Приложение МААМ

Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Осина» с использованием мнемотехники (2 фото)

Юлия Огнева
Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Осина» с использованием мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова с использованием мнемотехники

Основная образовательная область «Коммуникация»

Интеграция с другими областями: «Чтение художественной литературы», «Познание. Природное окружение», «Художественное творчество».

Цель НОД: развитие связной речи через обучение пересказыванию.

Задачи:

Публикация «Конспект НОД по развитию речи, Пересказ рассказа И, Соколова-Микитова „Осина“ с использованием мнемотехники» размещена в разделах

Образовательные: Расширить знания о осеннем сезоне, о деревьях. Установить связи между изменениями в природе. Уточнить понятие «лиственные, хвойные». Активизировать словарь по лексической теме, ввести в речь слова: золотая осень, пурпурно-красный, шелестит, горче пахнет, расстилается.

Развивающие: Развивать связную речь детей, учить детей пересказывать текст, опираясь на графические символы, используя мнемотехнику. Развивать тонкую пальцевую моторику.

Воспитательные: Формировать интерес к живой природе, умение видеть красоту, хрупкость природы. Воспитывать навыки сотрудничества во время образовательной деятельности.

Оборудование, атрибуты:

Картинки с изображением деревьев лиственных и хвойных. Мнемосхемы для пересказа. Мяч.

Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Осина» с использованием мнемотехники

Предварительная работа:

Рассматривание картин с изображением леса осенью, разных деревьев.

Заучивание наизусть стихотворения «Падают, падают листья» с помощью мнемотаблиц.

Наблюдение за деревьями, листопадом во время прогулки.

Рисование на тему «Деревья осенью»

Последовательность действий

1. Организационный момент.

Создание положительного эмоционального фона:

- Сейчас, ребята, мы повторим знакомую вам пальчиковую гимнастику и вы поймёте о каком времени года пойдет речь.

«Осенние листья»

Раз, два, три, (загибают пальчики, начиная с большого)

четыре, пять,

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы, (загибают пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. (шагают пальчиками по столу)

Н. Нищева

О каком времени года мы говорили?

- Об осени.

- Правильно, ребята. Мы уже много говорили об осени и сейчас повторим ее приметы.

Речевая игра «Что когда бывает?»

Цель игры: Уточнить знания о сезонах, развивать внимание, быстроту реакции.

Оборудование: Мяч среднего размера.

Алгоритм проведения:

Дети стоят в кругу, воспитатель внутри круга с мячом, называет приметы времен года. Если примета осенняя, то ребёнок просто ловит мяч, если другого времени года, то сразу бросает его воспитателю и объясняет почему. При объяснении дети должны составлять предложения с противительным союзом «а».

- желтеют листья

- расцветают цветы

- собирают урожай

- идёт долгий дождь

- мороз

- собирают грибы

- идёт первый снег

- жаркие дни

- распускаются почки

- птицы улетают в тёплые края

Молодцы, вы были внимательны, садитесь на свои места.

2. Основная часть.

Подготовка к восприятию текста.

Сегодня мы с вами поговорим о деревьях. Что происходит с ними осенью?

- Они меняют цвет, сбрасывают листву.

Почему?

- Становится холодно, мало влаги в земле, зимой листья дереву не нужны, оно «засыпает».

Все ли деревья сбрасывают листья?

- Нет, хвойные остаются зелёными, а лиственные сбрасывают.

Давайте вспомним названия деревьев, рассмотрим картинки и уточним, какие из них лиственные, а какие хвойные.

Дидактическое упражнение «Деревья»

Дети сидят за столами. На демонстрационной доске картинки с изображениями разных деревьев.

- Правила такие: если я называю лиственное дерево, то вы поднимаете руку, а если хвойное, то руки сложены на парте.

- Берёза, клён, ель, липа, дуб, сосна, кедр, тополь, осина.

Хорошо, вы отлично знаете деревья, игра окончена. Кто из вас запомнил, какое дерево я назвала последним?

- Осина. (Картинки всех, кроме осины снимаются с доски)

- Правильно, сегодня я прочитаю вам рассказ «Осина».

Чтение рассказа: «Осина». Развитие слухового внимания и памяти.

- Внимательно послушайте рассказ И. Соколова-Микитова «Осина».

«Осина»

…Хорош осиновый лес в осенние ясные дни. В пурпурно-красный цвет окрашена листва. Чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Тут и там под ними красноватые шляпки поздних грибов-подосиновиков. Шелестит под ногами пожелтевший папоротник, и ещё горче пахнет в осиновом лесу.

По И. Соколову-Микитову

Беседа по содержанию, содержательный и языковой разбор текста.

- В какие дни хорош осиновый лес? (В ясные осенние дни.)

- В какой окрашена листва? (В пурпурно-красный окрашена листва.)

- Каким ковром расстилаются листья? (Чистым ковром.)

- Что мы видим под деревьями тут и там? (Грибы- подосиновики.)

- Что шелестит под ногами, как пахнет в осиновом лесу? (Папоротник шелестит и ещё горче пахнет в осиновом лесу.)

Физкультурная пауза

«Дождик»

Координация речи и движения

К нам на длинной тонкой ножке (прыжки на одной ножке)

Скачет дождик по дорожке.

В лужице — смотри, смотри! - (ритмичные приседания)

Он пускает пузыри.

Стали мокрыми кусты, (руки вверх, потряхивание кистями)

Стали мокрыми цветы. (наклон, руки к полу, потряхивание)

Мокрый серый воробей (выпрямиться, руки вниз, потряхивание)

Сушит пёрышки скорей.

Н. Нищева

Повторное чтение рассказа.

В процессе чтения на демонстрационную доску выставляются мнемотаблицы по одной на каждое предложение. Воспитатель объясняет что значат символы, произносит фразы из текста, указкой показывает символы.

Фото «Осина»

- А сейчас я ещё раз прочитаю вам рассказ и покажу волшебные схемы — помощники, которые и помогут нам запомнить и пересказать текст.

Дети вызываются пересказать текст сначала по одному предложению, затем весь текст.

Подведение итогов.

- О каком времени года мы сегодня говорили?

- Как называется рассказ, который мы сегодня пересказали?

- С помощью чего нам легко удалось сделать пересказ?

- Помогли ли вам схемы во время запоминания?

Оценка деятельности детей. В завершении за хорошую работу дети награждаются медальками, сделанными воспитателем.

Используемая литература:

1). «Обучение дошкольников пересказыванию» Конспекты занятий. Коллектив авторов. (Алгоритм построения конспекта)

2). Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

3). Н. В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР»

4). Л. Л. Тимофеева «Ребёнок и окружающий мир» комплексные занятия в старшей группе.

Мнемосхемы для пересказа разработаны самостоятельно.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебные слова» ПРОЕКТ “ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА ” ВЫПОЛНИЛИ: дети старшего дошкольного возраста Анализ проблемы: при чтении рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Осина» с использованием мнемотехники
Опубликовано: 22 октября 2013 в 19:26
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Осина» с использованием мнемотехники» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Огнева (УИ 145081) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД