Ирина Куропаткина
Конспект НОД с детьми старшей и подготовительной группы: ознакомительная иллюстрированная беседа на тему «Метро»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
•Познакомить детей с видом подземного транспорта в городе Санкт-Петербурге.
Задачи:
•Рассказать о причинах возникновения и необходимости такого вида транспорта в большом городе.
•Познакомить с историей возникновения метро в России, и его основателем.
• Пополнить словарь ребят новые слова: метрополитен, вестибюль, турникет, эскалатор, ограничительная черта, жетон, поручень, тоннель.
Публикация «Конспект НОД с детьми старшей и подготовительной группы: ознакомительная иллюстрированная беседа на тему „Метро“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Метро. Все о метро для детей
- Общественный транспорт
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2013
•Познакомить с правилами поведения в метрополитене.
•Развивать у детей любознательность и интерес ко всему новому.
•Продолжать учить грамотно описывать ситуации из жизненного опыта.
Ребята, вы все наверняка знаете, что такое метро! Кто мне может объяснить, что это такое и для чего оно нужно человеку? (ответы детей). Конечно, метро, а полное название – метрополитен, это скоростная внеуличная транспортная система, вид транспорта, и нужен он человеку для того, чтобы передвигаться по городу. На что похожа электричка метрополитена? Да, на обычную железнодорожную электричку, только движущуюся по тоннелю, который прорыт под землёй.
Скажите, ребята, а вы знаете, по какой причине люди задумали подземную дорогу? Разве им было мало места на поверхности, зачем было рыть тоннели и пускать по ним поезда. Что же их натолкнуло на такую идею? (предположения детей)
А вот я вам сейчас расскажу, как было на самом деле.
Идея строительства первого метрополитена в России, появилась раньше чем в Лондоне. Ещё в 1820 году в столице Российской империи - Санкт Петербурге, инженер Торгованов предложил императору Александру I построить тоннель под Невой, так как тогда была острая необходимость соединить 2 берега Невы, а постоянного моста ещё не было. Инженеру Торгованову отказали, посчитав его проект абсурдом, то есть полной ерундой. О постройке метрополитена в Российской империи забыли. Вспомнили лишь только в 80-х годах, почти через 140 лет, когда в столице возникли транспортные проблемы, а альтернативного транспорта кроме частных извозчиков и омнибусов (всё равно, что маршрутка с платными местами для пассажиров и регулярным маршрутом, только в виде кареты, которую везёт лошадь) не было. Тогда и появилось большое количество самых разнообразных проектов: построить железную дорогу, или засыпать Обводный канал. Но опять же всем этим планам по разным причинам сбыться не удалось. Всё отложили.
Далее настали трудные времена: октябрьская революция 1917 года, разруха, гражданская война. В 1918 году столица РСФСР переехала в Москву, и про метро в Петрограде опять забыли.
Вскоре в новой столице, в Москве, возникла такая же транспортная проблема, как и в Петрограде, в своё время. И, наконец, в июне 1931 года на всеобщем собрании было принято постановление: "Необходимо немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метрополитена в Москве, как главного средства, разрешающего проблему быстрых и дешевых людских перевозок, с тем, чтобы в 1932 году уже начать строительство. "
В России первое метро появилось в Москве
15 октября 1935 года 13 великолепно оформленных станций Московского метро открыли свои двери для пассажиров.
Примерно в эти же годы Ленинграде, так одно время назывался Санкт-Петербург, возникла острая транспортная проблема, поскольку трамваи не справлялись с большим потоком пассажиров. Тогда и приступили к проектированию Ленинградского метрополитена. В начале 1941 года был организован отряд рабочих и начались первые работы. Но начавшаяся 22 июня Великая Отечественная война, между русскими и немцами, помешала всем этим планам. Из за опасности взятия немцами города все шахты и выработки пришлось затопить или разрушить. Лишь спустя почти 2,5 года после войны - 3 сентября 1947 года строительство было возобновлено. 5 ноября 1955 года 8 роскошных станций были сданы.
Со временем станций стало больше. И по сей день расширяется территория города и появляются новые станции метро на новых улицах.
Вот так выглядит карта метрополитена в городе Санкт Петербурге сейчас.
Так выглядит одна из станций метрополитена :
А это туннель метро, по нему проходят электрички с пассажирами. Посторонним людям туда вход запрещён. По стенам туннеля проходят провода с очень сильным напряжением, которое очень опасно для жизни человека.
Так выглядит знак метро. Этот знак вешается при входе в вестибюль метрополитена. Любой человек увидевший этот знак на стене дома понимает, здесь вход в метро.
На сегодняшний день работает 5 линий метро
Количество станций — 63, среди них 7 пересадочных узлов. На пересадочном узле можно перейти с одной электрички на другую.
Есть станции метро, которые совмещены с вокзалами или железнодорожными станциями. Можно на метро доехать прямо до вокзала
Метро Санкт-Петербурга является самым глубоким в мире по средней глубине залегания станций. Большое количество станций отличается архитектурно-художественным оформлением, гармонично вписавшимся в исторический облик города. Вагоны метро поддерживают в чистоте. Каждый день производится сухая уборка салонов. Влажная уборка салона поездов производится чуть реже, примерно раз в 2—3 дня; Периодически вагоны моют снаружи (в порядке очереди) на вагономоечной машине.
Тоннели метро моет специальный вагон. Их моют водой, и вода стекает вниз по специальным трубам.
Теперь пришло время узнать, какие правила поведения в метрополитене. Метрополитен является объектом повышенной опасности. Чтобы было меньше несчастных случаев и неприятных происшествий, люди создали правила поведения в метро.
1. Итак, мы подходим к метро. Внимательно на себя посмотрим - ведь входить можно только в чистой и опрятной одежде и - запомните! - без мороженого, а так же и все пачкающие предметы стоит где-нибудь оставить, иначе испачкаете и себя и других пассажиров.
2. При входе на станцию через вестибюльные двери, необходимо - придерживать их, чтобы не травмировать идущих за Вами пассажиров.
3. Чтобы пройти к эскалатору, нужно заплатить за проезд и пройти через турникет. Можно воспользоваться специальным жетоном или проездной карточкой.
4. Чтобы избежать травмирования на эскалаторах - необходимо стоять справа обязательно по направлению движения, крепко держаться за поручень, а дети должны держать за руку взрослого. При сходе с эскалатора смотреть под ноги и не задерживаться.
Как бы вы ни устали, нельзя облокачиваться и ставить вещи на поручни эскалаторов, сидеть на ступенях эскалатора; а уж тем более баловаться. Если на Ваших глазах пассажир упал на эскалаторе, или его вещи попали в гребёнку эскалатора - следует незамедлительно обратиться к дежурному по эскалатору. Если эскалатор внезапно остановился - нужно чётко следовать указаниям дежурного по эскалатору.
Для напоминания на стенах метро существуют знаки.
Как вы думаете, что они обозначают? (ответы детей) Вы молодцы, совершенно верно ответили. Это два запрещающих знака: -не бегать по эскалатору, и –не сидеть на ступенях. И два предупреждающих знака: -поднимать тележки при входе и сходе с эскалатора, и –держите детей за руку.
5. Вы спустились на эскалаторе и видите подъезжает ваш поезд. Стоп! Ни в коем случае не бежать к нему, можно случайно столкнуться с проходящими мимо пассажирами и навредить себе и им, создав при этом опасную ситуацию.
6. Вы дошли до платформы, и ждете поезда, естественно, не заступая за ограничительную линию, чтобы не упасть на пути.
Линия создана для соблюдения безопасного расстояния между человеком и электропоездом. Поезд подъехал и первым делом надо выпустить людей из вагона, а потом входить в вагон. Если Ваши вещи упали на путь - следует обратиться к работнику станции или постовому милиционеру. Категорически запрещается спрыгивать на путь и самостоятельно доставать вещи.
Если Вы упали на путь не получив при падении серьёзных травм и можете самостоятельно двигаться – Вам нужно встать и, не приближаясь к краю платформы с которого Вы упали, быстро идти по ходу поезда к началу платформы. Ориентиром для Вас послужит чёрно-белая рейка, укрепленная на пути. Стойте за рейкой и Вы будете в безопасности! Ожидайте работника метрополитена, который выведет Вас из тоннеля.
Если при падении на путь Вы получили травму или видите приближающийся электропоезд – ложитесь в лоток между рельсами лицом вниз и головой к поезду. В этом случае движущийся поезд, не причинит вам вреда. Лежите в таком положении до тех пор, пока машинист электропоезда или дежурный персонал не придут к Вам на помощь. Ни в коем случае нельзя прятаться под край пассажирской платформы или самостоятельно выбраться с пути: вдоль края платформы проходит контактный рельс, на который подано высокое напряжение 825В, приближение к нему, а тем более касание – опасно для жизни. Не прикасайтесь к частям вагона, они могут оказаться под напряжением.
7. При входе и выходе из вагона необходимо держать взрослого за руку и внимательно смотреть под ноги, чтобы не провалиться в промежуток между платформой и вагоном.
8. Во время движения вагона стоять необходимо расставив ноги на ширине плеч, обязательно держаться за поручень (взрослого). На дверях вагона существуют запрещающие знаки «не прислоняться». Для безопасности пассажиров.
9. Если на Ваших глазах пассажиру стало плохо в вагоне - следует незамедлительно связаться с машинистом электропоезда по экстренной связи «Пассажир – Машинист», она находится на стене вагона около выхода, и сообщить ему о случившемся, обязательно указав номер вагона. В этом случае машинист вызовет врача к ближайшей станции.
До прибытия врача необходимо оказать первую помощь больному.
Если происходит хулиганское действие в вагоне - следует незамедлительно связаться с машинистом электропоезда по экстренной связи «Пассажир-Машинист» и сообщить ему о случившемся, обязательно указав номер вагона. В этом случае машинист вызовет наряд милиции к ближайшей станции.
Будьте бдительны и внимательны к себе и окружающим Вас людям, соблюдайте правила пользования метрополитеном.
Итак, я познакомила вас с правилами поведения в метрополитене. А сейчас я проверю, внимательно ли вы слушали меня, или нет. Ответе на несколько моих вопросов:
•Можно сидеть на ступеньках эскалатора?
•Можно входить в метро с мороженным? Почему?
•Почему нельзя бежать до поезда от эскалатора?
•Что нужно делать, если человек упал на пути электропоезда? Куда ему идти, чтобы выбраться? Кто должен прийти на помощь?
•Что нельзя переступать на платформе?
•Кому надо позвонить, и каким образом, если в вагоне стало плохо человеку?
•За что необходимо держаться во время движения вагона?
•Если в вагон вошёл пожилой человек, а вы сидите, что надо сделать?
•Что такое метро?
•В каком городе самое глубокое метро?
•К кому надо обратиться в метро, если вы потерялись?
•В каком городе первым построили метро, в Санкт-Петербурге или в Москве?
•Можно заходить в туннель метро? Почему?
Фотографии о метрополитене легко найти в интернете. Так же можно найти настоящую инструкцию о правилах поведения в метрополитене.
Далее можно предложить ребятам посмотреть видео о метро, а после нарисовать рисунки на эту тему.