Приложение МААМ

Конспект НОД: Он всем нам показал дорогу, которая приводит к Богу. Знакомство с житием преподобного Сергия Радонежского

Елена Стрижикозина
Конспект НОД: Он всем нам показал дорогу, которая приводит к Богу. Знакомство с житием преподобного Сергия Радонежского
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме: «…Он всем нам показал дорогу, которая приводит к Богу. Знакомство с житием преподобного Сергия Радонежского»

Подготовила и провела: воспитатель старшей группы МБДОУ «Наголенский детский сад Ровеньского района Белгородской области» Стрижикозина Елена Ивановна

Цели:

познакомить детей с русским святым Сергием Радонежским

(рассказать о его детстве, семье, о его жизни, которую он посвятил Богу);

Публикация «Конспект НОД: Он всем нам показал дорогу, которая приводит к Богу, Знакомство с житием преподобного Сергия Радонежского» размещена в разделах

• формировать личностное отношение к содержанию непосредственно образовательной деятельности, к окружающим людям;

• совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

• развить интерес к духовному наследию, народным традициям, отмечать пользу и красоту слова русского;

развивать речь детей и активизировать словарь: храм, келья, монах, церковь;

• воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик, бережное отношение к историческому и культурному наследию.

Оборудование: презентация, фломастеры, альбомы, грамзапись - звон колоколов, иконы, лампада.

Интеграция с другими образовательными областями:

Музыка.

Художественная литература.

Художественное творчество.

Физическая культура.

Социализация.

Познание.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о духовности и религии.

Чтение произведений о великих святых.

Рассматривание иллюстраций храмов и икон к русским произведениям на тему духовности и нравственности.

Словарная работа: Бог, Богородица, храм, молитва.

Знакомство с простыми молитвами:

«Господи, благослови»- перед началом какой- либо работы.

«Господи, спаси и сохрани»- при болезни.

«Господи, прости и помилуй» - если совершил что- то неблаговидное.

«Слава Богу за всё»- благодарим Бога за всё хорошее и не только.

Работа с родителями.

Методические приемы:

Художественное слово, ситуационные задачи, беседа, обращение к жизненному опыту детей.

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

I. Организационный момент

(Воспитатель читает стихотворение Е. Санина «Божий дом» под грамзапись - звон колоколов)

Это дом - не просто дом.

Он красивый и с крестом.

Золотые купола. Звонкие колокола.

Бом-бом-бом. Дин-дин-дин-дин.

Кто- то с мамой, кто один.

Помолиться в этот дом

Ходит в трепете святом

По утрам и вечерам.

Это- православный храм.

Воспитатель:

- Дорогие, ребята. Мы начали наш разговор со стихотворения о храме, а вы помните, что такое храм?

- Чем он отличается от дома?

- Чьим домом мы называем храм?

- Для чего люди ходят в храм?

(Ответы детей)

- В храме мы собираемся, чтобы помолиться. Ведь здесь присутствие Бога

ощущается больше всего. А молимся мы перед иконами.

- Иконы можно увидеть только лишь в храме?

- В каждом доме обязательно должен быть красный угол. В старину слово "красный" означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы.

Воспитатель подводит детей к иконам, зажигает лампадку.

Иконою или образом называется не сам Бог или Ангелы, а изображение Иисуса, Божией Матери, Ангелов или святых угодников. Поэтому не иконе мы молимся, а Богу, Богородице или Святым. Икона – изображение священное и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы – молитвенное.

Рассматривание икон Спасителя, Девы Марии, Святой Троицы.

- Знакомы ли вам эти иконы?

- Кто изображён на них?

- А знакома ли вам эта икона? (святого Сергия Радонежского)

Слайд №1.

II. Основная часть:

- Ребята, сегодня нас ждёт необычное путешествие в прошлое. Давным-давно, в одном селе, недалеко от города Ростова Великого, в прекрасный майский день под пение птиц за окном родился мальчик. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери. В другие дни, если его мать употребляла в пищу мясо, мальчик также отказывался от молока матери.

- А кто из вас догадается, почему именно по средам и пятницам, а не в остальные дни недели?

Дети. Среда и пятница — постные дни, когда не едят мяса и не пьют молока.

Воспитатель. Получается, что, еще будучи младенцем, он уже соблюдал посты.

- Хотели бы вы узнать немного об этом мальчике?

Но прежде чем отправиться в путь, поговорим о толковании некоторых слов.

Слайд №2

- Как вы понимаете значения слов: святой, преподобный, монах, старец, чудотворец, просфора, отрок, пост?

- А теперь посмотрим, что нам говорит об этих словах словарь.

Словарная работа:

- Святые - это та невидимая ниточка, которая протянута от обычных людей к Богу, который создал нас добрыми, правдивыми, честными и любящими. Они напоминание нам о том, какими мы должны быть.

- Преподобный - (гр. osios, лат. sanctus, разряд святых, подвиг которых заключался в монашеском подвижничестве. Монашеская аскеза как тип святости предполагает отказ от мирских привязанностей, забот и стремлений и выбор следования Христу, поста и молитвы как основы жизнедеятельности.

- Монах- член религиозной общины, живущий в монастыре, принявший пострижение и давший обет вести аскетическую жизнь в соответствии с монастырским уставом.

- Старец - старик (с оттенком почтительности, уважения).

Пожилой монах, отшельник.

- Угодник– лицо, возведённое в ранг “святых” за совершённые при жизни “особо угодных богу” дел.

- Чудотворец - святой, совершающий чудеса, нечто поразительное, достойное удивления.

- Просфора - (просвира, освящённый круглый хлебец из пшеничной муки особой выпечки, употребляемый в христианских обрядах.

- Отрок – мальчик-подросток.

- Пост- у верующих: воздержание на определенный срок от скоромной пищи и другие ограничения по предписанию церкви.

Слайд №3

Воспитатель. Перед нами икона преподобного Сергия Радонежского.

Он был великим русским святым, молитвенником и заступником земли Русской. В его честь 8 октября православная церковь отмечает день памяти святого преподобного Сергия Радонежского. А вы знаете, что значит слово «преподобный»?

Дети. Особенный человек, не такой, как все.

Воспитатель. Людей, которые прожили жизнь в вере и любви к Богу, были честными, справедливыми и милостивыми, добрыми и смиренными людьми, Господь прославляет как Своих святых. Некоторые из них назы-ваются преподобными, иначе говоря, особенными, подобными Богу. Хотите, я расскажу, как преподобным стал Сергий Радонежский?

Слайд №4.

У него было два брата Степан и Петя. Все трое были хорошими и послушными сыновьями боярина Кирилла и жены его Марии. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться грамоте, но грамота не давалась ему, и он не мог научиться писать, считать, читать. Скорбя об этом, он днем и ночью молил Господа открыть ему дверь книжного разумения. Однажды, ища в поле пропавших лошадей, он увидел под дубом незнакомого старца, монаха, который молился.

Слайд №5.

Мальчик подошел к нему и поведал свою скорбь. Чудесный старец дал мальчику просфору (хлеб) и благословил хорошо учиться. С тех пор Варфоломей стал лучшим учеником в школе. По сей день учащиеся молятся святому Сергию Радонежскому о хорошей учебе.

Внимательно рассмотрите картину, найдите отрока Варфоломея (потом его назвали Сергием) и старца-монаха.

Попробуйте догадаться, какой характер был у мальчика?

Дети: Варфоломей был скромен, молчалив, кроток и ласков, не раздражался никогда, всегда слушался своих родителей.

Слайд №6.

Шли годы, семья переселилась поближе к Москве. Когда родители умерли, Варфоломей и Степан удалились в леса, сделали себе там избушку и рядом маленькую церквушку. Но, в то время, еще не было великой лавры. Старший брат оставил Сергия и ушел в монастырь. Сергий около двух лет жил один в лесу. К нему приходил медведь. Самому Сергию было почти нечего есть, но он делился с медведем последним куском хлеба. И зверь его не трогал.

Слайд №7.

Слайд №8.

Назвали церковь Троицкой - в честь Троицы, т. е. Бога нашего, христианского. Из этой деревянной церковки и вырастет со временем знаменитый монастырь - Троице - Сергиева Лавра. Здесь он совершил постриг в монахи и получил имя Сергий. Сергий посвятил всю свою жизнь Богу.

Слайд №9.

Как ни старался святой Сергий скрывать свои подвиги, слава о них распространялась повсюду. Постепенно к нему стали приходить ученики. Они стали просить Сергия стать священником (принять сан). Он долгое время не соглашался, говорил, что «желал бы лучше повиноваться, чем начальствовать, но страшусь суда Божия и предаю себя в волю Господню». Став игуменом, начальником над монахами, он не возгордился, а вел себя как самый простой монах, всем помогая и всех жалея.

Слайд№10.

- Ребята, вглядитесь в его глаза и скажите, что вы в это время чувствуете и думаете?

Воспитатель внимательно слушает ответы детей.

- За смирение, молитву, любовь к людям Господь наделил Сергия даром совершать чудеса. Когда у монахов кончилась вся вода, Сергий помолился, и в лесу забил святой источник. От этого источника люди даже стали исцеляться от своих болезней.

Слайд№11.

Как я уже говорила, слава про Радонежского чудотворца и молитвенника перед Богом облетела всю землю Русскую. К Сергию Радонежскому приходили не только простые люди, но и князья. Просили помощи в государственных делах. К преподобному Сергию приезжал Дмитрий Донской. Кем был Дмитрий Иванович? Кто из вас помнит?

Дети. Великим князем Московским. Защитником Отечества, прозванным Донским в честь битвы близ реки Дон.

Слайд №12.

Воспитатель. Молодцы, ребята, запомнили. К Сергию приезжал Дмитрий Донской за благословением на битву с татаро-монголами. Сергий Радонежский дал ему в помощь двух монахов Пересвета и Ослябя — иноков его обители, которые раньше были боярами и храбрыми воинами.

Слайд №13.

Воспитатель. Русские воины разбили войско захватчиков, многие пали героями в Куликовской битве. Но и позднее лавра преподобного Сергия всегда была на защите нашего Отечества. Недаром же она была построена как монастырь-крепость. Она защищала сердце Руси — ее столицу, Москву, от врагов.

Слайд №14.

Сейчас этот монастырь называется Троице-Сергиевой лаврой, находится в городе Сергиеве Посаде в Подмосковье. Когда Сергий был уже старцем, ему явилась Богородица и сказала: «Не печалься, я не оставлю это святое место. Обитель сия и после смерти твоей будет изобиловать». И по сей день лавра процветает.

Слайд №15.

Народ со всех концов земли стекается к мощам преподобного — просить помощи в своих бедах.

Слайд №16.

И вам, дети, советую, если кто не бывал в тех местах, — побывать с ро-дителями. И в наше время здесь не прекращаются чудеса по молитвам преподобного Сергия. Исцеляются больные, подается помощь в учебе (помните, как он сам в детстве молился об этом — и Бог ему помог, улаживаются семейные несчастья, сглаживаются неприятности на работе, подается помощь в беде и горе.

Слайд №17.

Физ. минутка:

П/И «Храм»

На пригорке храм стоит

(Пальцы свести (сделать дом)

Ну а к храму путь закрыт

(Замок)

Мы ворота открываем

(Раскрыть замок со славами «Чик»)

В храм людей всех приглашаем

(развести руки).

III.Практическая работа (рисование).

Воспитатель: а сейчас мы с вами немного порисуем. Ребята, отразите в своих рисунках настроение, которое навеяла вам наша беседа.

Выставка рисунков

- Расскажите, пожалуйста, что изобразили вы в своих рисунках?

IY.Подведение итога.

- Давайте встанем в кружок, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

- А вы помните, что созывает нас в храм на службу?

Дети: (Звон колоколов)

(Включить запись колокольного звона)

- Давайте закроем глаза и представим, что мы находимся в храме и стоим перед иконами, вспомним самые простые молитвы:

«Господи, благослови»- перед началом какой- либо работы.

«Господи, спаси и сохрани»- при болезни, в дороге…

«Господи, прости и помилуй» - если совершил что- то неблаговидное.

«Слава Богу за всё»- благодарим Бога за всё хорошее и не только.

- В скором времени вы пойдёте учиться в школу. Какой святой поможет вам в учении? (Сергий Радонежский)

Обобщение:

Дорогие ребята, помните о том, что Бог присутствует не только в храме, Дух Божий везде. В молитвах к нему и всем святым вы можете обращаться и дома, и в садике, и на улице. И старайтесь вести себя так, чтобы не огорчать Господа, своих Ангелов, своих родных и близких. Тогда в вашем сердце никогда не поселится зло. А примером для подражания пусть будет для вас преподобный Сергий Радонежский и его добрые дела. На прощание я хочу подарить вам иконки Сергия, пусть они приносят Вам удачу.

Использованная литература

1. Методическое пособие воспитателей дошкольных учреждений Основы христианской культуры. С. Ю. Афанасьева, Калининград, «Золотое сечение», 2001г.

2. Егорушка. Русские дети сегодня и встарь. (детский православный календарь на 2012 год, Санкт- Петербург, 2011 г.

3. Розина О. В. Духовные основы русской культуры. Терминологический словарь. – М. : Наука и слово, 2009.

4. Православие от А до Я. Словарь-справочник. /под ред. Е. О. Фоминой. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство «ДАРЪ», 2006.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Весна идет, весне дорогу»Конспект занятия «Весна идет, весне дорогу» КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: 1. Активизировать и уточнять словарь детей по теме: "Весна"; 2. Развивать навыки слогового анализа и синтеза.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Весна идёт, весне дорогу»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Весна идёт, весне дорогу» b]Конспект интегрированного занятия (ИЗО деятельность + музыка) в подготовительной группе «Весна идёт, весне дорогу».[/b] Программное содержание:.

Конспект НОД в старшей группе «Весне дорогу!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17» Энгельсского муниципального района.

Математическая игра-сказка «Кошка, которая гуляла сама по себе»Математическая игра-сказка «Кошка, которая гуляла сама по себе» - История эта случилась в те далекие времена, когда человек был совсем диким и жил в диком лесу среди диких зверей. Игровое упражнение.

Ниткография — техника, которая еще называется рисование нитью. Мастер-классНиткография — техника, которая еще называется рисование нитью. Мастер-класс Данный мастер-класс расскажет вам о создании красочной картины 1. Для работы нужны- остатки пряжи (желательно чтобы она была новой или отпареной,.

Сценарий познавательно-игровой программы ко Дню Победы «Всем миром, всем народом» Сценарий познавательно-игровой программы ко Дню Победы "Всем миром, всем народом" Цель - формировать нравственно-патриотические чувства.

Сказка для влюбленной девочки-подростка, которая чрезмерно навязчива молодому человеку, отвергшему её. Сказка для влюбленной девочки-подростка, которая чрезмерно навязчива молодому человеку, отвергшему ее. Задача: Коррекционная. Цель: Гармоничное.

Сказкотерапия. Сказка про Настёну, которая не хотела делиться игрушками проблема-нежелание делиться игрушками Жила-была девочка Настёна. Утром мама и папа уезжали на работу, а Настёну отводили в детский сад.

Воспитатель детсада из Воркуты написала книгу, которая бьет рекорды популярностиВоспитатель детсада из Воркуты написала книгу, которая бьет рекорды популярности В Национальной детской библиотеке имени С. Я. Маршака состоялась презентация книги воркутинской писательницы Натальи Стасиной «Мама балуется».

Экскурсия в храм Преподобного Сергия РадонежскогоЭкскурсия в храм Преподобного Сергия Радонежского Экскурсия в храм Преподобного Сергия Радонежского. Задачи: Познакомить детей с устройством храма. Дать представление о форме одежды, приемлемой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД: Он всем нам показал дорогу, которая приводит к Богу. Знакомство с житием преподобного Сергия Радонежского
Опубликовано: 19 июня 2016 в 00:56
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД: Он всем нам показал дорогу, которая приводит к Богу. Знакомство с житием преподобного Сергия Радонежского» (включая файлы) размещена пользователем Елена Стрижикозина (УИ 592148) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД