Юлия Огнева
Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Осина» с использованием мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова с использованием мнемотехники
Основная образовательная область «Коммуникация»
Интеграция с другими областями: «Чтение художественной литературы», «Познание. Природное окружение», «Художественное творчество».
Цель НОД: развитие связной речи через обучение пересказыванию.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи, Пересказ рассказа И, Соколова-Микитова „Осина“ с использованием мнемотехники» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные: Расширить знания о осеннем сезоне, о деревьях. Установить связи между изменениями в природе. Уточнить понятие «лиственные, хвойные». Активизировать словарь по лексической теме, ввести в речь слова: золотая осень, пурпурно-красный, шелестит, горче пахнет, расстилается.
Развивающие: Развивать связную речь детей, учить детей пересказывать текст, опираясь на графические символы, используя мнемотехнику. Развивать тонкую пальцевую моторику.
Воспитательные: Формировать интерес к живой природе, умение видеть красоту, хрупкость природы. Воспитывать навыки сотрудничества во время образовательной деятельности.
Оборудование, атрибуты:
Картинки с изображением деревьев лиственных и хвойных. Мнемосхемы для пересказа. Мяч.
Предварительная работа:
Рассматривание картин с изображением леса осенью, разных деревьев.
Заучивание наизусть стихотворения «Падают, падают листья» с помощью мнемотаблиц.
Наблюдение за деревьями, листопадом во время прогулки.
Рисование на тему «Деревья осенью»
Последовательность действий
1. Организационный момент.
Создание положительного эмоционального фона:
- Сейчас, ребята, мы повторим знакомую вам пальчиковую гимнастику и вы поймёте о каком времени года пойдет речь.
«Осенние листья»
Раз, два, три, (загибают пальчики, начиная с большого)
четыре, пять,
Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы, (загибают пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. (шагают пальчиками по столу)
Н. Нищева
О каком времени года мы говорили?
- Об осени.
- Правильно, ребята. Мы уже много говорили об осени и сейчас повторим ее приметы.
Речевая игра «Что когда бывает?»
Цель игры: Уточнить знания о сезонах, развивать внимание, быстроту реакции.
Оборудование: Мяч среднего размера.
Алгоритм проведения:
Дети стоят в кругу, воспитатель внутри круга с мячом, называет приметы времен года. Если примета осенняя, то ребёнок просто ловит мяч, если другого времени года, то сразу бросает его воспитателю и объясняет почему. При объяснении дети должны составлять предложения с противительным союзом «а».
- желтеют листья
- расцветают цветы
- собирают урожай
- идёт долгий дождь
- мороз
- собирают грибы
- идёт первый снег
- жаркие дни
- распускаются почки
- птицы улетают в тёплые края
Молодцы, вы были внимательны, садитесь на свои места.
2. Основная часть.
Подготовка к восприятию текста.
Сегодня мы с вами поговорим о деревьях. Что происходит с ними осенью?
- Они меняют цвет, сбрасывают листву.
Почему?
- Становится холодно, мало влаги в земле, зимой листья дереву не нужны, оно «засыпает».
Все ли деревья сбрасывают листья?
- Нет, хвойные остаются зелёными, а лиственные сбрасывают.
Давайте вспомним названия деревьев, рассмотрим картинки и уточним, какие из них лиственные, а какие хвойные.
Дидактическое упражнение «Деревья»
Дети сидят за столами. На демонстрационной доске картинки с изображениями разных деревьев.
- Правила такие: если я называю лиственное дерево, то вы поднимаете руку, а если хвойное, то руки сложены на парте.
- Берёза, клён, ель, липа, дуб, сосна, кедр, тополь, осина.
Хорошо, вы отлично знаете деревья, игра окончена. Кто из вас запомнил, какое дерево я назвала последним?
- Осина. (Картинки всех, кроме осины снимаются с доски)
- Правильно, сегодня я прочитаю вам рассказ «Осина».
Чтение рассказа: «Осина». Развитие слухового внимания и памяти.
- Внимательно послушайте рассказ И. Соколова-Микитова «Осина».
«Осина»
…Хорош осиновый лес в осенние ясные дни. В пурпурно-красный цвет окрашена листва. Чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Тут и там под ними красноватые шляпки поздних грибов-подосиновиков. Шелестит под ногами пожелтевший папоротник, и ещё горче пахнет в осиновом лесу.
По И. Соколову-Микитову
Беседа по содержанию, содержательный и языковой разбор текста.
- В какие дни хорош осиновый лес? (В ясные осенние дни.)
- В какой окрашена листва? (В пурпурно-красный окрашена листва.)
- Каким ковром расстилаются листья? (Чистым ковром.)
- Что мы видим под деревьями тут и там? (Грибы- подосиновики.)
- Что шелестит под ногами, как пахнет в осиновом лесу? (Папоротник шелестит и ещё горче пахнет в осиновом лесу.)
Физкультурная пауза
«Дождик»
Координация речи и движения
К нам на длинной тонкой ножке (прыжки на одной ножке)
Скачет дождик по дорожке.
В лужице — смотри, смотри! - (ритмичные приседания)
Он пускает пузыри.
Стали мокрыми кусты, (руки вверх, потряхивание кистями)
Стали мокрыми цветы. (наклон, руки к полу, потряхивание)
Мокрый серый воробей (выпрямиться, руки вниз, потряхивание)
Сушит пёрышки скорей.
Н. Нищева
Повторное чтение рассказа.
В процессе чтения на демонстрационную доску выставляются мнемотаблицы по одной на каждое предложение. Воспитатель объясняет что значат символы, произносит фразы из текста, указкой показывает символы.
- А сейчас я ещё раз прочитаю вам рассказ и покажу волшебные схемы — помощники, которые и помогут нам запомнить и пересказать текст.
Дети вызываются пересказать текст сначала по одному предложению, затем весь текст.
Подведение итогов.
- О каком времени года мы сегодня говорили?
- Как называется рассказ, который мы сегодня пересказали?
- С помощью чего нам легко удалось сделать пересказ?
- Помогли ли вам схемы во время запоминания?
Оценка деятельности детей. В завершении за хорошую работу дети награждаются медальками, сделанными воспитателем.
Используемая литература:
1). «Обучение дошкольников пересказыванию» Конспекты занятий. Коллектив авторов. (Алгоритм построения конспекта)
2). Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
3). Н. В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР»
4). Л. Л. Тимофеева «Ребёнок и окружающий мир» комплексные занятия в старшей группе.
Мнемосхемы для пересказа разработаны самостоятельно.