле, обращается к опыту детей (внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы, опираясь на предыдущий рассказ воспитателя о сороке и рассказ ребёнка о дятле) примерного содержания: "Снегири – очень яркие, красивые птицы. Летом их не встретишь в городе. А зимой, с первым снегом, они прилетают к жилищу людей, поэтому их так и назвали – «снегири». Снегири перелетают с места на место в поисках пищи. У снегиря черная шапочка, крылья и хвост, а грудка красная. Нарядно одеты только снегири «папы», а снегири «мамы» имеют серую грудку. Клюв широкий и толстенький и приспособлен к добыванию семян из ягод рябины, бузины и черемухи. Кроме ягод снегири едят почки, молодые листочки и семена ели и сосны".
- А теперь ребята, мы пойдем дальше. Смотрите, а вот другие птицы.
Дети: Это синицы!
Воспитатель: А как вы узнали, что это синицы?
Дети: У них черная шапочка, а спинка, крылья и хвост голубые. Грудка желтая с черным галстуком.
Воспитатель: Молодцы! Синица – яркая, нарядная птица. Поет звонко: «Синь – синь, пинь – пинь». За свое пение и получила свое название. Живет в лесах, садах, парках. Зимой синицы летят поближе к человеку. Едят все подряд: зерна, крупу, хлеб, кусочки мяса, сало.
- Смотрите, ребята, а это кто прилетел и сел на ветку?
Дети: Воробьи.
Воспитатель: Как вы узнали, что это воробьи?
Дети: У воробья коричневые перья, маленький клюв.
Воспитатель хвалит детей и предлагает рассказать о воробьях подробнее, затем одному из детей предлагает обобщить ответы детей своим небольшим рассказом по тому же плану-указанию (внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы) примерного содержания: "Воробей – самая распространенная птица, живущая рядом с нашим домом. Он шустрый, крикливый, часто дерется с другими воробьями. При этом он громко чирикает, чем привлекает к себе внимание. Питается остатками еды, или в специальных кормушках. В теплое время года клюют семена на полях, ягоды в садах, небольших насекомых. Воробьи приносят большую пользу, так как во время кормления птенцов истребляют огромное количество насекомых".
Воспитатель: - Ребята! Давайте поиграем в игру «Воробей, чирикни!».
Выбирается водящий. Он садится на стул спиной к участникам игры. Среди игроков, в тайне от водящего назначается «воробей». Водящий говорит: «Воробей, чирикни!». «Воробей» произносит: «Чик – чирик». Водящий должен по голосу узнать «воробья». Если он угадывает, «воробей» становится водящим. А новый «воробей» выбирается среди остальных участников игры.
- Ребята, слышите? Что это за звуки? Я немного испугалась. Кто это?
Дети: Сова.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите внимательно, и скажите, чем отличается сова от тех птиц, которых мы видели раньше?
Дети: У нее большая голова, огромные глаза, загнутый большой клюв, мощные лапы и большие загнутые когти.
Воспитатель: Сова - это хищная, ночная птица. У нее пестрые серые перышки, короткий хвост и длинные изогнутые когти. Клюв похож на крючок, глаза огромные. Сова легко поворачивает голову во все стороны. У совы острое зрение и прекрасный слух. Это позволяет ей охотиться ночью. Сова ловит мышей, кротов, крупных насекомых. Живет в лесу в дуплах деревьев или в старых норах.
- Всё, ребята, больше не видно пока других птиц, да и нам возвращаться пора. Вам понравилась наша прогулка?. А тебе, Машенька?
(Дети проходят на свои места).
- А сейчас давайте поиграем в игру лото "Птицы".
(У детей на столах лежат каточки с изображением зимующих птиц и игровое поле. Детям воспитатель загадывает загадку и, если птица угадана правильно, на игровом поле закрывается один сектор, а если не отгадана загадка, игровой сектор остается пустым. В конце игры подсчитываются результаты).
- Всё, ребята, молодцы! Вы отлично отгадываете загадки. А теперь немного отдохнем.
(Проводится пальчиковая гимнастика).
- Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и
Прилетело? Мы расскажем: разжимают кулачки).
Две синицы, воробей, (На каждое название
Шесть щеглов и голубей, птицы загибают по
Дятел в пестрых перышках. одному пальчику).
Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и
разжимают кулачки).
- А сейчас, ребята, давайте проверим, как вы запомнили внешний вид зимующих птиц?
(Проводится игра "Собери картинку" с изображением птицы. На каждый стол раздаются пазлы и ребята собирают картинку, называя птицу, которая изображена).
- И с этим заданием справились вы.
III. Итог.
- А теперь давайте поговорим, что нового вы узнали из нашего путешествия?
- Что больше всего понравилось?
- А еще я хотела бы вам подарить раскраски с зимующими птицами. Теперь вы все знаете, как они выглядят и сами сможете раскрасить. А затем мы в группе сделаем альбом с зимующими птицами.